Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Военно-политическая обстановка в Ираке (август 2010 года)

Просмотры3265Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2010-09-06

В. П. Юрченко  Институт Ближнего Востока
В августе 2010 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Основным событием минувшего месяца стало окончание 31 августа боевой миссии вооруженных сил США в стране. В августе в Ираке продолжался глубокий внутриполитический кризис, вызванный отсутствием прогресса в деле формирования коалиционного правительства по итогам состоявшихся еще в марте с. г. парламентских выборов. Нестабильная, с видимыми элементами напряженности остается ситуация в сфере безопасности. В прошедшем месяце внешнеполитические контакты руководства и видных политиков Ирака были связаны преимущественно с вопросами формирования нового правительства страны. Одновременно США и соседние государства активно пытались воздействовать на развитие политической ситуации в Ираке. По оценкам экспертов, основной причиной решения американской администрации вывести войска из Ирака стало понимание вашингтонскими по-литиками невозможности решения конфликта в этой стране военным путем. Фактически это явилось признанием того, что длительное и масштабное американское военное присутствие так и не привело к стабилизации положения в Ираке и урегулированию многочисленных и сложных иракских конфликтов. Свою немаловажную роль также играют требования внутренней политической борьбы в США. До запланированных на ноябрь промежуточных выборов в Конгресс президент Б. Обама надеется заручиться большей поддерж-кой американцев путем реализации обещаний, данных во время предвыборной кампании в 2008 году. Кроме того, в Вашингтоне решили переместить «стратегический центр» борьбы с терроризмом из Ирака в Афганистан. Так, Б. Обама 31 августа заявил, что «благодаря выводу войск из Ирака Соединенные Штаты смогут перебросить необходимые ресурсы в Афганистан для борьбы с «Аль-Каидой»». Необходимо отметить, что официальное прекращение войсками США боевых операций на иракской территории произошло «в момент серьезной политической и институциональной неопределенности» в стране, которая продолжает балансировать на грани раскола по этно-конфессиональному признаку и возобновления гражданской войны. Причем утверждения президента США Б. Обамы, других высокопоставленных государственных деятелей и представителей военного командования о сокращении насилия в Ираке «до исторического минимума» опровергаются реальными событиями, происходящими в стране, практически ежедневными террористическими актами и вооруженными нападениями, совершаемыми в различных районах Ирака. Не выдерживают критики и утверждения многих американских и иракских ру-ководителей о готовности иракской армии, полиции и органов безопасности самостоятельно обеспечить безопасность на всей территории страны. К тому же отметим, что очень многие в Ираке опасаются того, что образующийся после ухода американских войск «вакуум силы» постараются заполнить региональные игроки: с одной стороны – шиитский Иран, с другой – суннитские арабские государства, а также Турция. Это может привести к новой вспышке межэтнического и межконфессионального противостояния, причем более жестокого, чем в 2006-2007 годы. Таким образом, завершение военной кампании Соединенных Штатов и вывод из Ирака боевых частей ВС США ни в коей мере не стал следствием успешного завершения американской «освободительной» миссии в этой стране. За более чем семь лет американцам так и не удалось создать в Ираке стабильное демократическое государство и гражданское общество, сформировать дееспособные национальные силовые структуры и восстановить нормально функционирующую экономику. В своем обращении к американскому народу 31 августа президент Б. Обама признал: «Остается еще много работы, которую нам предстоит сделать, чтобы быть уверенными в том, что Ирак яв-ляется нашим эффективным партнером». По мнению видного американского специалиста-ближневосточника Э. Кордесмана, «война в Ираке не закончилась. По сути, он (Ирак, - В. Ю.) находится в критической ситуации, как это и было в любой период после 2003 года». Положение дел в сфере безопасности в Ираке в августе 2010 года продолжало оставаться неустойчивым. Зарубежные эксперты считают, что ситуация с обеспечением безопасности в стране «более хрупкая, чем та, кото-рую хотели бы видеть американские и иракские власти». По данным иракских правительственных органов, в прошедшем месяце число погибших от различных видов вооруженного насилия мирных жителей составило 295 че-ловек (в июле – 396 человек), а число раненых достигло 508 человек (в июле – 680 человек). Также было убито 98 боевиков и террористов (в июле – около 100). Ежедневно в стране совершается в среднем 14 терактов и вооруженных нападений. 25 августа в Ираке была совершена серия хорошо скоординированных терактов, которая была направлена главным образом против местной полиции и сил безопасности. Тем самым террористы хотели продемонстрировать их слабость и неспособность контролировать ситуацию в стране. Взрывы и нападения, исполненные боевиками-смертниками, произошли в большинстве районов Ирака: в Багдаде, городах Кербела, Эль-Кут, Киркук, Тикрит, Мосул, Басра, в провинциях Дияла и Анбар. Характерно, что акты насилия были осуществлены на следующий день после того как командующий ВС США в Ираке генерал Р. Одьерно объявил о том, что численность американских войск в стране сократилась ниже уровня 50 тыс. человек. По американским оценкам, теракты, наподобие тех, что были совершены 25 августа, будут происходить и в будущем, в т. ч. и после вывода из страны американских войск. 