Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Равные среди равных (О проблемах консолидации этнических групп в Казахстане на примере курдской диаспоры в свете послания Президента РК народу Казахстана)

Просмотры2370Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-12-06

"Демократия – это культура мысли  и поведения человека". Н.А. Назарбаев

      Республика Казахстан – молодое демократическое государство с непростой исторической судьбой. Долгое время находясь в составе царской  России, а затем СССР, Казахстан фактически был превращен в колонию, сырьевой придаток. Усиленная миграция на казахскую территорию населения из России и Украины, начавшаяся еще в XIX веке, была обусловлена огромными природными богатствами Казахстана, "недонаселенного" и "недоосвоенного". Переселенцам из России и Украины нарезались лучшие плодородные земли, зачастую это делалось в ущерб коренному населению, ведущему традиционно кочевой образ жизни. Люди некоренной национальности прочно обосновывались в Казахстане, пускали здесь свои корни, заводили хозяйство, растили детей. И в том, что они врастали в эту землю, осваивались на ней – не было их вины, т.к. в определенной степени они сами становились заложниками сначала царской, а потом советской политики. Вместе с казахами они создавали поселения, строили города и дороги, и, вкладывая свой труд, развивали сельское производство и создавали промышленный потенциал Казахстана.
       Многие народы оказались в Казахстане не по своей воле. Традиционно степные просторы прекрасной страны становились местом ссылки. Вспомним Тараса Шевченко: Оказавшись в казахстанской ссылке великий украинский кобзарь создал целый цикл живописных произведений. Одним из первых в своем художественном творчестве – реалистических картинах и рисунках – он показал суровый быт и нищету коренного населения. Царское самодержавие ссылало в Казахстан и борцов за независимость Польши, и русских революционеров – демократов. Здесь оказались все, кого сегодня назвали бы "инакомыслящими" - т.е. все прогрессивно мыслящие люди своего времени, не желающие мириться гнетом русского царизма.
        Политика превращения Казахстана в место ссылки была продолжена и феодально-коммунистической элитой. Феодальной по своей истинной сути: в стране проводилась политика, призванная  лишить человека собственности, права свободно мыслить, выбирать место жительства и иметь собственное мнение, собственные взгляды. Под раскулачивание в 20-е и 30-е годы прошлого века попали средние крестьянские хозяйства, а форсирование коллективизации в Казахстане в 30-е годы привело к массовому голоду к гибели казахов. У народа, традиционно занимавшегося кочевым скотоводством, отобрали скот – основной источник питания. Массы голодных людей подались из аулов в города, где для них тоже не находилось работы. Люди опухали от голода и умирали с детьми на руках, прося подаяние на вокзалах и базарах. По утрам брички собирали полуживых людей и вывозили их за город, где зачастую не хоронили, а сваливали на помойках, даже не присыпав землей. Такие факты имели место в Гурьеве в 30 – е годы XX в, в других городах. По рассказам очевидцев, места кочевок были усеяны костями умиравших от голода людей, которых не успевали хоронить. Таковы были реальные плоды советских реформ в сельском хозяйстве, за которыми последовали массовые репрессии, когда "врагами народа" становились тысячи ни в чем не повинных людей и даже целые народы.
       Вместе с другими народами Закавказья курды появились в Казахстане именно в этот страшный период – 1937 – 1944 г.г. Сталинские репрессии не щадили никого. Фактически курды были причислены к "неблагонадежным"  народам только за свою принадлежность к своей же национальности.
       Переселение курдов на территорию Казахстана осуществлялось в несколько этапов. Первый это – осень 1937 г., когда их переселяли в массовом насильственном порядке среди других народов – иранцев, турков, как говорилось в документах тех лет, "при очистке погранполосы" советской государственной границы в районе Кавказа. Второй этап – это депортация в составе народов северного Кавказа в 1944 г. Но трагедия курдов продолжалась и позднее. Надо выделить и третий этап переселения курдов в Казахстан – 1998-1999 г.г., когда вынужденное переселение состоялось в результате военного конфликта между Арменией и Азербайджаном в нагорном Карабахе. На этом этапе сотни курдов переселились в Казахстан из республик Средней Азии, Закавказья, России, а не только из Армении и Азербайджана.
      Но вернемся к событиям массовых политических репрессий периода сталинского правления. Основная часть переселенных семей с большим количеством  малолетних детей не имела трудоспособных работников и средств к существованию. Весной того памятного 1937г. казахи материально бедствовали сами. Но свершилось чудо, на которое способен только братский народ: испокон веку гостеприимные казахи нашли возможность принять и разместить сотни тысяч переселенцев разных национальностей, делясь с ними пищей и кровом: ведь только осенью
 1937г. из Закавказья сюда прибыло около 2000 курдских хозяйств.
       В 1944 году из Грузии было выслано 6297 семей или 27657 человек в Казахстан и республики Средней Азии. Из них около трех тысяч (число курдов среди высланных, к сожалению, не известно) попали в Алма – Атинскую область.
       При знакомстве с архивными документами 1937-1944 г.г. обращает на себя внимание то, что из-за отсутствия теплой одежды и обуви многие переселенцы не могли выйти на работу. Основной причиной непосещения детьми школ в 1946 году стал языковой барьер. Как свидетельствует статистика, всего в школах обучался 21 % детей школьного возраста и лишь 12% посещали дошкольные учреждения.
       Государством ничего не было сделано для приема и размещения переселенцев, обеспечения их работой, жильем, едой и промышленными товарами. И если бы не деятельное участие братского казахского народа, выживших среди вынужденных переселенцев было бы в несколько раз меньше.
        Лихолетье, голодные предвоенные и суровые военные годы не разобщили, а сплотили народы Казахстана. Что касается курдов, то вскоре они овладели казахским языком. Особенно быстро его освоили дети, которые пошли учится в казахские школы. Для детей казахский язык стал вторым родным. И. все – таки, насильственное переселение курдского народа из одной республики в другую, с одного обжитого места в другое, нарушило "корневую систему", питающую душу целой нации и оставило неизгладимый след в памяти не одного поколения. И для того, чтобы залечить эту кровоточащую рану, потребовались долгие годы.
       Напомним, что курдский народ – один из древнейших народов Востока. На его долю выпало немало невзгод, и в силу крайне сложных геополитических условий курды до сих пор не имеют своей государственности. Подвергнутая жестокому геноциду на земле предков, часть курдов нашла пристанище в различных республиках на обширном постсоветском пространстве, а так же в других уголках земли -  Европе. Австралии, Америке.
        Пожалуй, лишь в Казахстане, где равная среди равных в дружной семье народов проживает многочисленная курдская диаспора, многострадальный народ – курды – обрел столько прав и возможностей, сколько не имеет ни в одной стране проживания.
         Народная мудрость гласит, что лучший доктор – это время. Оно затягивает раны в душе народа, но образуются рубцы и шрамы, которые - словно напоминание  о тех суровых годах, которые пришлось пережить.
В ноябре прошлого года Ассоциацией курдов Казахстана «Барбанг» была проведена конференция, посвященная 60-летию с начала депортации курдов в Казахстан. … Снова и снова на сцену выходили аксакалы и почетные почтенные пожилые женщины – ветераны войны и труда. Они рассказывали собравшимся, среди которых было много молодежи, о том страшном времени, о своих судьбах и о судьбах близких людей, многие из которых не дожили до сегодняшнего дня. Ветераны завещали молодым крепить дружбу народов Казахстана, дружбу, которая спасла тысячи людей в годы сталинских репрессий и Великой Отечественной войны. Они от души благодарили Президента Казахстана Н.А. Назарбаева за заботу о ветеранах, за ту мудрую политику, которую он проводит в нашем молодом демократическом государстве. А ветеранам войны и труда есть с чем сравнить день сегодняшний: они  многое повидали на своем веку – от сталинских репрессий, войны, восстановления разрушенного хозяйства и освоения целины до хрущевской "оттепели", брежневской "эпохи застоя", горбачевской "перестройки", распада СССР и образования суверенного Казахстана "Лишь сегодня, в суверенном Казахстане, - говорили ветераны, наши дети и внуки полной грудью вдохнули воздух свободы, ощутили себя полноправными членами общества". Они приводили конкретные примеры того, как улучшилась жизнь, говорили, что наконец обрели уверенность в спокойном и счастливом будущем своих детей и внуков.
       В своем Послании народу Казахстана (18 февраля 2005 года) Президент Республики Н.А. Назарбаев отметил: "У нас была простая и ясная цель – мы хотели жить лучше, нам хотелось свободы, а еще больше мы хотели, чтобы будущее наших детей и внуков было достойным. На это ушли годы, годы нашей с вами жизни. Мы работали не зря и вот чего мы добились
… Мы  создали успешно работающую рыночную экономику…
… Мы начали жить лучше.
…. Если сравнить основные показатели качества жизни, то увидим, что за последние 10 лет, в среднем денежные доходы казахстанцев выросли в 5 раз; почти в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата; в 25 раз выросла минимальная заработная плата; среднемесячный размер пенсии увеличился в 4.6 раза; депозиты физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз соответственно. Расходы государства на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи только в этом году выросли более чем в 1,7 раза по сравнению с 2003 годом"
      Как свидетельствует статистика, с 1989 по 1993 г.г. численность курдов в Казахстане увеличилась на 29 %. И объясняется это не только миграционными процессами, но и естественным приростом населения курдской национальности. Казахстан, ставший лидером в экономическом развитии на постсоветском пространстве, государством политически стабильным, стал привлекательным как для мигрантов, так и для граждан нашей страны, не мыслящих в отрыве от нее своего будущего. Сегодня казахстанские курды трудятся практически во всех сферах экономики, избираются в органы власти и местного самоуправления. Своим трудом курды Казахстана вносят вклад в развитие казахстанской экономики и сельского хозяйства. Созидательный труд тысяч  людей нашел отражения в творчестве многих курдских поэтов.          
                        Их творчество наглядно иллюстрирует, как вместе со всем казахстанским народом изменилась жизнь курдской диаспоры.
      За годы демократического развития в Казахстане произошли такие изменения, о которых десять-пятнадцать лет  назад  можно было только мечтать. Как отмечается в Послании Президента народу Казахстана, "...мы впервые в нашей истории создали независимое государство, построенное по принципам западной демократии, учитывая опыт передовых восточноазиатских государств и специфику нашего многонационального общества.
      Мы всегда помнили, что демократия – это наша цель, а не начало пути. Мы знали, что демократию невозможно внедрить декретом, ее надо выстрадать.
      Казахстанская государственность состоялась".
      Результатами либерализации политической жизни казахстанского общества явились – свободные демократические выборы; плюрализм и многопартийность; закладка основ независимой судебной системы, обеспечивающей верховенство закона; свобода слова и отсутствие цензуры, существование независимых средств массовой информации. К последним можно отнести печатные органы Ассоциации курдов Казахстана "Барбанг": газету "Жийана курд" ("Жизнь курдов") и литературно-художественный журнал "Нубар" ("Первый плод").
      Демократические изменения произошли не только обществе, они ощущаются в жизни каждого конкретного человека. В нашей стране учрежден институт Уполномоченного по правам человека. Казахстан присоединился к основным международным конвенциям по правам  человека. В настоящее время работает Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества, в заседаниях которой принимают участие представители различных политических сил.
    Основополагающие демократические ценности, выработанные мировым сообществом в течении многих десятилетий, нашли правовое закрепления в Конституции Республики, включая основные гражданские, политические, социально – экономические и культурные права и свободы.
     Сегодня каждый гражданин нашей страны имеет право  избирать и быть избранным, выезжать за пределы страны и беспрепятственно  возвращаться (вспомним, что в сталинские времена человек считался неблагонадежным, если он побывал за границей или имел родственников за рубежом). Любой казахстанец имеет право деятельности на свободный выбор рода и профессии, свободу труда, право обучать своих детей там, где считает целесообразным и т. д.2
       За годы демократического строительства Казахстан обеспечил своим гражданам свободу вероисповедания, проводя политику межконфессионального согласия. В нашей стране проводятся межконфессиональные форумы и конференции, на которых представители разных религий вырабатывают общую платформу для противостояния религиозному экстремизму и нетерпимости. Вместе с политиками религиозные деятели ищут и находят пути сохранения мира и согласия в обществе.
       Среди курдов Казахстана большинство - мусульмане, но есть и христиане, а так же немногочисленные последователи древней религии курдов – езидизма. Различия в вероисповедании не ведут к расколу диаспоры: напротив, каждый, в соответствии с законом, имеет право исповедовать ту религию, которая ему по душе.
        Ставя в своем Послании народу Казахстана задачи в области духовного развития и межконфессионального согласия до 2010 года, Президент РК Н.А. Назарбаев подчеркнул: "По казахской земле прошли все мировые религии, поэтому нам чужды нетерпимость или религиозный фанатизм. Эта духовная традиция, эта открытость божьему Слову в любом обрамлении – одна из важнейших основ межконфессионального согласия в Казахстане. Мы известны в мире своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и диалогом".
        Уникальным институтом общественного согласия и дружбы народов стала Ассамблея народов Казахстана, где за круглым столом лидеры всех ведущих диаспор Казахстана решают общественно – политические и культурные проблемы. При Доме Дружбы АНК работает курдская воскресная школа, такие же школы и кружки по изучению родного языка созданы в местах компактного проживания курдов. Возможность развивать свою национальную культуру и язык – право, гарантированное каждому этносу Казахстана его Основным Законом-Конституцией. И право это активно реализуется курдами Казахстана. Здесь необходимо отметить, что таких условий для развития своего языка и национальной культуры курды до сих пор не имеют на своей исторической Родине.
         Один из важнейших факторов единения всех казахстанцев – это государственный язык, который для большинства казахстанских является вторым родным. Он изучается детьми в школах, студентами – в вузах, и является частью духовной культуры всего казахского общества.
          Важная задача, определенная Президентом на ближайшее будущее, это реализация Программы "Культурное наследие" и через осмысление прошлого - всемерное развитие культуры настоящего времени. Недавно вышел в свет новый учебник для студентов вузов "Литература народов Казахстана", которое представляет собой конкретный вклад в развитие культуры настоящего времени, мостик, связывающий прошлое с будущим.
      Намечая новые горизонты демократического строительства, Президент РК Н.А. Назарбаев предложил пакет инициатив: Общенациональную программу политических реформ, которая представляет единый, целостный подход к реформам государственных, политических и общественных институтов.
        Суть этого подхода – "…дальнейшая демократизация Казахстана в соответствии с традициями и  принципами западных демократий и опытом ведущих государств Юго-Восточной Азии, с традициями нашего многонационального и многоконфессионального народа".
        Строя демократию в стране, где встретились Европа и Азия, где Запад и Восток не противостоят, а дополняют картину мира, наш Президент призывает оставаться верными традициям восточной мудрости, постепенности и осторожности. И курды – один из древнейших народов Востока, будучи полноправными гражданами Казахстана, равными среди равных из 130 наций и народностей страны, прилагают все усилия к реализации выдвинутой Президентом общенациональной программы политических реформ.
________________________________________________________________
 1 "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической интеграции" Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана (Казахстанская правда от18 февраля 2005 г.)
2. Конституция Республики Казахстан. Принята 30 августа 1995г. на республиканском референдуме. С изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК от 7 октября 1998г. – Алматы: ТОО "Баспа", 1998г.


М.К. Мирзоева,   Соискатель кафедры  Основ права и международных правовых дисциплин.


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Исламское государство как угроза безопасности стран ШОС

2024-03-27 Станислав Иванов

Унесший жизни 137 граждан России масштабный теракт в "Крокус Сити Холл" 22 марта 2024 года еще раз продемонстрировал звериный оскал радикальных исламистских группировок, которые подвергают смертельной опасности тысячи мирных граждан на нашей планете...

Ко дню рождения Мустафы Барзани

2024-03-14 Kurdistan.Ru
Ко дню рождения Мустафы Барзани

Имя Мустафы Барзани хорошо известно и за пределами Курдистана. Не имея в своем распоряжении танковых армий и воздушных флотов, он мог проявлять свои военные таланты лишь на ограниченном театре партизанской войны...

К 33-й годовщине курдского восстания

2024-03-05 Kurdistan.Ru
К 33-й годовщине курдского восстания

5 марта – особый день в истории Курдистана. В этот день в 1991 году начались события, конечным последствием которых является нынешнее существование полунезависимого региона Курдистан в Ираке...

Россия пытается сплотить ряды палестинцев

2024-03-05 Станислав Иванов

Очередная вспышка насилия в секторе Газа вновь привлекла внимание мирового сообщества к палестинской проблеме...

Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

2024-02-28 Kurdistan.Ru
Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

Якобы, 29 февраля – 2 марта 2024 года в МИД РФ состоится очередная межпалестинская встреча в составе 12-14 делегаций палестинцев, включая ХАМАС и "Исламский джихад" (признана террористический и запрещена в РФ)...

Палестинский тупик: причины, перспективы

2024-02-26 Станислав Иванов

Нападение боевиков радикальных палестинских группировок ХАМАС и "Исламский джихад" (организация признана террористической и запрещена в РФ) 7 октября 2023 года на Израиль и последующая военная операция Армии обороны Израиля – ЦАХАЛ под кодовым названием..

К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

2024-02-20 Станислав Иванов
К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

На фоне резкого ухудшения отношений с Израилем вскоре после начала масштабной военной операции ЦАХАЛ в секторе Газа Анкара активизировала усилия по развитию своих отношений с Египтом и рядом других арабских стран...

Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

2024-02-13 centrasia.org
Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

Командующий курдским вооруженным альянсом Мазлум Абди (в центре) не раз обвинял в раздувании конфликта официальный Дамаск и его ключевого внешнего союзника – Тегеран...

Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

2024-02-03 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

Ницше — один из самых влиятельных философов 20 века, чья философия стала основой для возникновения постмодернизма. Все усилия этого философа были направлены на создание высшего человека...

Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

2024-01-29 Станислав Иванов
Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

Получив накануне очередных президентских выборов в мае 2023 года максимум возможного от крена в сторону России (ЗРК "С-400", АЭС "Аккую, легализация своего военного присутствия на севере Сирии, поставки газа на льготных условиях, односторонняя выгода...

Иран вымещает злость на Иракском Курдистане, - Игорь Субботин

2024-01-16 centrasia.org

Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани заявил, что его страна выступает за мир и лишь отвечает на угрозы...

Что может последовать за ракетными ударами КСИР Ирана по Ираку?

2024-01-16 Станислав Иванов

Казалось бы, в начале 2024 года глава иракского правительства Мухаммед Шиа ас-Судани официально заявил о начале процедуры по выводу войск Международной коалиции из страны...

Разбой и пиратство как метод солидарности с палестинцами

2024-01-14 Станислав Иванов

Cпровоцированный радикальными исламистскими группировками ХАМАС и "Исламский джихад (запрещено в РФ) вооруженный конфликт в секторе Газа и Израиле сопровождается активизацией деятельности других исламистских группировок в регионе...

Иракский Курдистан не хочет отпускать американских военных, - Игорь Субботин

2024-01-11 centrasia.org

Война в секторе Газа стала стресс-тестом для отношений Вашингтона и Багдада...

Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

2024-01-10 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

Веками китайская философия поражала умы своей глубиной и мудростью. Философы Востока искали ответы на вечные вопросы о смысле жизни, природе мира и месте человека в нем...

Уйдут ли американские военные из Ирака?

2024-01-08 Станислав Иванов
Уйдут ли американские военные из Ирака?

Как известно, первый вывод войск США и их союзников из Ирака имел место в конце 2011 года после завершения их миссии по свержению режима Саддама Хусейна (операция "Иракская свобода")...

Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

2023-12-29 Расул Фряд Исмаил Расул
Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

Данная статья рассматривает политическую и экономическую ситуацию в Иракском Курдистане и борьбу курдов за независимость. Описывается история попыток создания независимого Курдистана, а также влияние военных конфликтов на политическую обстановку в регионе

Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

2023-12-23 Расул Фряд Исмаил Расул
Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

В данном докладе рассматриваются исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы...

Израиль перед дилеммой: завершить разгром ХАМАС или остановиться?

2023-12-14 Станислав Иванов

Предпринятая после нападения на Израиль 7 октября 2023 года масштабная военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) под кодовым названием "Железные мечи" в секторе Газа в целях уничтожения военной структуры палестинской группировки ХАМАС...

Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

2023-12-09 Станислав Иванов
Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

В отличие от своих соплеменников в Турции, Сирии и Иране, которые официально не имеют права даже на культурную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями...

Общественный договор Джона Локка

2023-11-07 Хуссейн Паям хазим Хуссейн
Общественный договор Джона Локка

Политические работы английского философа Джона Локка считаются пионерскими произведениями современной политической мысли. Политическая теория этого философа находится в рамках интеллектуальной и политической системы, сочетающей рациональность и эмпиризм..

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика