Руководство Ирака изменило проект долгожданного Закона о нефти и газе таким образом, чтобы дать центральному правительству больше контроля над огромными нефтяными запасами страны, спровоцировав столкновение с автономным регионом Курдистан.
Закон, копия которого была получена Reuters, даст Багдаду больше власти для регулирования и развития нефтяных ресурсов члена ОПЕК, четвертых по величине в мире.
Он изменяет версию 2007, согласованную между политическими блоками, которая предоставила региональным властям частичную власть над своими резервами.
Поправки спровоцировали политическую борьбу между правительством премьер-министра Нури аль-Малики и курдами, которые являются частью его правящей коалиции и имеют значительное влияние в иракской законодательной власти.
Преимущественно арабское центральное правительство Ирака, во главе с аль-Малики, и курдский регион на протяжении многих лет спорили о курдских нефтяных полях. С октября 2009 по февраль этого года экспорт из Иракского Курдистана не раз прекращался.
"Мы все еще даем пространство для дискуссии для решения этой проблемы. Мы еще не достигли момента открытия огня по правительству Малики, " заявил Рейтер высокопоставленный курдский депутат на условиях анонимности.
Измененный закон, утвержденный кабинетом министров в конце августа, был отправлен в парламент для окончательного принятия, но спикер законодательного органа Усама аль-Нуджаифи заявил, что переговоры по разрешению спора могут занять длительное время.
"Исправленный проект концентрирует полномочия по подписанию нефтяных сделок в руках центрального правительства и министерства нефтяной промышленности, в то время как курдский регион ищет больше власти в процессе подписания контрактов", сказал Рейтер Нуджаифи.
"Единственным выходом из этой проблемы является диалог и дискуссии ... это будет очень сложно", сказал он.
НОВАЯ ВЛАСТЬ
Измененный закон даст министерству нефти полномочия провести торги по большинству нефтегазовых месторождений, как на разрабатываемых, так и на обнаруженных, но неразрабатываемых полях, близкой к нему вновь созданной Иракской национальной нефтяной компании (ИННК).
Версия проекта 2007 года ограничивала аукционы по обнаруженными, неразработанными полями.
Изменения могут привести к включению в будущие аукционы курдских полей, что, по словам курдов, для них неприемлемо.
"Поправки к проекту нарушают конституцию, которая предусматривает, что центральное правительство и региональные власти должны совместно разрабатывать месторождениях", сказал Баязед Хасан, курдский депутат и член комиссии парламента по энергетике.
Курдские должностные лица и должностные лица центрального правительства обсуждают редакции закона на высоком уровне, и курды ясно дали понять, что они могут пересмотреть свою поддержку правительству аль-Малики, если решение не будет найдено, сообщили чиновники.
Новый закон о нефти, уже давно считается жизненно важным для обеспечения иностранных инвестиций для повышения добычи нефти в Ираке, которая сейчас находится на отметке 2750 тысяч баррелей в день, и восстановления его разрушенной экономики. Международные энергетические компании хотят стабильной правовой основы для нефтяных и газовых сделок.
Иракские официальные лица заявили, что нефтяные ресурсы принадлежат всем сектам и этническим группам в Ираке, и потому логично, что именно центральное правительство должно управлять ими. Курдский регион и провинции, в частности, богатая нефтью Басра и в основном суннитский Анбар, выступают за усиление местного управления.
"Принятие нового закона о нефти необходимо для развития энергетического сектора Ирака, и мы стремимся, чтобы новое законодательство было в стороне от политических споров," заявил представитель Министерства нефти Асим Джихад . "Любые спорные детали в проекте должны быть оставлены для решения технических групп, а не политиков".
МЕСТО ДЛЯ ШАХРИСТАНИ
Новый проект предоставляет ИННК контроль над желанным, уже производящим нефтяным месторождениям – например областями Бай Хасан в Киркуке в 2,3 млрд. баррелей, и Нахр Бен Умар на юге в 6 млрд. баррелей.
Закон позволит создать федеральный совет по нефти и газу в качестве конечного политического инструмента. Он дает совету полномочия по утверждению политики, предложенной министерством нефтяной промышленности, согласованию процедур для ведения переговоров и заключению контрактов и ратификации контрактов на бурение, разработку и производство.
По старой версии, федеральный совет может только формулировать политику и давать указания.
Новый закон исключает положение, которое требует в Совете (пропорционального – ред.) шиитского, суннитского и курдского представительства, и добавляет пункт, резервирующий участие в совета вице-премьера по энергетике - теперь уже бывшего министра нефти Хуссейна аль-Шахристани.
Курдские власти считают Шахристани основным препятствием в напряженных отношениях между Багдадом и Курдистаном по вопросам энергетики. Он призывает рассмотреть в Багдаде нефтяные контракты, подписанные курдами, и превратить их в контракты на обслуживание.
Правительство Курдистана приняло собственный закон о нефти и газе в 2007 году и подписало более 40 договоров о разделе продукции с иностранными фирмами, которые Багдад считает незаконными.