KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Отрывок из повести Баве Назэ "ИЗГОЙ"

Просмотры1838Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2016-10-16
Отрывок из повести Баве Назэ "ИЗГОЙ"

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию одну из глав повести известного курдского писателя Баве Назэ "ИЗГОЙ". Книга была опубликована в Москве издательством "Маска" в 2014 году. Перевод с курдского Хамеда Фархада. Редакция сайта Kurdistan.Ru благодарит уважаемого автора за предоставленную возможность.  

 


Рано утром, во время азана, человек со всклоченными волосами пьяной походкой прошел в переулок, ведущий в мечеть. Он шел и что-то бормотал про себя. Неожиданно остановился, как бы прислушиваясь к азану. Какое-то мгновение стоял молча. Когда муэдзин дошел до слов "молитва лучше сна...", он прервал молчание: "Однако ты заливаешь!". Сказал и продолжил свой путь. 

Хотя он и держался на ногах, его изрядно пошатывало. Много прохожих в такой ранний час привлекло его внимание. Он снова начал бормотать про себя: "В такую рань... что потеряли здесь эти люди?... Ну, у меня-то свое дело, а они что потеряли?" 

Чем ближе к мечети, тем больше становилось прохожих. И тогда он понял, что эти люди идут на утреннюю молитву: "У-у! Неужели до сих пор..." Тут у него началась пьяная икота и фраза прервалась. 

И люди, проходившие мимо пьяного, также смотрели на него с удивлением. Они узнавали известного городского выпивоху по прозвищу "пьяный философ". Про себя они говорили: "В такое хорошее утро что делает у Божьего дома этот безбожник? Что он здесь потерял?" Мысленно они обращали в его адрес и много других нелестных слов, но к нему никто не приставал. 

Едва приблизившись к мечети, люди торопились войти в нее: наступало время молитвы. У мечети пьяный как будто очнулся и поэтому войти в нее не осмелился. Запах перегара, нетвердая походка, туман в голове заставили его остановиться у входа. Помимо своей воли, он пробормотал: "Выпивка уж никак не сочетается с мечетью... И суфии будут правы, если побьют меня в ней". Конечно, и остановка у ограды была не безопасна для него, но другого выхода не было: он должен был встретиться с муллой - ради этого "философ" и оказался здесь. 

У ворот присел на корточки, прижавшись спиной к стене. Закурив, сделал несколько затяжек, чтобы развеяться. Но обилие выпитого и ночное событие, приведшее его к ограде мечети, не позволили ему расслабиться. И все-таки времени он не чувствовал. 

Его покой нарушили донесшиеся со двора говор и покашливание. Стало быть, люди закончили молитву. Выходили они, как и входили - поодиночке или маленькими группками. И снова с отвращением бросали взгляды на этого человека. А он искал среди них муллу. И хотя людей в мечети осталось совсем немного, войти в нее ему по-прежнему не хватало смелости. Для успокоения души или просто так, машинально, он достал сигарету, но не успел сделать и несколько затяжек, как из мечети вышел мулла в окружении суфий. 

Ему нельзя было терять ни минуты времени, и он пошел навстречу мулле. Но едва сказал: "Сейда!", - как нарочно, у него снова началась икота. Мулла обернулся, узнал пьяницу: 

- О нечистый, что ты тут делаешь? 

Суфии, окружавшие муллу, тоже не скрывали удивления. 

Человек подошел ближе:

- Сейда, сегодня ночью умер Тужо...

- Да отвратится от него Божье милосердие! - прервал сейда. 

- Почему? -  не понял пьяница. 

- Как почему? - переспросил сейда, в свою очередь не поняв вопроса. 

Пьяница заволноввался: 

- Но почему же милосердие Бога должно от него отвратиться? 

Сейда высокомерно изрек:

- Он же, как и ты, был алкашом!

- Ну и что? Неужели вы не понимаете, что вы - духовный наставник?

Эти поучающие слова алкоголика вывели муллу из себя.

- Ты на себя посмотри! - крикнул он. - От тебя несет перегаром - и ты еще заходишь в Божий дом!