28 августа премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил о приведении в состояние полной боевой готовности национальной армии, полиции и спецслужб. Это было сделано в связи с получением правительством информацией о планах иракского ответвления «Аль-Каиды» и руководства бывшей правящей, а ныне запрещенной партии Баас совершить новые теракты и воо-руженные нападения для того, чтобы еще больше дестабилизировать обстановку в стране. Н. аль-Малики также отметил, что, действующие на иракской территории экстремисты получают помощь из-за рубежа. В августе на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Рамади, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Эль-Махмудия, Тикрит, Ширкат, Талль-Афар, Эль-Халис, Самар-ра, Эль-Юсифийя, Кайяра, Эль-Искандерийя, Эль-Баадж, Рабиа, Сайярийя, Хувайза, Эль-Мукдадийя, Карма, Ясриб, Саклавийя, Эль-Мутанна, Мадаин, Эт-Таджи, Ширин, Абу-Сайда, Нимруд, Эль-Хадита, Балад Руз, Эд-Дуджайль, Эр-Радванийя, и в ряде других мест. Нестабильной и напряженной остается ситуация в Багдаде и приле-гающих к столице районах. В городе и его окрестностях постоянно совершаются теракты, в т. ч. крупные, и вооруженные нападения. Неустойчивая ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, где также регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Напряженность сохраняется и в Киркуке. Здесь не прекращается противостояние арабского и туркоманского населения с курдами. Террористы и боевики продолжали активно действовать в западной провинции Анбар и северо-восточной провинции Дияла. Ситуация в ряде районов на юге Ирака в августе также характеризова-лась заметными элементами напряженности. Вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Басра, Эн-Насирия, Кербела, Эль-Кут, Эш-Шуайба, Джурф-эс-Сакр и некоторых других местах. Наиболее крупный теракт (погибли 29 человек) был совершен 25 августа в Эль-Куте. В августе снизилась напряженность в районах Иракского Курдистана, прилегающих к границам с Турцией, где базируются основные боевые фор-мирования сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительством. В то же время иранские войска обстреливали боевиков сепаратисткой Партии свободной жизни Курдистана (ответвление РПК), находившихся на территории Ирака. Положение дел в сфере безопасности во внутренних районах Иракского Курдистана в прошедшем месяце в целом оставалось стабильным. Вместе с тем, американские эксперты полагают, что усиливающаяся напряженность между арабами и курдами на иракском севере представляет собой одну из главных угроз, препятствующих превращению Ирака в «безопасную и стабильную страну». Это потребует дополнительного внимания и усилий со стороны американских военных и дипломатов. Терроризм продолжает оставаться реальной «угрозой для Ирака», а действия экстремистских сил обусловлены стремлением «подорвать позиции правительства и политический процесс» в стране. Наибольшую опасность представляет местное ответвление «Аль-Каиды». В Вашингтоне считают, что влияние иракской «Аль-Каиды» все еще достаточно сильно и его никоим образом «не стоит минимизировать». В настоящее время «Аль-Каида» всячески пытается спровоцировать суннитское население на возобновление масштабного противостояния («открытую войну») с шиитами. Также «Аль-Каида» пытается вновь привлечь на свою сторону бывших суннитских повстанцев, которые после 2006 года воевали против экстремистов на стороне американских войск. Для этого экстремисты используют недовольство суннитских бойцов отношением к ним со стороны багдадского правительства, которое не предоставляет лицам, служившим в отрядах «Сахва», возможностей для трудоустройства и задерживает выплаты денежных пособий. Экстремисты предпринимают попытки «перекупить» бывших повстанцев, ежемесячно выплачивая тем, кто возвращается на путь вооруженной борьбы с властями, суммы от 100 до 350 долларов США. Одновременно террористы развернули кампанию убийств тех, кто отказывается присоединиться к ним. Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, религиозных деятелей, ученых, судей, преподавателей ВУЗов, военнослужащих правительственной армии и сотрудников спецслужб, шейхов племен. В августе участились нападения на полицейских, а в начале месяца была совершена серия целенаправленных вооруженных нападений на сотрудников дорожной полиции. Нападениям подвергаются иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками (зачастую – женщинами), подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учреждений. Боевики для обстрелов различных объектов часто используют минометы и ракеты. Не прекращаются нападения на здания иракских органов власти, полицейские участки и объекты иракской армии, представительства различных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты. 8 августа впервые в северной части Персидского залива примерно в 30 км от иракского порта Умм-Каср вооруженными преступниками были ограблены четыре торговых судна, принадлежащих Антигуа, КНДР, Сирии и США. Нападавшие похитили у экипажей компьютеры, мобильные телефоны и деньги. Отметим, что эта морская зона вблизи иракских нефтяных терминалов патрулируется кораблями ВМС США и Ирака. Продолжаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам. Не прекращаются попытки различных политических сил, как иракских, так и зарубежных вновь обострить противоречия между суннитами и шиитами и тем самым не допустить стабилизации обстановки в стране. Так, очень многие теракты в августе целенаправленно совершались или против суннитов, или против шиитов. Командование ВС США считает, что иранское руководство финанси-рует и оказывает содействие в обучении некоторых шиитских экстремистских группировок, действующих в Ираке, с тем, чтобы таким образом влиять на развитие ситуации в соседней стране и совершать нападения на американские войска. По состоянию на 1 сентября 2010 года в силовых структурах Ирака числилось около 675 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных сила 248 тыс. чело-век и в различных структурных подразделениях МВД – 427 тыс. человек. В августе 2010 года потери иракских военных и полицейских при проведении ими боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности составили убитыми 131 человек, в т. ч. 54 военнослужащих и 77 полицейских (в июле - 139 человек, в т. ч. 50 военнослужащих и 89 полицейских). Ранения получили 150 военнослужащих (в июле – 165) и 188 полицейских (в июле – 198). 7 июля командование ВС США официально объявило о передаче иракским армии и полиции всей ответственности за проведение операций против боевиков и террористов. При этом командующий американскими войсками в Ираке генерал Р. Одьерно заявил о готовности иракской армии взять на себя ответственность за обеспечение безопасности на всей территории страны. В то же время американские военные продолжают оказывать местным силовикам помощь в ведении разведки и логистическом обеспечении. Подобную помощь ВС США продолжат оказывать иракской стороне вплоть до полного ухода из Ирака в конце 2011 года. Вместе с тем, начальник генштаба ВС Ирака генерал Б. Зибари заявил 11 августа, что полный вывод американских войск из страны к концу 2011 года «будет преждевременным», поскольку иракская армия не будет в состоянии обеспечить полную безопасность до 2020 года. Иракские военные аналитики пришли к выводу, что степень готовности национальной армии успешно противостоять внутренним угрозам составляет в настоящее время 60-70 процентов, но она не может защищать границы страны, так как «не имеет и 20 процентов вооружений, которыми располагают армии соседних государств». В ответ в госдепартаменте США заявили, что «вооруженные силы Ира-ка с каждым днем становятся все более боеспособными», а Вашингтон «никогда не допустит, чтобы в Ираке образовался вакуум в сфере безопасности». Также было признано, что иракские военным необходимо и в дальнейшем поставлять вооружение и военную технику из Соединенных Штатов и союзных им стран. По мнению американского генерала М. Барберо, отвечающего за реализацию программы подготовки иракской армии, Ирак в предстоящем десятилетии будет нуждаться в поддержке со стороны США в деле защиты своих внешних границ, но сможет противостоять внутренним угрозам. Официальный представитель правительства Ирака А. ад-Даббаг 22 ав-густа назвал заявление Б. Зибари «его личным мнением», подчеркнув, тем не менее, что иракские ВС пока не готовы защищать суверенитет страны, т. к. «армию нельзя построить за один-два года. До 2011 года силовые структуры не будут готовы встать на защиту национальных границ и суверенитета». Премьерминистр Ирака Н. аль-Малики 31 августа подчеркнул, что на-циональные силы безопасности готовы взять на себя всю полноту ответственности за безопасность страны и ее граждан, оптимистично добавив, что Ирак готов самостоятельно бороться со всеми угрозами, как с внутренними, так и внешними. Критическую оценку силовым структурам страны дал директор Иракского института стратегических исследований С. аль-Хаваджи: «Американцы уходят, не сумев подготовить дееспособные национальные вооруженные силы и органы безопасности. Это может привести к возвращению вооруженных группировок и росту террористической активности». В условиях продолжения борьбы за власть в Ираке и право формирования нового правительства существует угроза целостности самих сил безопасности, т. к. иракская армия и полиция «построены не на национальной основе». С. аль-Хаваджи считает, что «с уходом американцев все эти взращиваемые ими долгое время структуры безопасности могут расползтись по разным враждующим этническим ла-герям, и не будет никакой иракской армии». Это вполне реальная перспектива в условиях сохраняющегося недоверия между арабами и курдами, суннитской и шиитской общинами. В августе ВС Ирака получили первые 11 из 140 заказанных в США танков М1А1 «Абрамс». Оставшиеся машины должны быть поставлены до конца 2011 года. К настоящему времени для этих танков уже подготовлено 60 иракских экипажей. Командование иракской армии планирует сформировать бронетанковую дивизию, оснащенную «Абрамсами». ВВС Ирака в прошедшем месяце начали использовать новую систему управления и контроля, которая связала между собой все военно-воздушные базы. Также имеются выходы на сети министерства обороны и разведки. Система была создана специалистами ВВС США. Сербия поставила Ираку в августе три