Доктор Нури Талабани, университетский профессор права и член курдской академии, высказывает в интервью "Глоб" свое мнение о проекте конституции Курдистана.
Талабани описывает конституцию как важный документ, и не только для этой освобожденной части Курдистана, но и для всех других частей.
"Это будет первый конституционный документ в курдской истории", говорит Талабани. "Конституция определяет руководящий метод и гражданские права и обязанности в стране".
Талабани считает, что конституция, разработанная парламентом несколько лет назад и утвержденная в июне 2009 года, имеет ряд хороших принципов, включая определение границ Курдистана, основанное на исторических и географических фактах.
"Но во втором пункте той же статьи, была сделана ссылка на статью 140 иракских постоянной Конституции, чтобы определить политические границы Курдистана", говорит Талабани. "На мой взгляд, это неверно, так как статья первоначально намеревалась ликвидировать последствия политики арабизации баасистского режима в районах, находящихся под контролем иракского правительства, вместо того, чтобы определить границы Курдистана. Мы должны также помнить, что враги курдов всегда стараются препятствовать процессу реализации статьи. Кроме того, мы никогда не знаем, когда и как эта статья будет реализовываться".
Талабани подверг конституцию критике и по другим пунктам, касающимся работы и организации парламентского комитета (по конституции).
"Например, после подготовки проекта в июне 2006 года, мне было поручено перевести законопроект с арабского на курдский язык. Но прежде, чем я закончил работу и вернул его в конституционный комитет, во время парламентских каникул, комитет внес радикальные изменения в проект в отсутствие одной трети депутатов".
Талабани отметил, что около 22 статей и пунктов проекта были изменены во время внеочередной сессии парламента 22 августа 2006 года, хотя парламент мог легко бы подождать еще неделю, чтобы сделать это во время очередной сессии с участием всех членов комитета.
Хотя конституция до сих пор не была поставлена на голосование и не введена в действие, Талабани предположил, что необходимы некоторые важные поправки.
"Если 10 депутатов обратятся с просьбой о поправке и две трети депутатов проголосуют за это, то парламент сможет вносить изменения в закон, после чего он может быть вынесен на референдум", сказал Талабани.
Талабани считает, что конституция важна, поскольку она определяет полномочия государственных учреждений и ведомств, а также права и обязанности граждан.
Власти Курдистана выступают за региональную конституцию, поскольку он стал федеральном регионом, даже если она является временной.
"Это потому, что Конституция является источником всех законов, в котором определен правительства, организация и разделение властей. Она также определяет компетенцию основных властей в регионе, в том числе законодательной, судебной и исполнительной властей, а также принципы их разделения. Это потому, что одна власть не может вмешиваться в дела другой".
По словам Талабани, падение баасистского режима в 2003 году и Временный административный закон (ПАС), которые служили в качестве временной конституции, явились важным шагом в истории Ирака и Курдистана, так как она признавала Курдистан и основные институты региона, такие как парламент, правительство и судебная власть, в статьях 53 и 54.
"Таким образом, парламент остался как законодательная власть, чтобы продолжать свою работу до появления постоянной конституции страны. Согласно этой статье, парламент может принимать новые законы для региона, или изменять существующие, если они соответствуют статье 25 и пункту D статьи 43 ПАС. В соответствии с этими положениями, есть некоторые центральные законы, которым Курдистан обязан был следовать при утверждении любого регионального закона. А после этого, Парламент Курдистана может принимать практически любой закон, включая конституцию, так как это тоже закон, но высший закон, до тех пор, пока они уважают эти две статьи."
Что касается вопроса о задержках при утверждении конституции Курдистана, то Талабани заявил, что, хотя все они хотят иметь конституцию как можно скорее, некоторые считали, что они должны ждать принятия иракской конституции, чтобы убедиться, что конституция соответствует национальной конституции.
"Это убеждение было связано с политической ситуацией в регионе, и принятие конституции Курдистана перед национальной могло бы породить сомнения у соседних стран и иракских политических групп. Они считали, что надо подождать и посмотреть, как будет представлен Курдистан в национальной конституции, и на этом основывать наш проект. Здесь я хочу поговорить о мнении профессора права в Университете Квебека, который посетил Курдистан весной 2006 года для участия в конференции о конституции, организованный Курдским институтом в Париже и Министерством культуры КРГ. Я познакомился с ним, и он попросил меня договориться о встрече его с конституционной комиссией парламента. Его первый вопрос к ним в ходе встречи был: почему они должны ждать конституции Ирака, а не утверждать прежде свою собственную конституцию. "Он сказал, что если бы конституция Курдистана была подготовлена до иракской, курды могли свободно принимать любой проект по своему желанию, не будучи ограничены конституцией Ирака. Когда члены комиссии услышал слова этого профессора, они посмотрели друг на друга с удивлением, так как все они были за задержку конституции до принятия конституции Ирака."
Талабани добавил, что это было его предложение с 1992 года. Он говорит, что он поднимал этот вопрос на многочисленных встречах и в статьях. "Но время прошло, и это было не в интересах курдов."
"Если бы мы утвердили нашу конституцию до иракской, сегодня мы не были бы обязаны следовать положениям конституции Ирака".