Михаэль Рубин
После того, как иракский парламент запретил 500 кандидатам участие в выборах 7 марта, вице-президент Джозеф Байден ринулся в Багдад, чтобы призвать иракских политических лидеров пересмотреть это решение. В то время как этот запрет подогрел американские сомнения в иракской демократии, эти сомнения неосновательны, особенно сейчас.
Решение парламента Ирака не сняло с выборов всех кандидатов-суннитов. Даже списки, в которых шииты составляют большинство, включают представителей и других конфессий. Иракцы заявили, что этот спор реально касается власти закона и их суверенитета. Независимо от этнической и конфессиональной принадлежности – и даже в иракских высших военных кругах – иракцы считают возможной попытку баасистского переворота вслед за выводом американских войск, даже если они расходятся во мнениях относительно его шансов на успех. Действительно, это не случайность, что нынешний министр обороны оказался среди тех, кому парламентом запрещено участие в предстоящих выборах.
Белый Дом и посольство США в Ираке должны быть осторожны, вмешиваясь в юридические вопросы. С точки зрения Ирака их право редко столь произвольно как капризы посольства США или эксперименты Центкома (Центрального командования, ответственного за обширный регион Ближнего Востока и Восточной Африки, в который входит и Ирак. – прим. пер.). Иракская (юридическая) система сейчас работает. Уже несколько десятков дисквалифицированных кандидатов в депутаты восстановили свои права, использовав право подать аппеляцию на данное решение. Чрезмерно активный Белый Дом может лишь усилить недоверие иракцев, которое и так уже велико из-за существующего там впечатления, что нынешняя американская администрация враждебна к арабской демократии. В офисах и учебных аудиториях вокруг священного города Наджафа шиитские религиозные лидеры остро критикуют военные усилия США - указывая на генералов Петревиуса и Одиермо. «Советы пробуждения не могут быть использованы в отношении партии Баас», - заявил сын одного из великих аятолл. – «Если они не приемлют идею демократии, то как они могут управлять?»
Действительно ирония ситуации состоит в том, что так много обозревателей бичуют иракскую демократию перед выборами, которые могут, как ни одни другие предыдущие голосования, укрепить демократию в Ираке. В 2005 году иракские лидеры стремились доминировать в обществе. Шиитские и курдские лидеры использовали вооруженные формирования (милицию), чтобы навязать силой то, чего они не могли достичь путем выборов. Однако негативная реакция общества на эти злоупотребления силой перевесила кракосрочные дивиденты, которые эти движения получили. На муниципальных выборах в январе и июле 2009 года избиратели наказали Высший исламский совет в Ираке и Патриотический союз Курдистана, две партии, которые использовали милицию, чтобы защитить коррупцию и запугать избирателей.
Эта тенденция к большей подотчетности (избирателям) будет усиливаться, поскольку парламент Ирака пересмотрел систему закрытых списков и партийных платформ, навязанную Временными оккупационными властями и Организацией Объединенных наций. До этого партийные лидеры, а не избиратели определеляли успех того или иного политика. По новой системе, имена всех кандидатов должны быть на изирательных бюллетенях и иракцы могут проголосовать за отдельного кандидата, независимо от того, какое место он занимает в общем списке. Больше лидеры партий не смогут вставлять в списки родственников и коррумпированных функционеров без негативных последствий для своих результатов на выборах. В то время как у Нури эль-Малики репутация честного политика, избиратели могут отвергнуть многих из его подчиненных, у которых нет такой репуттации. Один из высших членов партии Дава сделал прогноз, что только 50% нынешних функционеров сохранят свои посты. Муниципальные выборы дали возможность взглянуть на новый реализм иракцев. Губернаторы получили свои посты только после согласования соглашений о разделении власти. Губернатор Наджафа Аднан эль-Зуфри, который занял пост в коалиции с Высшим исламским советом в Ираке, сказал, что его соперники осознали, что избиратели накажут обе партии, если они не будут сотрудничать и отчитываться перед ними. Сравните это с политическими нормами в других арабских странах: в большинстве этих стран одна партия или диктаторы находятся у власти, иракские же политики обсуждают стратегию избирательных компаний и подбирают кандидатов так, чтобы получить максимальное количество мест на выборах за счет коалиций. На деле Ирак сейчас одна из двух стран Ближнего Востока, где обычный человек не может легко предсказать, кто будет избран руководителем страны. Даже нынешний президент Ирака Джалал Талабани, фаворит американцев, после мартовских выборов может обнаружить, что ему надо уходить в отставку. «Если Талабани не может разобраться с делами в своей собственной партии, - заметил один шиитский лидер, имея в виду утрату Талабани политической поддержки среди курдов, - то почему он заслуживает быть главой Ирака?»
Тем не менее, Ирак требует осторожности и нуждается в международной помощи. Доверие к Независимой высшей избирательной комиссии низкое из-за скандала со взятками на выборах, прошедших прошлым летом в Курдистане. Политики обеспокоены тем, что их оппоненты, выступив плохо в некоторых районах, могут преднамеренно сделать так, чтобы избирательные урны были признаны недействительными в тех районах, где будет особенно равное соперничество. Отсутствие международной подготовки к выборам в Ираке, чтобы можно было помочь обеспечить прозрачность выборов, усиливает страхи, что повторится ситуация с неудавшимися выборами в Афганистане. Беспорядки в день выборов могут помешать планам вывода американских войск. Наоборот, успешные выборы позволят Ираку выйти из кризиса. Со времени Саддама пройдет уже более десяти лет, когда закончится срок полномочий парламента, который будет избран в марте. Как отметили студенты Багдадского университета, иракцы поступающие в университет, были не старше восьми лет, когда режим Саддама пал. Подобно тому, как новые поколения в Восточной Европе оставили прошлое позади себя, это же могут сделать и молодые иракцы. Как печально, что когда госсекретарь США Хиллари Клинтон говорила о «трех – Д – дипломатия (diplomacy), развитие (development) и оборона (defense)», принципах, которые определяют философию внешней политики Обамы, среди них не было демократии (democracy).
Михаель Рубин, сотрудник "The American Enterprise Institute" и старший редактор "Middle Eas Quarterly", недавно вернувшийся из поездки по Ираку, которую он совершил вне рамок ответственности американских военных органов и органов, обеспечивающих безопастность.