Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Каково историческое предназначение Ирака? И какова его судьба?

Просмотры2366Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2010-11-27

Вадим Макаренко, Kurdistan.Ru
Существуют переводы и переводы. Например, можно сказать «этно-конфессиональное» устройство страны, а можно сказать «этно-сектансткое» устройство страны. Первый вариант звучит нейтрально и даже позитивно, второй – звучит однозначно негативно, потому что в русском языке определение секта относится, только к новым и альтернативным религиозным объединениям, чью деятельность не одобряют представители основных конфессий России. Назвать какую нибудь из основных церквей словом секта, даже если это относится к другой стране и конфессии за пределами России,  значит выразиться о ней неодобрительно, поэтому калькирование этого английского термина в рускоязычной среде недопустимо, если не ставится целью отозваться о том или ином религиозном объединении негативно.

Что можно сказать о вопросе, который ставится в статье Хива Османа (ее перевод опубликован на сайте «Kurdistan.Ru»): «Является ли Ирак  подлинной демократией или этно-сектантской системой?» Я дальше не буду касаться термина «этно-сектанский», а обращусь к существу вопроса. Думаю, что Хива Осман не считает, что религиозные люди не могут быть демократами. В США или ФРГ можно быть верующим и быть демократом, там можно быть и демократом, и националистом (или интернационалистом) одновременно. Но в США, где много религий и сект, доминирует одна религия – христинаство. В этом подавляющее большинство американцев  и демократы, и консерваторы, и либералы - едины. Речь идет о том, что этот принцип не работает в полиэтнической или поликонфессиональной стране, какой является Ирак, где нет преобладающей религии, поскольку избиратели вынуждены или хотят поддерживать только своего кандидата-единоверца или своего кандидата-соплеменника. Т.е., пока, как правило, шиит не будет голосовать за суннита, а курд – за туркмена, даже если тот пообещает ему лучшее будущее, чем его единоверец.

Действительно, наличие в одной стране разных религиозных и этнических групп населения, а особено если они непросто рассеяны дисперсно, а проживают каждая в своем районе и если приблизительно равны по своей политической силе, не способствует сохранению такой страной единства, чревато расколом по этническимм или религшиозным линиям. Многие страны ныне благополучной Европы распались на моноэтнические и моноконфессиональные государственные образования (например, это произошло с Австро-Венгерией и Россией). Процесс такого рода разъединения еще неполностью завершился на Балканах. В Югославии, которая после авторитарного Тито выработала механизм этнического представительства на высшем уровне разных этносов, этого оказалось недостаточно, и в дальнейшем сохранить ее единство не удалось. А возможно, это было и в принципе невозможно. Но скорее всего, пост-титовский период был далеко небесполезным, поскольку он помог сформулировать повестку для постюгославского развития. И те силы, которые раньше стали на этот путь, преуспели, а проблемы, как раз, возникли у сербов, доминировавшего тогда этноса, который не был настроен на распад вначале Югославии, а затем и Сербии, и в результате пострадал больше других, т.е. больше других потерял в этом процессе. Что-то похожее происходит и с иракскими суннитами.

Но если политический опыт показывает, что сохранить единство трудно или даже невозможно, то каким образом в Ираке хотят избежать того, что в Европе оказалось неизбежно? Зачем это делается? В октябре 2006 году находившиеся тогда в оппозиции суниты и «оппозиционные» шииты (Фадила, садристы и независимые депутаты) заблокировали принятие закона о федерализме, затруднив формирование федеральных регионов по типу Курдистана. Весь период до сегодняшнего дня федеративный центр всячески препятствует самостоятельному региональному развитию Курдистана, ограничивая права по использованию его природных и других ресурсов из-за того, что решения об этом принимаются не в Багдаде, а в Эрбиле. Речь идет не о том, что деятельность органов управления Курдистана не эффективна, или менее эффективна, чем могла бы быть под багдадским руководством, а о том, что она самостоятельна, чего прежнее правительство Нури эль-Малики не могло принять. Но мирилось, хотя в конце концов заблокировало экспорт курдской нефти, поскольку у него не было ни русурсов, ни политических механизмов, чтобы вмешаться в дела Курдистана. Хотелось бы надеяться, что принятые курдские требования, в том числе и требование возобновить экспорт нефти и расчеты за нефть, добытую в Курдистане, восстановят его экономическую автономию.

Но, видимо, есть политики, а скорее всего, политические теоретики, которые надеются, что силы урезонить Курдистана или другие потенциальные регионы все же появятся. Иначе почему стоит вопрос о преодолении этно-конфессиональной составляющей в политическом устройстве Ирака? Почему не ставится вопрос о более полном учете этих непреодолимых особенностей нынешнего Ирака, ведь никто же думает, что завтра, т.е. хотя бы через 20-50 лет, через одно-два поколения, курды (сейчас уже даже не изучающие арабский язык в школе) и арабы, шииты и сунниты (обособившиеся каждый в своем районе даже в таких городах, как Багдад, где они раньше проживали совместно) сольются в одну массу без прежних конфессиональных и, культурных, языковых и других различий? Тогда как хотят создать государственую структуру, в которой бы не учитывались эти коренные различия? Получается, что период правления Саддама Хусейна ничему не научил иракских политиков? Или они думают, что может быть хороший «саддам»?

Иракский Курдистан показал, что правительство может быть эффективным на региональном уровне. Конечно, если это же продемонстрируют региональные власти в Басре, то возникнет вопрос, зачем нужен федеральный уровень управления, тем более, что этот федеральный уровень пытается подменить региональные власти, а не занимается тем, чем он должен заниматься, т.е. решать межрегиональные, межконфессиональные, межнациональные проблемы, проблемы федерации, которую он отрицает. Т.е. снимать напряженность в отношениях между регионами, конфессиями, этносами, составляющими нынешний Ирак, и чем успешнее он будет это делать, тем дольше просуществует Ирак как единое государство. Тем меньше будет проблем и в постиракской истории, которая неизбежно наступит, поскольку надо понимать, что на каком-то этапе Ирак как единое государство может исчерпать себя, т.е. стать ненужным. Так обрезается и отсыхает пуповина у ребенка, без которой он бы не появился на свет. Другой вопрос, будет ли положительный и продуктивный процесс и приведет к созданию на месте нынешнего Ирака дружественых государств, или он будет протекать тяжело, сложно и закончится катастрофой и его негативные последствия еще долго будут отравлять политический климат в регионе.

Ирак – это ниша, в которой так или иначе, хотят того или нет нынешние политики этой страны, зреют новые государства (не видеть этого невозможно), и хотелось бы надеяться, что это будут государства-братья, которые не будут повторять то, что творят Израиль и Палестина, вечные Яков и Хисав, пытавшиеся удушить друг друга в утробе матери, а, появившись на свет, не оставившие междоусобной борьбы за первородство. Если загубить яблоню, то не попробывать ее плодов, но если сорвать зеленые плоды, то не нужна и яблоня. Необходимо понимание природы процессов, которые проходят в Ираке и в составляющих его прото-государствах, и принимать меры к тому, чтобы эти процесы шли как можно более безболезненно. Может ли этим заниматься этно-конфессиональное по своему составу государство и быть при этом демократией? Может, только если это реальная федерация.

Сегодня те, кто заблокировал процессы федерализации Ирака, никуда не исчезли, они, к сожалению, составляют усилившееся большинство и в нынешнем парламенте, они есть и в оппозиции и в правящем блоке, но пока они разъединены личной и этно-конфесиональной конкуренцией. Это, конечно, слабый сдерживающий фактор (и поэтому в определенных рамках позитивный фактор), но он есть, и будем надеяться будет, что хотя бы на следующие пять лет. Может быть, за это время укрепятся и объединятся силы из разных конфессиональных и этнических групп, выступающие за федерализацию страны, признаки этого есть. В любом случае вопрос стоит так: есть ли у Ирака шанс на целостность, единство и мирное внутреннее существование, чтобы успели ли дозреть плоды Ирака, чтобы он мог благополучно разрешиться от тяжкого бремени, на которое его обрекла история? А возможно, для которого Ирак избрала история? Но есть и те, кто не хотел бы осуществления такого сценария развития ни при каких обстоятельствах даже ценою больших потрясений и потерь.

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Исламское государство как угроза безопасности стран ШОС

2024-03-27 Станислав Иванов

Унесший жизни 137 граждан России масштабный теракт в "Крокус Сити Холл" 22 марта 2024 года еще раз продемонстрировал звериный оскал радикальных исламистских группировок, которые подвергают смертельной опасности тысячи мирных граждан на нашей планете...

Ко дню рождения Мустафы Барзани

2024-03-14 Kurdistan.Ru
Ко дню рождения Мустафы Барзани

Имя Мустафы Барзани хорошо известно и за пределами Курдистана. Не имея в своем распоряжении танковых армий и воздушных флотов, он мог проявлять свои военные таланты лишь на ограниченном театре партизанской войны...

К 33-й годовщине курдского восстания

2024-03-05 Kurdistan.Ru
К 33-й годовщине курдского восстания

5 марта – особый день в истории Курдистана. В этот день в 1991 году начались события, конечным последствием которых является нынешнее существование полунезависимого региона Курдистан в Ираке...

Россия пытается сплотить ряды палестинцев

2024-03-05 Станислав Иванов

Очередная вспышка насилия в секторе Газа вновь привлекла внимание мирового сообщества к палестинской проблеме...

Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

2024-02-28 Kurdistan.Ru
Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

Якобы, 29 февраля – 2 марта 2024 года в МИД РФ состоится очередная межпалестинская встреча в составе 12-14 делегаций палестинцев, включая ХАМАС и "Исламский джихад" (признана террористический и запрещена в РФ)...

Палестинский тупик: причины, перспективы

2024-02-26 Станислав Иванов

Нападение боевиков радикальных палестинских группировок ХАМАС и "Исламский джихад" (организация признана террористической и запрещена в РФ) 7 октября 2023 года на Израиль и последующая военная операция Армии обороны Израиля – ЦАХАЛ под кодовым названием..

К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

2024-02-20 Станислав Иванов
К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

На фоне резкого ухудшения отношений с Израилем вскоре после начала масштабной военной операции ЦАХАЛ в секторе Газа Анкара активизировала усилия по развитию своих отношений с Египтом и рядом других арабских стран...

Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

2024-02-13 centrasia.org
Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

Командующий курдским вооруженным альянсом Мазлум Абди (в центре) не раз обвинял в раздувании конфликта официальный Дамаск и его ключевого внешнего союзника – Тегеран...

Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

2024-02-03 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

Ницше — один из самых влиятельных философов 20 века, чья философия стала основой для возникновения постмодернизма. Все усилия этого философа были направлены на создание высшего человека...

Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

2024-01-29 Станислав Иванов
Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

Получив накануне очередных президентских выборов в мае 2023 года максимум возможного от крена в сторону России (ЗРК "С-400", АЭС "Аккую, легализация своего военного присутствия на севере Сирии, поставки газа на льготных условиях, односторонняя выгода...

Иран вымещает злость на Иракском Курдистане, - Игорь Субботин

2024-01-16 centrasia.org

Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани заявил, что его страна выступает за мир и лишь отвечает на угрозы...

Что может последовать за ракетными ударами КСИР Ирана по Ираку?

2024-01-16 Станислав Иванов

Казалось бы, в начале 2024 года глава иракского правительства Мухаммед Шиа ас-Судани официально заявил о начале процедуры по выводу войск Международной коалиции из страны...

Разбой и пиратство как метод солидарности с палестинцами

2024-01-14 Станислав Иванов

Cпровоцированный радикальными исламистскими группировками ХАМАС и "Исламский джихад (запрещено в РФ) вооруженный конфликт в секторе Газа и Израиле сопровождается активизацией деятельности других исламистских группировок в регионе...

Иракский Курдистан не хочет отпускать американских военных, - Игорь Субботин

2024-01-11 centrasia.org

Война в секторе Газа стала стресс-тестом для отношений Вашингтона и Багдада...

Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

2024-01-10 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

Веками китайская философия поражала умы своей глубиной и мудростью. Философы Востока искали ответы на вечные вопросы о смысле жизни, природе мира и месте человека в нем...

Уйдут ли американские военные из Ирака?

2024-01-08 Станислав Иванов
Уйдут ли американские военные из Ирака?

Как известно, первый вывод войск США и их союзников из Ирака имел место в конце 2011 года после завершения их миссии по свержению режима Саддама Хусейна (операция "Иракская свобода")...

Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

2023-12-29 Расул Фряд Исмаил Расул
Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

Данная статья рассматривает политическую и экономическую ситуацию в Иракском Курдистане и борьбу курдов за независимость. Описывается история попыток создания независимого Курдистана, а также влияние военных конфликтов на политическую обстановку в регионе

Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

2023-12-23 Расул Фряд Исмаил Расул
Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

В данном докладе рассматриваются исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы...

Израиль перед дилеммой: завершить разгром ХАМАС или остановиться?

2023-12-14 Станислав Иванов

Предпринятая после нападения на Израиль 7 октября 2023 года масштабная военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) под кодовым названием "Железные мечи" в секторе Газа в целях уничтожения военной структуры палестинской группировки ХАМАС...

Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

2023-12-09 Станислав Иванов
Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

В отличие от своих соплеменников в Турции, Сирии и Иране, которые официально не имеют права даже на культурную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями...

Общественный договор Джона Локка

2023-11-07 Хуссейн Паям хазим Хуссейн
Общественный договор Джона Локка

Политические работы английского философа Джона Локка считаются пионерскими произведениями современной политической мысли. Политическая теория этого философа находится в рамках интеллектуальной и политической системы, сочетающей рациональность и эмпиризм..

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика