Курдов и арабов Ирака, как впрочем и Сирии, конечно, связывают разные по степени политического натяжения и социальной окраски "нити" многовековых отношений. Однако, хорошо известно, что для курдов история этих долгих отношений была перенасыщена, к сожалению, событиями преимущественно враждебного содержания и кровавого оттенка, оставившими очень четкие отпечатки и следы в психологическом восприятии жуткого прошлого и гнетущего настоящего.
Речь вовсе не идет об отношениях людей на личностном уровне или в рамках достаточно мирно сосуществующих этно-конфессиональных групп сельских или городских жителей. Вопрос упирается в арабское общественное мнение и сознание, которые формировались столетиями под подавляющим воздействием и негативным влиянием анти-курдской националистической пропаганды.
Ненависть по отношению к курдам и курдской национально-культурной среде целенаправленно насаждалась властвующей светской и религиозной элитой арабского народа. Идеологическая война против курдского народа, абсолютное большинство которого формально принадлежит к мусульманскому религиозному сообществу, продолжается до сих пор в Ираке и Сирии, а также в Турции и Иране. Исламская идентичность никогда не способствовала духовно-культурному сближению большей части курдского народа с арабами, турками и персами.
У всех курдов, независимо от вероисповедания, духовность неразрывно связана с родным языком, древней культурой и историей, национальными традициями и обычаями курдского народа. Большинство курдов, хотя и насильственно, но с искренним уважением и почтением принявшие в далеком прошлом истинные основы исламского духовного учения, тем не менее с обоснованным недоверием относились и относятся к лживым мусульманским властителям, политикам и религиозным деятелям, которые творили и приносили только зло курдскому народу, легко и без угрызения совести нарушали морально-нравственные каноны ислама ради удовлетворения исключительно своих клановых шовинистических амбиций и удержания власти над гражданским и мирским обществом.
Другие относительно немногочисленные межплеменные сообщества курдского этноса, сумевшие ценой огромных жертв остаться приверженными основам традиционной веры далеких предков, с пониманием относятся к исторической судьбе курдов-мусульман и считают их прежде всего своими кровными братьями и сестрами, сумевшими в нечеловеческих условиях сохранить язык, литературу, культуру и единое национальное сообщество для развития будущих поколений курдского народа.
Наиболее драматичные события для курдского народа происходили в трагические десятилетия XX века, в период до и после франко-британского передела Ближневосточного региона по итогам Первой мировой, а также по ходу и по окончании Второй мировой войн.
Мусульманство не спасло курдов-суннитов и курдов-шиитов от геноцида, репрессий, социальной дискриминации. Религия не смогла стать гарантом дружбы и мира между курдским народом, с одной стороны, и арабами, турками и персами, с другой стороны, соответственно в Ираке, Сирии, Турции и Иране.
Совершенно ясно, что курдский народ может добиться равноправия только через демократизацию системы политической власти, организацию рыночной модели управления экономикой и соблюдение элементарных социальных прав и свобод. Это возможно либо в рамках независимого и суверенного государства, либо в пределах полноценной национально-территориальной автономии в стране с указанными условиями и гарантиями.
Не менее очевидным является и тот факт, что Ирак не в состоянии соответствовать этим критериям ввиду ментальной несовместимости принципов демократии, рыночных отношений и социальных свобод с ортодоксально-националистической идеологией и мировоззрением светской и религиозной арабской общественно-политической верхушки власти, цель которой в подавлении живучей способности курдов к самоидентификации. Осуществляется такая старая и гнусная политика с помощью изощренного подкупа и путем предоставления некоторым партийным и духовным лидерам курдского народа права на полноценное членство в "высшей лиге" политической и религиозной знати и элиты "иракской нации".
Президент Южного Курдистана, публично заявивший о намерении и готовности безусловно и безупречно выполнить волеизъявление народа, предоставил всем политикам, религиозным и общественным деятелям возможность сделать свой исторический выбор до момента провозглашения независимости и выхода автономного региона из Ирака. Народ, по мнению Барзани, имеет право знать всю правду, в том числе о тех, кто откололся или сомневается, и о тех, кто твердо верит и остался до конца преданным целям и задачам национально-освободительной борьбы, чтобы огласить свое окончательное решение и выразить всеобщую поддержку руководству Южного Курдистана в масштабах всего Большого Курдистана. Каждый должен сделать свой собственный выбор и не навязывать свое личное мнение другим, используя во вред партийно-политическое или иное должностное положение на любом уровне федеральной или региональной власти. Народ сам разберется и скажет свое "слово", подлежащее исполнению, а не обсуждению.
Острая необходимость в срочном проведении общенациональной конференции прогрессивных политических сил курдского освободительного движения очевидна. Цель конференции -это создание высшего координационного органа освободительного движения, утверждение краткосрочного организационного плана достижения независимости Южного Курдистана и политической программы национально-территориальной автономизации курдских регионов в Турции, Иране и Сирии в среднесрочной перспективе. Никакие другие вопросы не должны быть в повестке дня конференции.
Прогрессивное международное сообщество давно готово именно к такому развороту событий вокруг курдского вопроса, чтобы оказать курдскому народу практическое содействие и помощь в его мирной борьбе за демократические права и свободы.
Национально-освободительное движение курдского народа должно продемонстрировать миру единство, сплоченность и силу, чтобы снять все сомнения и колебания относительно необходимости осуществления радикальных перемен в области права народов на исторически обоснованное национально-территориальное самоопределение, в том числе за счет изменения территориальной целостности той или иной страны, например, Ирака с "хроническим" авторитарно-диктаторским режимом государственного управления.