учебно-тренировочных самолета «Ласта-95». Еще 17 самолетов этого типа прибудут в Ирак до конца 2010 го-да. В сложной ситуации находятся полицейские силы, охраняющие объекты национальной нефтяной отрасли («нефтяная полиция»). Эти формирования насчитывают примерно 40 тыс. человек, что на 10 тыс. человек меньше их штатной численности. К тому же многие полицейские прошли лишь двухнедельный курс подготовки. Так, охрану экспортного нефтепровода из Ирака в Турцию несут четыре полка, что в условиях сложной обстановки на севере страны считается недостаточным. Недостаточной остается и помощь со строны армии и других полицейских структур. Слабой остается и техническая оснащенность «нефтяной полиции». В частности, она испытывает острую нехватку патрульных самолетов для мониторинга трасс основных нефтепро-водов. Также имеется дефицит водовозов для доставки воды на отдаленные посты охраны. 31 августа президент США Б. Обама официально объявил о завершении боевых действий в Ираке. Вместе с тем, президент подчеркнул, что миссия в Ираке «пока не окончена, а лишь завершилась ее боевая фаза», подчеркнув, что «работа будет продолжена, прежде всего, гражданским персоналом в стране и силами, которые будут вести передачу ответственности» иракским силам безопасности. Б. Обама назвал «не менее важным делом» проведение подготовки иракских сил безопасности и оказание им необходимой помощи. 1 сентября 2010 года в связи с изменением мандата операция воору-женных сил США «Иракская свобода» переименована в операцию «Новый рассвет». В связи с окончанием боевой миссии американских вооруженных сил в Ираке и для участия в официальной церемонии передачи ответственности за обеспечение безопасности в стране иракским властям в Багдад прибыли вице-президент США Дж. Байден и министр обороны Р. Гейтс. К концу августа численность американских войск в Ираке сократилась до 49,7 тыс. человек. Этот уровень военного присутствия командование ВС США намерено сохранить до лета будущего года. В ночь с 18 на 19 августа иракскую территорию покинуло последнее боевое соединение армии США – 4-я бригада 2-й пехотной дивизии. В то же время в Пентагоне сообщили, что некоторые боевые подразделения останутся в стране и далее, чтобы содействовать полному переводу американского военного присутствия в «консультационную миссию и операцию по обучению иракских военных». Отметим, что как иракские, так и американские высокопоставленные официальные лица неоднократно высказывались о возможности продления срока пребывания ВС США в стране после 2011 года. Об этом, в частности, говорили министр обороны США Р. Гейтс, командующий американскими войсками в Ираке генерал Р. Одьерно и вице-президент Ирака А. А. Махди. В настоящее время на иракской территории находятся шесть американских бригад «консультации и поддержки». Две из них дислоцированы северо-восточнее Багдада, одна – юго-восточнее столицы, одна – на севере вблизи Мосула, одна – на западе вблизи Рамади и одна на юге недалеко от города Таллил. Все бригады хорошо вооружены и оснащены и в случае необходимости могут вести как наступательные, так и оборонительные боевые действия. Более того, командование подчеркивает, что «контртерроризм остается ча-стью их миссии». Помощь иракским силам в борьбе с террористами и боевиками экстремистских вооруженных группировок также будут оказывать под-разделения американского спецназа (всего до 5000 человек). На вооружении бригад «консультации и поддержки», в частности, имеются роботы для раз-минирования, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и команды собак, обученных «выслеживать боевиков и обнаруживать придорожные взрывные устройства». Среди личного состава оставшихся соединений имеется много специалистов по разведке и логистике. В дополнение к бригадам «консульта-ции и поддержки» в Ираке продолжают базироваться две бригады армейской авиации. В целом в Пентагоне отмечают, что дислоцированные на иракской территории силы «могут выполнять различные функции в зависимости от поставленных задач и приказов». Командующий войсками США в Ираке генерал Р. Одьерно считает, что после 1 сентября 2011 года американские военные вряд ли возобновят уча-стие в боевых операциях. «Это может произойти лишь при условии «полной неудачи» иракских сил», что, по мнению генерала», «не должно случиться». Население Ирака неоднозначно оценивает уход американских боевых частей из страны. Многие иракцы восприняли эту новость с воодушевлением. Другие признают роль американских военных в борьбе с боевиками и террористами и сомневаются в возможностях национальной армии и полиции. По данным опроса, проведенного иракским исследовательским центром «Аш-Шарк» («Восток»), примерно 60 проц респондентов ожидают после ухода с территории страны американских боевых частей наступления «плохих времен». В августе участие ВС США в операциях против боевиков и террористов резко сократилось. В то же время американские военные советники и инструкторы, прикомандированные к частям и подразделениям иракской армии, продолжали регулярно участвовать в боевых и антитеррористических операциях совместно с иракцами. Интенсивность деятельности военной авиации США в Ираке в августе существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты ежедневно совершали от 37 до 48 вылетов (в июле – в среднем 45 вылетов) для поддержки действий наземных сил и обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в стране. Отмечается продолжающееся сокращение числа вылетов американской авиации на выполнение боевых заданий и увеличение числа вылетов для перевозки войск и грузов. Боевая авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку войсковым и анитеррористическим операциям вооруженных сил Ирака, прикрывала с воздуха расположение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение важных транспортных кон-воев на автодорогах, вела воздушную разведку противника. Одним из наиболее часто применяемых способов действий американской авиацией в Ираке является демонстрация силы над неспокойными районами страны, в первую очередь, над городами (в августе такие полеты совершались над Багдадом и Киркуком). Авиация США также регулярно привлекается к решению поисково-спасательных задач и эвакуации раненых. Транспортные перевозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным образом самолетами типа С-17 и С-130. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135. Командование ВС США сообщило, что вывод боевых соединений частей из Ирака не приведет к сокращению количества полетов БПЛА, более того, их число даже возрастет. В августе 2010 года в Ираке погибло 3 американских военнослужащих, причем все потери боевые (в июле – 4 человека, в т. ч. боевые потери – 1 человек). Число раненых в августе составило около 20 человек (в июле - около 20 человек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 31 августа июля 2010 года составили, по уточненным данным, убитыми (по информации Пентагона) 4416 человек и ранеными около 31930 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести. Министерство по делам вооруженных формирований «пешмерга» в правительстве иракской курдской автономии 18 августа опровергло сообщения о том, что США намерены создать на территории региона постоянную военную базу. В связи с завершением вывода боевых частей из Ирака США намерены более чем вдвое увеличить частную вооруженную охрану, доведя ее численность до 6-7 тыс. человек. Охранники будут обеспечивать безопасность работающих в стране американских дипломатов и сотрудников других ведомств и организаций. Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в августе 2010 года оставалась сложной и неустойчивой. Сохранялась высокая активность действий экстремистских сил, сумевших совершить многочисленные теракты и вооруженные нападения, чему в большинстве случаев не смогли воспрепятствовать иракские армия и полиция. Внутриполитическая обстановка в Ираке в августе 2010 года характеризовалась продолжением жесткой борьбы между ведущими политическими силами за право формирования нового правительства, а значит и за власть в стране. Это, прежде всего, блок «Аль-Иракийя» во главе с бывшим премьер-министром А. Алауи и коалиция «Государство закона», лидером которой является остающийся на посту главы кабинета министров Н. аль-Малики. Зна-чимую роль на переговорах о создании правительства играют также шиитский блок «Иракский национальный альянс» (ИНА) и ведущие курдские партии – Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК). Необходимо особо подчеркнуть, что, учитывая традиционные характерные черты иракской политической жизни, особенно авторитаризм (причем в его крайних формах), ведущие политики Ирака отдают себе отчет в том, что происходящая в настоящее время борьба за право формирования правительства имеет одну очень существенную особенность: для каждого из них – это, по всей вероятности, последняя реальная возможность прийти к власти и сформировать в Ираке новый политический режим, исходя из собственных предпочтений. Несомненно, что это обстоятельство значительно обостряет политическую борьбу, делает ее менее склонной к компромиссам и уступкам. Прошедшие в августе встречи и переговоры между ведущими политическими деятелями Ирака продемонстрировали их неспособность выработать компромиссы, которые могли бы привести к созданию коалиционного правительства. Причем основным «камнем преткновения» продолжает оставаться вопрос о личности кандидата на пост премьер-министра. И Нури аль-Малики, и Айяд Алауи всячески стремятся заполучить пост главы нового кабинета министров и категорически не желают идти на какие-либо уступки в этом вопросе. Причем Н. аль-Малики постоянно заявляет о вмешательстве в иракские дела внешних сил, которые препятствуют процессу формирования правительства. Опрос населения, проведенный в августе, не выявил явного лидера на пост премьер-министра Ирака. Так, 32 проц респондентов остановили свой выбор на А. Алауи, 31 проц – на Н. аль-Малики и 10 проц – на А. А. Махди, шиите, вице-президенте Ирака и одном из лидеров шиитского религиозно-политического блока ИНА. Остальные голоса были отданы другим 14 кандидатам. Н. аль-Малики отверг сирийскую идею провести за пределами Ирака, предположительно в Дамаске примирительную конференцию с участием основных иракских политических блоков и представителей от соседних арабских государств, Турции и Ирана. По замыслу, итогом этой конференции могло бы стать принятие национального пакта наподобие Таифских соглашений 1989 года, положивших конец многолетней гражданской войне в Ливане. В качестве одного из вариантов предлагалось создание правительства национального спасения во главе с А. Алауи. По мнению президента курдской автономии и лидера ДПК М. Барзани, «обстановка в Ираке требует серьезных решений путем создания правительства на широкой политической платформе». Причем, по словам М. Барзани, «курды не являются причиной внутреннего кризиса, но они могут содействовать урегулированию». В то же время некоторые курдские политики заявляют, что в случае, если власть не будет передана «демократически, мирно и конституционно», то «курды могут пересмотреть конституцию и политический порядок в стране». Командующий войсками США в Ираке генерал Р. Одьерно полагает, что если до октября в Ираке не будет сформировано коалиционное правительство, «народ потеряет доверие к демократическому политическому процессу», а это может привести к повторным парламентским выборам. Вся сравнительно короткая история искусственно созданного англичанами в начале 1920-х годов иракского государства показывает, что успешно контролировать ситуацию в такой сложной по составу населения стране, как Ирак, в состоянии только крупная, сильная авторитарная личность. Однако среди ныне действующих видных иракских политиков такая фигура отсутствует, что в значительной степени предопределяет существующую в стране после свержения американцами в 2003 году режима С. Хусейна нестабильность. Положение дел усугубляется усиливающимся расколом населения по этническому и национальному признакам. При этом внутри каждой нацио-нальной и религиозной общины также нет единства. В частности, среди шии-тов и суннитов имеются как сторонники светской формы правления, так и создания в Ираке исламского государства. Шииты также разделены на на-ционалистов и сторонников ориентации на Иран. Больше единства наблюдается среди курдов. Руководители их ведущих партий – ДПК и ПСК сумели приглушить имевшиеся между ними разногласия ради достижения общей цели – укрепления суверенитета курдской автономии. Дополнительные сложности создает наличие в различных районах Ирака, преимущественно на севере большого числа районов со смешанным населением, что порождает постоянные столкновения на почве межнацио-нальных и межэтнических противоречий и стремления установить контроль над спорными территориями. В итоге же все это усиливает нестабильность и напряженность в стране и в перспективе, причем не столь отдаленной может привести к масштабному и кровопролитному вооруженному противостоянию. Сложной остается экономическое положение Ирака и ситуация в социальной сфере страны. Население и экономика продолжают испытывать нехватку электроэнергии, пресной воды, топлива. Отмечаются перебои в работе транспорта. По данным ООН и правительства Ирака, примерно четверть иракцев проживает ниже черты бедности. Уровень безработицы достигает 30 процентов. Более половины иракских детей не может получить даже начального образования. Ирак занимает предпоследнее место в регионе по уровню детской смертности. 41 из каждой тысячи новорожденных умирает. В стране имеется лишь 35 тыс. больничных коек, тогда как потребность в них составляет 95 тыс. Половина жителей Ирака получают электроэнергию лишь в течение 12 часов в сутки. В августе в городе Эн-Насирийя на юге страны прошли массовые протестные выступления населения с требованием улучшить снабжение электроэнергией. Правительство Ирака 29 августа признало незаконным соглашение между властями курдской автономии и немецкой компанией RWE, которая должна был оказать помощь курдскому правительству в прокладке газопровода для проекта «Набукко» по поставкам природного газа в Европу. В ирак-ском министерстве нефти жестко заявили, что все сделки по нефти и газу должны заключаться только через Государственную маркетинговую нефтяную организацию. Со своей стороны, власти Курдистана утверждают, что подписание соглашения с немецкой RWE было «законным и конституционным». Евросоюз в августе подписал соглашение с Ираком о содействии в демонтаже, резервации и дезактивации ядерных объектов, построенных в стране в годы правления С. Хусейна. ЕС выделит на эти цели 3,2 млн долларов. До настоящего времени Ираку самостоятельно удалось закрыть лишь один ядерный объект в Багдаде. Программа Евросоюза по подготовке иракских специалистов и поставкам оборудования рассчитана на 10 лет. В проекте задействовано 80 иракских ученых. Таким образом, внутриполитическая обстановка в Ираке в августе 2010 года по-прежнему характеризовалась сложностью и неустойчивостью. Страна продолжала жить в условиях глубокого политического кризиса, перспективы выхода из которого пока еще отчетливо не просматриваются. В августе 2010 года внешнеполитическая активность вокруг Ирака, как и прежде, была преимущественно связана с политическими процессами, происходящими в стране. США и ряд государств, граничащих с Ираком, продолжали попытки оказать влияние на процесс формирования нового иракского правительства. При этом «страны-соперницы» поддерживают враждующие иракские фракции, политические лидеры которых регулярно посещают столицы соседних государств, проводя переговоры с их правительствами, что не может не сказываться на усилиях по формированию ново-го правительства. Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари назвал такую ситуацию очень опасной, т. к. «эти страны ведут игру «все или ничего»». Х. Зибари сообщил, что Багдад уже «предупредил об этом все соседние государства» и «предостерег их от попыток вмешиваться в его внутренние дела». В августе Соединенные Штаты заметно усилили свою политическую активность на иракском направлении. Это было связано как с проблемой формирования нового иракского правительства, так и с окончанием боевой миссии американских вооруженных сил в стране. Высокопоставленные представители вашингтонской администрации в августе неоднократно посещали Багдад с целью попытаться оказать воздействие на иракских политических деятелей в решении вопроса о создании нового правительства. С этой же целью в Ираке побывала делегация американского Конгресса. Однако все эти попытки не привели к каким-либо позитивным подвижкам. Президент США Б. Обама неоднократно призывал иракских политиче-ских лидеров «в безотлагательном порядке сформировать правительство, которое будет справедливым, представительным и подотчетным иракскому народу. Как только такое правительство приступит к своим обязанностям, иракский народ, вне всяких сомнений, будет иметь в лице Соединенных Штатов надежного партнера». Б. Обама в августе даже направил специальное послание духовному лидеру иракских шиитов Великому аятолле А. Систани, предложив ему убедить иракских политиков скорее решить вопрос о правительстве. В связи с выводом из страны боевых частей американских войск руководители США и Ирака сделали несколько важных заявлений о перспективах американо-иракских отношений. Так, президент Б. Обама 28 августа подтвердил, что после окончания американской боевой миссии, «как любая не-зависимая страна, Ирак волен сам выбирать свой путь». Кроме того, Б. Обама обещал «продолжать строить партнерские отношения с Ираком, увеличивая гражданское присутствие и дипломатические усилия». Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил 31 августа, что «после завершения вывода войск наши отношения с Соединенными Штатами вступили в новую стадию отно-шений между равноправными и суверенными странами». Кроме того, Н. аль-Малики высказал пожелание об увеличении участия американского частного капитала в развитии иракской экономики. 18 августа в Багдад прибыл новый посол США в Ираке Дж. Джеффери. Дипломат имеет большой опыт работы на Ближнем Востоке. США планируют расширить свое дипломатическое присутствие в Ираке. Американские консульства будут открыты в Басре и столице курдской автономии Эрбиле. Кроме того, т. н. временные консульства будут функциони-ровать в Киркуке и Мосуле. Совет Безопасности ООН 4 августа призвал иракских политиков как можно скорее договориться о создании нового правительства страны. Иран стремится к тому, чтобы в Ираке «было сформировано правительство определенного типа», находящееся под влиянием Тегерана. В этой связи иранцы продолжают оказывать давление на влиятельного иракского радикального шиитского лидера М. ас-Садра с тем, чтобы он поддержал кандидатуру Н. аль-Малики в качестве главы нового кабинета министров.. Од-нако М. ас-Садр отказывается уступать иранскому давлению. Ирак и Иран договорились создать совместный комитет для изучения технических возможностей прокладки через иракскую территорию газопровода из Ирана в Сирию. Правительство Ирака 4 августа заявило, что признает существующие сухопутные и морские границы с Кувейтом. Было подчеркнуто, что данную позицию будут занимать и все будущие иракские правительства. В настоящее время Ирак все еще должен выплатить Кувейту сумму в 22,3 млрд долларов в качестве репараций за ущерб, нанесенный войной и ок-купацией в 1990-1991 годы. Гражданам Кувейта и частным компаниям были выплачены компенсации за ущерб в сумме 18,78 млрд долларов. Иракское правительство добивается аннулирования оставшихся невыплаченными сумм или их уменьшения, мотивируя свою позицию тем, что страна нуждается в дополнительных средствах для пополнения фонда восстановления Ирака после американского вторжения в 2003 году. Кувейт же категорически высту-пает против «прощения» выплаты репараций. Ирак и Кувейт «в принципе» договорились урегулировать вопросы, связанные с добычей нефти на нефтяных полях, расположенных в приграничных районах. Для этого стороны проведут соответствующие переговоры. Ранее этот вопрос являлся одним из наиболее конфликтных в отношениях между двумя соседними государствами. В первую очередь, договоренность относится к гигантскому иракскому нефтяному месторождению Румейла, которое имеет продолжение на территории Кувейта под названием Ритка. Также речь идет о месторождениях Зубейр и Сауфан. Ирак в настоящее время ежедневно добывает примерно 2,5 млн баррелей нефти, из которых 1,5 млн баррелей приходится на Румейлу. Кувейт же ежедневно добывает на месторождении Ритка 500 тыс. баррелей нефти. В проекте новой стратегии национальной безопасности Турции, кото-рый должен быть утвержден в октябре с. г., Ирак исключен из числа стран, представляющих опасность для Турции. В документе внимание концентри-руется на сотрудничестве Турции с центральным иракским правительством, особенно по вопросам энергетики и борьбы с терроризмом. Таким образом, в августе 2010 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Страна продолжала находиться в состоянии глубокого политического кризиса, и не было сделано практических шагов по формированию нового коалиционного правительства. Напряженность сохра-нялась и в сфере безопасности. Завершение вывода боевых частей ВС США из Ирака сопровождалось повышенной террористической активностью экс-тремистских сил.

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

К визиту Эрдогана в Ирак

2024-04-24 Станислав Иванов
К визиту Эрдогана в Ирак

Впервые за последние 13 лет президент Турции Р.Т. Эрдоган прибыл с официальным визитом в Ирак, где провел переговоры с центральными властями в Багдаде и региональным правительством Иракского Курдистана...

Что можно ожидать от конфронтации Израиля с Ираном?

2024-04-15 Станислав Иванов
Что можно ожидать от конфронтации Израиля с Ираном?

Как известно, 1 апреля т. г. ВВС Израиля нанесли ракетно-бомбовый удар по зданию иранского консульства в столице Сирии Дамаске, в результате которого погибли 13 человек...

Исламское государство как угроза безопасности стран ШОС

2024-03-27 Станислав Иванов

Унесший жизни 137 граждан России масштабный теракт в "Крокус Сити Холл" 22 марта 2024 года еще раз продемонстрировал звериный оскал радикальных исламистских группировок, которые подвергают смертельной опасности тысячи мирных граждан на нашей планете...

Ко дню рождения Мустафы Барзани

2024-03-14 Kurdistan.Ru
Ко дню рождения Мустафы Барзани

Имя Мустафы Барзани хорошо известно и за пределами Курдистана. Не имея в своем распоряжении танковых армий и воздушных флотов, он мог проявлять свои военные таланты лишь на ограниченном театре партизанской войны...

К 33-й годовщине курдского восстания

2024-03-05 Kurdistan.Ru
К 33-й годовщине курдского восстания

5 марта – особый день в истории Курдистана. В этот день в 1991 году начались события, конечным последствием которых является нынешнее существование полунезависимого региона Курдистан в Ираке...

Россия пытается сплотить ряды палестинцев

2024-03-05 Станислав Иванов

Очередная вспышка насилия в секторе Газа вновь привлекла внимание мирового сообщества к палестинской проблеме...

Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

2024-02-28 Kurdistan.Ru
Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

Якобы, 29 февраля – 2 марта 2024 года в МИД РФ состоится очередная межпалестинская встреча в составе 12-14 делегаций палестинцев, включая ХАМАС и "Исламский джихад" (признана террористический и запрещена в РФ)...

Палестинский тупик: причины, перспективы

2024-02-26 Станислав Иванов

Нападение боевиков радикальных палестинских группировок ХАМАС и "Исламский джихад" (организация признана террористической и запрещена в РФ) 7 октября 2023 года на Израиль и последующая военная операция Армии обороны Израиля – ЦАХАЛ под кодовым названием..

К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

2024-02-20 Станислав Иванов
К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

На фоне резкого ухудшения отношений с Израилем вскоре после начала масштабной военной операции ЦАХАЛ в секторе Газа Анкара активизировала усилия по развитию своих отношений с Египтом и рядом других арабских стран...

Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

2024-02-13 centrasia.org
Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

Командующий курдским вооруженным альянсом Мазлум Абди (в центре) не раз обвинял в раздувании конфликта официальный Дамаск и его ключевого внешнего союзника – Тегеран...

Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

2024-02-03 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

Ницше — один из самых влиятельных философов 20 века, чья философия стала основой для возникновения постмодернизма. Все усилия этого философа были направлены на создание высшего человека...

Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

2024-01-29 Станислав Иванов
Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

Получив накануне очередных президентских выборов в мае 2023 года максимум возможного от крена в сторону России (ЗРК "С-400", АЭС "Аккую, легализация своего военного присутствия на севере Сирии, поставки газа на льготных условиях, односторонняя выгода...

Иран вымещает злость на Иракском Курдистане, - Игорь Субботин

2024-01-16 centrasia.org

Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани заявил, что его страна выступает за мир и лишь отвечает на угрозы...

Что может последовать за ракетными ударами КСИР Ирана по Ираку?

2024-01-16 Станислав Иванов

Казалось бы, в начале 2024 года глава иракского правительства Мухаммед Шиа ас-Судани официально заявил о начале процедуры по выводу войск Международной коалиции из страны...

Разбой и пиратство как метод солидарности с палестинцами

2024-01-14 Станислав Иванов

Cпровоцированный радикальными исламистскими группировками ХАМАС и "Исламский джихад (запрещено в РФ) вооруженный конфликт в секторе Газа и Израиле сопровождается активизацией деятельности других исламистских группировок в регионе...

Иракский Курдистан не хочет отпускать американских военных, - Игорь Субботин

2024-01-11 centrasia.org

Война в секторе Газа стала стресс-тестом для отношений Вашингтона и Багдада...

Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

2024-01-10 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

Веками китайская философия поражала умы своей глубиной и мудростью. Философы Востока искали ответы на вечные вопросы о смысле жизни, природе мира и месте человека в нем...

Уйдут ли американские военные из Ирака?

2024-01-08 Станислав Иванов
Уйдут ли американские военные из Ирака?

Как известно, первый вывод войск США и их союзников из Ирака имел место в конце 2011 года после завершения их миссии по свержению режима Саддама Хусейна (операция "Иракская свобода")...

Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

2023-12-29 Расул Фряд Исмаил Расул
Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

Данная статья рассматривает политическую и экономическую ситуацию в Иракском Курдистане и борьбу курдов за независимость. Описывается история попыток создания независимого Курдистана, а также влияние военных конфликтов на политическую обстановку в регионе

Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

2023-12-23 Расул Фряд Исмаил Расул
Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

В данном докладе рассматриваются исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы...

Израиль перед дилеммой: завершить разгром ХАМАС или остановиться?

2023-12-14 Станислав Иванов

Предпринятая после нападения на Израиль 7 октября 2023 года масштабная военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) под кодовым названием "Железные мечи" в секторе Газа в целях уничтожения военной структуры палестинской группировки ХАМАС...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика