На пышной церемонии в Дубае в прошлом месяце, Талар Фаак, генеральный директор Эрбильского международного аэропорта, была признана Лучшей женщиной в авиации 2010 года. Фаик является ветераном профессиональной авиации, проработавшей с Iraqi Airways и миссий Организации Объединенных Наций. Хевидар Ахмел из "Рудав" встретился с Талар Файак и взял это интервью.
Рудав: Вы могли когда-нибудь себе представить, что будет этот аэропорт в Курдистане?
Талар Файак: До 2006 года я не могла в это поверить. Я ездила несколько раз из Лондона в Курдистане, и иногда и требовалось 29 часов, чтобы добраться домой. В конце концов, когда они сказали, что старый военный аэродром станет международным аэропортом Эрбиль, я все еще была настроена скептически. Я приходила к территории аэропорта бегать, потому что это был заброшенный участок земли.
Рудав: Ожидали ли вы, что станете директором Эрбильского международного аэропорта?
Талар Файак: Я не думал об этом серьезно, но я не скрываю того, что я всегда любила работать в аэропортах. Именно поэтому, после того как я закончила университет в 1989 году, я прошла специальные курсы по управлению аэропортами, перед работой в ООН с Iraqi Airways и другими аэропортами за рубежом. Работа в аэропортах очень отличается от другой работы. Это 24-часовая работа. Есть моменты, когда самолет должен сделать вынужденную посадку из-за топлива или погодных причин и директор аэропорта должен быть там и принимать решения.
Рудав: Сколько сотрудников аэропорта - курды?
Талар Файак: Большинство из них курды, и курды - большинство руководителей департаментов. Также с нами работают корейские консультанты.
Рудав: Есть ли в Ираке другие аэропорты, такие как Эрбильский Международный?
Талар Файак: Я так не думаю. Багдадский аэропорт продолжает быть очень строгим, а аэропорты в Сулеймании и Наджафе намного меньше. Эрбильский аэропорт гораздо больше и лучше в смысле государственного искусства.
Рудав: Сколько пассажиров путешествует через аэропорт?
Талар Файак: количество пассажиров делает Эрбильский аэропорт самым большим в Ираке. Только в прошлом году у нас было 500 тысяч пассажиров.
Рудав: Есть ли люди, которые пытаются пройти с поддельными паспортами?
Талар Файак: Да, были люди, которые пытались вылететь отсюда, но мы их задержали с поддельными паспортами. Мы задерживаем таких людей ежемесячно. Я могу с гордостью сказать, что немцы признали наш паспортный отдел профессиональным и что мы можем вести курсы по вопросам выявления поддельных паспортов и виз.
Рудав: Учитывая, что воздушный транспорт является в Курдистане новым, курдский народ знает о путешествии через аэропорт?
Талар Файак: Люди знают, как проехать в аэропорт, свое время вылета и сдачи багажа. Но мы все еще сталкиваемся с некоторыми проблемами, в частности с хаджи [мусульманскими паломниками]. Они старые и нуждаются в усиленном руководстве и помощи.
Рудав: Где живет большинство людей, которые вылетают отсюда?
Талар Файак: Они, главным образом, едут в страны, которым не требуется визы для поездки, как например Ливан и Турция. Многие люди также едут в Европу, потому что много курдов живет в Европе.
Рудав: Сколько авиакомпании имеет рейсы в Эрбиль?
Талар Файак: В настоящее время есть 15 авиакомпаний, последняя Cyprus Airways. Atlas [Jet] и Iraqi Airways имеют ежедневные рейсы в Эрбиль, и Turkish Airways также планирует сделать ежедневные рейсы. Также планирует начать рейсы Egypt Air.
Рудав: Многие люди критикуют высокие цены на билеты. Влияет ли это на количество туристов?
Талар Файак: Этот вопрос не относится к аэропорту. Цены на билеты связаны с компаниями, и причиной высоких цен является то, что нет никакой конкуренции между компаниями. Если регион будет безопасным, цены на билеты упадут, потому что придут новые компании и будет больше конкуренции. Также были компании, которые были рады прийти в Курдистана, но Багдад мешал им, говоря, что прежде они должны начать рейсы в Багдад, а уже потом в Курдистан. Эти компании не хотят летать туда из-за плохой ситуации в области безопасности. Согласно иракским законам, если у вас нет разрешения Ирака, вы не можете летать в воздушном пространстве Ирака.
Рудав: Региональное правительство Курдистана выделило бюджет для вашего аэропорта. Как вы думаете, ваш аэропорт в один прекрасный день начнет приносить прибыль?
Талар Файак: Если мы проведем хорошее планирование и лучше подготовимся с точки зрения безопасности, открытой торговой базы и грузовых отделов, много людей со всего мира соберется в Курдистан. Географически и экономически, Курдистан может стать торговым центром, как Дубай, и мы сейчас в Эрбиле разрабатываем стратегические планы по увеличению графиков полета. Если иностранцы увидят ситуацию в Курдистане и посмотреть на прогресс, который сделал его уникальным, они будут думать о том, чтобы утвердиться здесь.
Рудав: Кто-нибудь в Курдистане имеет частные самолеты?
Талар Файак: Я не могу сказать ни о ком, но я знаю, что некоторые люди арендуют самолеты. Компании. В Эрбиле есть два аэропорта, и все - политики, государственные служащие или бизнесмены - могут пойти к ним и арендовать самолеты. Есть богатые люди, которые арендуют самолет для себя и своих семей и недовольны, что это очень дорого. Были люди, которые брали в аренду частный самолет, чтобы выехать за границу и получить лечение.
Рудав: Кто может путешествовать как VIP?
Талар Файак: В прошлом концепция VIP был неправильно понята. Государственные служащие, которые были там, вместе со своими семьями ездили, как VIP-персоны и с телохранителями. Были министры и заместители министров, которым мы не позволяли путешествовать, как VIP-персонам, и это создавало нам много неприятностей. Но теперь это закончилось, и даже семья президента Курдистана и его сыновья не ездят, как VIP-персоны.