Лига Наций формально просуществовала чуть более 26 лет до 1946 года, фактически завершив свою малозначительную международную деятельность с момента начала Второй мировой войны в 1939 году.
Основные страны-зачинщики самой ужасной в истории человечества войны, Германия, Италия и Япония прекрасно понимали, что Лига Наций не способна будет организовать адекватное и коллективное противодействие по предотвращению продвижения фашизма, провозглашенного указанными союзниками-агрессорами основополагающей военно-политической идеологией государственной стратегии мирового господства.
Уверенность германо-гитлеровской политики и дипломатии заключалась в том, что имевшиеся тогда системно-идеологические противоречия между Западом и СССР были абсолютно непреодолимыми даже перед угрозой начала мировой войны. Великобритания, Франция и США стремились переориентировать главное направление возникшей фашистской агрессии на коммунистический Советский Союз, очень надеясь остаться при этом в роли почти нейтральных наблюдателей за ситуацией.
В условиях откровенного двурушничества, предательства и беспринципности, проявлявшихся во внешней политике и дипломатии будущих союзников-антифашистов, СССР был вынужден опираться только на собственные силы и возможности для обеспечения своей государственной обороноспособности и подготовки всенародного сопротивления.
Необходимо напомнить, что для стран-учредителей Лиги Наций осознанной причиной создания международной организации стали мрачные и шокирующие для Запада последствия Первой мировой войны, связанные с перевоплощением "призрака коммунизма" в огромный, потенциально мощный и амбициозный СССР.
Большинством государств Запада было принято решение об учреждении очень влиятельной и дееспособной международной организации, которая бы допускала в качестве единственного средства обеспечения мира переговоры и дипломатию, но прибегала в случае необходимости к применению коллективных усилий стран-членов по предотвращению любых угроз стабильности и безопасности.
В сферу уставной деятельности Лиги Наций входили вопросы разоружения, предотвращения военных действий, обеспечения мира и безопасности, развития сотрудничества между народами, урегулирования споров между странами путем дипломатических переговоров. Кроме того, Лига Наций занималась выполнением социально-экономических задач по улучшению качества жизни людей в мире.
Но в задачах Лиги Наций, к большому сожалению, не нашлось места вопросам реабилитации правоспособности народов, подвергшихся в ходе Первой мировой войны и по воле государств-победителей физическому и моральному геноциду, насильственному лишению прав на единство и независимость, целостность национальной территории, национально-культурную идентичность и духовную принадлежность. Будущее таких народов, в частности курдского народа не рассматривалось с точки зрения целевых задач Лиги Наций. Равнодушие к судьбе курдского народа не воспринималось в качестве потенциальной угрозы международной безопасности и стабильности в будущем. Международное сообщество признавало единственным источником угрозы миру и безопасности только факт возникновения и усиления коммунистического Советского Союза.
Однако дальнейшие события резко изменили расклад сил в мире и произошло невозможное. 18 сентября 1934 года СССР был принят в Лигу Наций с правом постоянного членства Советского Союза в Совете Лиги. Первую в мире советскую социалистическую республику, главную угрозу безопасности и стабильности признали абсолютным большинством голосов равноправным и полноценным участником международной организации антикоммунистических и капиталистических государств.
Руководство СССР не затягивало с принятием своего решения о вступлении страны в Лигу Наций. В ответном обращении Правительства СССР на ранее полученное официальное приглашение от 30 государств-членов Лиги Наций отмечалось:
"Советское правительство, которое поставило главной задачей своей внешней политики организацию и укрепление мира, никогда не оставалось глухим к предложениям международного сотрудничества… и расценивает приглашение как действительное желание мира со стороны Лиги Наций и признание необходимости сотрудничества с Союзом ССР".
Надо отметить и подчеркнуть, что, конечно, главным обстоятельством, мотивировавшим инициативу Франции и согласие других стран-членов на принятие СССР в Лигу Наций, стала реально возникшая угроза миру и безопасности со стороны фашистской Германии в союзе с Италией и Японией, успевшим неожиданно для всех значительно нарастить совокупный военно-технический потенциал, и заблаговременно вышедшим из этой международной организации.
Вплоть до выхода из Лиги Наций в 1939 году Советский Союз настойчиво и целенаправленно пытался использовать возможности дипломатии и сотрудничества в рамках этой организации, чтобы добиться принятия согласованных коллективных мер международной борьбы против агрессии фашизма и обеспечения мира и безопасности.
СССР вышел из Лиги Наций в связи с отсутствием в этой организации должного понимания ситуации и объективной заинтересованности в формировании международного противостояния внешней политике и военной стратегии Германии и ее союзников.
Сегодня нет никакой необходимости обращаться к сложной теории возникновения больших войн, многообразным и противоречивым умозаключениям экспертов об общественно-политических и социально-экономических особенностях и закономерностях развития международных отношений, чтобы смоделировать перспективу ухудшения обстановки в регионе Ближнего Востока. На основе простого сравнения и сопоставления обстоятельств, сформировавших фактическую международную ситуацию накануне Второй мировой войны, с текущей обстановкой на Ближнем Востоке можно получить достаточно ясное представление о причинах и возможных последствиях приближающейся крупной региональной войны с ощутимым международным резонансом.
Источником и основной причиной угрозы миру и безопасности тогда оказался государственный фашизм Германии, Италии и Японии, а решающим политическим фактором начала мировой войны явился антагонизм между капитализмом и социализмом, между Западом и СССР.
Сегодня фашизм нашел свое новое официальное выражение в форме государственного национал-конфессионального радикализма и шовинизма, яркими носителями которых являются Иран, Турция, Сирия и Ирак. Мировое сообщество в целом спасало от войн лишь отсутствие между этими странами прочного военно-стратегического союза. Однако в региональном масштабе это фашистское зло все еще может вызвать очень крупную международную войну с колоссальными, трагическими последствиями и разрушениями для миллионов людей, многих народов и стран.
Внешних и внутренних факторов для эскалации напряженности и разжигания такой войны в регионе имеется множество, в частности:
- хаотические последствия западной стратегии глобализации и политики насаждения принципов классической демократии на почве радикальной исламской идеологии;
- угроза усугубления мирового экономического кризиса, пустотелость международной валютной системы и соответственно спад производства и рост безработицы в реальной сфере западной и в целом мировой экономики, неустойчивое и непредсказуемое колебание цен на основные энергоносители;
- борьба за региональное политическое и экономическое лидерство, обострение межэтнических и межконфессиональных конфликтов;
- распространенный в рамках ООН принцип территориальной целостности и нерушимости границ суверенных государств в противоречивом сочетании с правами народов на национальное самоопределение;
- применение двойных стандартов в практике международных отношений.
Однако на официальном уровне международного сотрудничества, особенно в ООН и в публичном информационном пространстве, в указанном списке факторов, непосредственно влияющих на ухудшение ситуации и возможность разжигания войны в вышеперечисленных странах Ближнего Востока, как и во времена Лиги Наций, отсутствует "незаметное", но очень опасное с морально-политической точки зрения "преступное явление" в форме всеобщего равнодушия к проблеме и трагедии курдского народа. Никакая международная организация сегодня и в будущем не сможет качественно, объективно и справедливо управлять процессом сотрудничества и поддерживать мир и безопасность на планете, если не поставит на самый высокий уровень политической значимости вопрос о недопустимости равнодушия к судьбе любого народа.
Достаточно окинуть острым взглядом исторический опыт двух последних мировых войн и послевоенных десятилетий ХХ века, чтобы понять очевидную необходимость в поиске других, более эффективных и менее затратных форм, условий и способов международного сотрудничества, адекватно отвечающего очень жестким требованиям по поддержанию мира и безопасности в системе цивилизованных, гуманных, правовых и справедливых отношений. Надо избавиться от безответственности и низкой эффективности бюрократии и целой армии дорогостоящих международных чиновников ООН.
ООН в целом неизбежно будет ждать участь Лиги Наций в случае, если курдский вопрос не будет поднят и не найдет своего справедливого решения на заседаниях Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи в ближайшее время и разумные сроки. Курдская проблема может стать мощным детонатором "вулканического" взрыва, способного раскрошить Ближний Восток на мелкие кусочки, объединением которых, возможно, будет заниматься уже очередная, надеюсь, очень мало похожая на предыдущие, новая организация в виде дееспособного и очень влиятельного "Международного Союза равноправных стран и народов".
Наступивший Новый 2012 год должен стать действительно праздничным, счастливым и обнадеживающим для всего курдского народа в Ираке, Иране, Турции, Сирии, России, Азербайджане, Армении, Грузии, Среднеазиатских странах и по всему остальному миру.
Курдский народ желает добра, процветания, благополучия, дружбы, духовного и национально-культурного равновесия, сотрудничества и равноправия всем народам нашей маленькой и общей планеты. Курдский народ вправе ожидать от мирового сообщества такого же благожелательного и уважительного отношения к себе, своей истории, традициям и обычаям, автохтонной земле и древней культуре.
С НОВЫМ ГОДОМ!