Как ни странно, пьяница отвечал совершенно спокойно:

- Сейда, разве двери Божьего дома не открыты для всех?

- Для всех, но не для алкоголиков...

- Ну, хорошо, сейда. У каждого свои грехи. Вам в оей могиле не лежать. Я сейчас пришел, чтобы вы обмыли Тужо. 

Тут уже сейда окончательно взъярился. 

- Обмыть Тужо?! Да я его не то, что обмывать не стану - я не позволю, чтобы его похоронили на мусульманском кладбище! 

И, что-то еще пробормотав про себя, он ушел. За ним ушли его мюриды. Остался только пьяница, недоумевающим взглядом провожавший муллу. Он как будто не ожидал такого оборота и бормотал вслух: "Так... Значит, обмывать его не будут..." А потом неожиданно громко заявил: 

- Но он же был лучшим сыном своего народа!.. 

Очевидно, дальнейший разговор был бессмысленен. Мулла удалялся. И пьяница побрел прочь от мечети. Но куда идти, он не знал. Разговор с муллой почти отрезвил его. Прояснение в голове позволило ему догадаться, что нужно пойти к другому священнику. Тут же перед его мысленным взором предстала соборная мечеть, и он немедленно направился туда. По пути в его ушах, не переставая, звучали слова муллы: "Я не позволю, чтобы его похоронили на мусульманском кладбище!" И он вновь сказал вслух: 

- Неужели этот придурок действительно способен на такое?! 

Видимо, слова "могила", "кладбище"... - напомнили ему любимую песню его товарища Тужо. Он тотчас запел: 

Эй, друзья мои! Если я умру,
Выкопайте могилу по душе моей:
Пусть она будет широка, как терпение мое, 
Пусть она будет глубока, как рана в сердце моем. 

Пропев несколько строк, пьяный замолчал и вновь начал разговаривать с почившим другом: 

- Да, друг, мы тебе выкопаем хорошую могилу!... Перед тем как прийти сюда, я отправил на кладбище трех наших ребят. И я им сказал, чтобы они копали так, чтобы могила пришлась тебе по душе. 

Горло его сжали рыдания, и он, глотая слезы, крикнул: 

- Не беспокойся! Если не получилось с этим муллой, получится с другим! 

Глядя на его жесты, слушая громкие слова, можно было подумать, что он действительно с кем-то разговаривает... 

Когда пьяница пришел в соборную мечеть, солнце поднялось уже достаточно высоко. Тут он понял, что муллы в мечети сейчас быть не может: молитва окончилась. Но дом священника был известен людям городка не менее, чем сама мечеть. А поскольку "пьяный философ" хорошо знал город, он знал и дом муллы. Подойдя к дому, он попытался взглянуть на себя как бы со стороны. Да, он чувствовал некоторую слабость в ногах, но уже не считал себя пьяным. Пригладил пятерней волосы, затем протер глаза - и после этого не без трепета постучал в дверь. Ему не пришлось стучать дважды - в дверях появился сам хозяин. Едва мулла, открыв дверь, увидел перед собой известного пьяницу, он отшатнулся, воскликнув: 

- Какими судьбами? 

"Пьяный философ" не стал попусту тратить ни времени, ни слов: сразу приступил к делу: 

- Сейда, мой друг Тужо умер. И я пришел просить, чтобы вы обмыли его. 

- Кто умер? - переспросил сейда и тотчас вспомнил умершего: такого же алкоголика, как и гость. 

- Тужо-Тажио? Даже имя не человеческое, а собачье! 

- Но позвольте, сейда! 

- Разве не вы с ним наполнили весь город вонью перегара?! И ты еще пришел требовать, чтобы я его обмыл! 

"Пьяный философ" возразил, напоминая:

- А милосердие Божие?

- Что?! Милосердие Божие?! - разозлился сейда. - Ни милосердия, ни милости нет для вас ни у Бога, ни у людей! 

Тут "пьяный философ" не выдержал: 

- Я вижу: вы уже заняли место Бога и раздаете награды и наказания... 

- Подонок, ты еще богохульствуешь в моем присутствии? Вон! 

И мулла изо всей силы хлопнул дверью. 

Теперь все дороги перед "пьяным философом" были закрыты. Он ударился в дверь лбом, застучал кулаками... Повернувшись, пошел, на этот раз уже точно не зная, куда. Затем остановился, оглянувшись на дверь муллы: 

- А еще говорят: мулла - человек Божий! Лицемеры! Нет уж, Тужо был лучше вас всех! Нас всех! Мы все в долгу перед ним! Все... Родина! Народ! И вы! Эй, вы, муллы! 

Он вновь остановился, сжал руками голову, как будто собираясь с мыслями, и обратился к другу: 

- Тужо, пожалуйста, вернись к жизни! И крикни им в лицо... Ой, зачем я говорю! Слова все равно ничего не дадут! Слов не хватает - но мы все равно в долгу перед тобой! Боже мой, он сделал для нас все - и он же считал себя должником.

И "пьяный философ" запел песню, сочиненную самим Тужо: 

Мама, я в долгу перед тобой
За боль, которую при родах причинил тебе. 
Отец, я в долгу перед тобой
За то, что я ношу фамилию твою.
Земля, я в долгу перед тобой
За жизнь, которую ты подарила мне.
Любимая, я в долгу перед тобой
За любовь, которую ты питаешь ко мне.
Друг, я в долгу перед тобой
За то, что ты - опора в трудную минуту для меня. 
Родина, я в долгу перед тобой
За то, что ношу имя твое. 

- Нет, друг! - вновь заговорил "философ" сам с собой, - ты никому не должен! Именно мы должны тебе!.. 

Сколько бы "пьяный философ" ни пел и ни говорил сам с собой, прохожие не обращали на него внимания, думая: "Опять насосался какого-то дерьма!.. Никто не хочет с ним разговаривать - вот он болтает и болтает... И пусть себе!" 
Вдруг "пьяный философ" как бы очнулся и ударил себя по голове: "О, господи! Совсем вылетело из головы! Как же это я с самого начала не пошел к мулле Абдурахману! Да, он не является настоятелем мечети... Ну и что?" - Он вспомнил, что дом муллы Абдурахмана находится именно в его квартале, и вновь заговорил сам с собой: "Сдурел я, что ли! Кой черт понес меня к этим ослам! Да, мулла Абдурахман не служит - но он хорошо может выполнять все обряды... А все-таки, почему его исключили из накшбанди? Кто знает, может быть он, как и мы, отстал от своей стаи! А люди относятся к таким плохо. Потому что тот, кто отстает от стаи, либо в чем-то виновен, либо у него сломаны крылья, и он больше не может продолжать полет". 

С такими мыслями он подошел к дому муллы Абдурахмана. К этому моменту из его головы выветрились последние остатки хмеля. Хотя он был уверен, что мулла Абдурахман не похож на остальных мулл, внутренне все-таки волновался. А вдруг и этот откажется принять его? Что делать тогда? 

Он постучал в дверь. Мулла открыл сам и вопросительно посмотрел на стоящего перед ним человека. "Философ" прочитал вопрос в его глазах и тут же объяснил причину своего прихода: 

- Мул... ...сейда! - он запутался, не зная, как обращаться к мулле Абдурахману. - Мой друг, Тужо... отошел к Господу. Я хочу, чтобы вы его обмыли. 

- Да помилует его Бог! 

При этих словах у "философа" словно камень свалился с сердца. 

- Да помилует Бог и ваших покойников! 

Несмотря на то что "пьяный философ" совершенно отрезвел, от него разило еще достаточно сильно, и мулла Абдурахман этот запах, несомненно, учуял. Но, не подавая вида, спросил: 

- А почему я? Разве ты не знаешь, что я больше не служу? 

- Да, сейда, знаю. Но другие муллы не хотят его обмыть. 

Мулла Абдурахман не верил своим ушам:

- Как - не хотят?!

- Они говорят, что это - нечистый мертвец.

И тут мулла Абдурахман гневно вскричал:

- Эти ученые невежды? Опять они играют с божественным учением! Да кто же, кроме Бога, может судить о наших грехах? Только Он! Как они смеют ставить себя на Его место! 

Мулла Абдурахман говорил так, словно перед ним сидели эти муллы, и он обращался именно к ним. В том же духе он продолжал: 

- Да откуда им знать: может, покойник покаялся перед смертью? Почему они вмешиваются в дела Бога? Разве Божественное милосердие так же узко, как их лбы? Нет, милосердие Божие беспредельно, и вполне возможно, что его душа уже покоится в раю! 

"Философу" стало необычайно легко, и он закивал головой, словно был одним из мюридов: 

- Правда, сейда! Несомненно, душа Тужо сейчас в раю. Если... 

Он хотел сказать: "Если, конечно, рай существует", - но вместо этого произнес: 

- Если у вас есть время - пойдемте сейчас же!

- А ему вырыли могилу?

- Должна быть уже готова: я отправил на кладбище трех своих друзей.  

- Хорошо. Я переоденусь, и мы пойдем. 

"Пьяный философ" остался перед дверью. Он простоял недолго: мулла быстро переоделся, и они отправились в путь. 

Они шли, не зная, что весь город уже гудел из-за этих похорон. Словно огонь по соломе, пробежала весть, что собираются хоронить нечистого, о котором мулла сказал, что его труп подобен трупу собаки и осквернит соседние могилы. И тотчас все верующие и суфии двинулись на кладбище. 

Еще до того, как распространились слова муллы, одновременно с уходом философа в мечеть три человека, друзья Тужо, пошли к садовнику, косому Али, чтобы взять у него заступы и лопаты. Когда садовник увидел, как они входят во двор, он не поверил своим глазам. 

- Что вам нужно здесь в такое раннее утро? - спросил он. 

- Мы пришли взять у тебя лопаты и заступы, - ответил один из этой троицы. 

- Для чего, уважаемый? 

- Сегодня ночью Бог прибрал Тужо. Пока мулла обмоет его, мы должны приготовить могилу. 

Косой Али смотрел на этих господ, но особого доверия к ним не питал. Он решил отклонить их просьбу и спросил: 

- Вы - и копание?

Один из троих тут же ответил:

- Действительно, ты прав. Было бы хорошо, если бы ты пошел с нами. 

- Да как же я брошу работу?

- Мы оплатим твой труд, ответил другой и протянул купюру в сто лир.

Как только косой Али увидел деньги, он незамедлительно ответил:

- Ладно, пойдемте! 

...И они отправились на кладбище. Дойдя до первой же свободной могилы, остановились и начали копать. Косой Али рыл заступом, а три товарища по очереди выбрасывали землю. Вначале работа продвигалась споро, но неожиданно трое зашабашили, сели и затихли. Косой Али увидел, что они уже лежат друг на друге: спят. Видимо, после жаркой ночи прохладный утренний ветер принес сон этим, уже достаточно набравшимся, людям. Косой Али махнул рукой и продолжал копать, не будя их. Не успел он выкопать и на метр - как увидел толпу, надвигавшуюся на него. "Видно, уже несут тело!" - решил косой Али. Он окинул взглядом толпу, ища носилки с телом, но не нашел. 

"Кажется, я не только косой, но вдобавок и слепой!" - сказал он себе, протер глаза и стал смотреть внимательнее. Носилок не было. Он прекратил работу, ничего не понимая. Наконец, первые люди из толпы достигли его, и один из предводителей, задыхаясь, сказал: 

- Кому ты роешь могилу? Прежде, чем косой Али успел ответить или хотя бы понять, что происходит, толпа окружила его со всех сторон. 

- Что доброго? -  спросил он со страхом. 

- Доброго?! - ответили ему разом несколько голосов. - Что доброго может еще быть здесь! 

Хотя косой Али ничего не понимал, он почувствовал, что допустил какую-то ошибку, придя сюда. И он ответил с видом уничижения: 

- При чем здесь я? Я - Божий бедняк. Я копаю для этих вот людей и получаю деньги за свой труд. 

И он указал пальцем на трех спящих. 

Между тем народ прибавлялся и шум усиливался. Но трое продолжали спать. Косой Али подошел к первому и стал толкать его в плечо. 

- Благодетели мои, вставайте! Ваш Страшный суд пришел! 

Спящий заморгал глазами, открыл их и снова закрыл. Али продолжал его расталкивать, повторяя одни и те же слова. Услышав про "Страшный суд", тот вздрогнул и сел... 

О, что он увидел и услышал! Возбужденную толпу, гневные выкрики... Торопливо и не без страха начал он будить товарищей, говоря: 

- Вставайте! Бог перепутал! Вместо него - нас взяли на Страшный суд... Вставайте! 

Потом он обратился к толпе: 

- Благодетели! Погодите! Дело в том, что Бог перепутал нас с Тужо! Мы не мертвые! А покойник еще дома... 

Тут его взгляд упал на суфия Хусейна. Это был тот самый Хусейн, который всегда дрался с ним из-за их пьянства. И, сам не зная, почему, он воскликнул: 

- О Господи! Неужели ты даже за гробом преследуешь меня и моего Бога?!

Как только толпа услышала эти слова, попахивающие неверием, она в неистовстве накинулась на всех троих. Те ничего не могли поделать: сколько они ни пытались объясниться, сколько ни кричали - никто не обращал на их слова внимания. 

Когда толпа схлынула, трое, окровавленные, без сознания, остались лежать на земле. А косой Али, тоже получивший свою долю побоев, никак не мог понять: что это за могила, которую он должен был выкопать? Почему его избили? Он смотрел вслед удалявшейся толпе и бормотал: 

- Что за взбесившиеся верблюды! 

Потом он посмотрел на лежащих, шагнул было к ним, но махнул рукой, собрал заступ, лопаты и направился домой. 

...А трое еще долго не могли прийти в себя. Наконец, очнувшись, они потащились к дому, где лежал покойник. 

К этому времени в дом уже пришли мулла Абдурахман и "пьяный философ". Едва сейда вошел внутрь, ему в нос ударил запах сырости и чего-то еще. Он недовольно посмотрел на философа: 

- Человек - и в таком месте?

"Философ" понял намек и ответил:

- Да, уважаемый. Уйдя из общества, человек или зарастает паршой, или дичает.

- Но если так, почему же вы выбрали именно такую судьбу? 

- Сейда! Жизнь в обществе ослов делает человека скотом. Я готов быть диким животным, но не человеком-ослом, я не хочу, чтобы на мне кто-то ездил! 

Сейда впервые посмотрел на "философа" оценивающим взглядом. 

- Я тебя не узнал. Не ты ли "пьяный философ"? 

- Да, сейда, меня так называют...

- Я много слышал о тебе. Видимо, это так и есть. 

- Но, сейда, я тоже слышал о вас. 

- А что именно? - спросил мулла с интересом. 

Но "философ" ушел от ответа:

- Сейда, как видите, наш покойник лежит. А мы с вами еще на ногах и разговариваем. 

Мулле стало неловко. 

- Правда твоя. 

- Я не хотел вас упрекать. Я только хотел сказать, что нам надо сидеть во дворе. Сядемте во дворе, пока с кладбища не придут ребята. А как только они придут, тотчас отправим их в мечеть за носилками. 

"Пьяный философ" зашел в комнату, где лежал покойник, достал два маленьких стульчика, и они заняли место во дворе. Некоторое время сидели молча; потом каждый достал по сигарете и также молча закурил. "Философ" первым нарушил тишину: 

- Ваш приход показал, как отличаетесь вы от других мулл. Может быть, именно из-за этого вас иногда зовут "мулла-атеист". 

"Философ" говорил, словно отвечая на предыдущий вопрос муллы. Он не хотел, чтобы опять наступила тишина, и поэтому вернулся к прежнему разговору: 

- Мы протестовали против своего общества и стали алкоголиками. Вы тоже протестовали против своего окружения и заперлись дома, бросив свое учение. 

Сейда вновь с любопытством посмотрел на "философа", а тот продолжал: 

- Да, сейда, жизнь в окружении невежд заставляет человека бросаться хоть в объятия дьявола. Хуже невежества нет ничего. 

Было ясно, что на сердце "философа" словно лежит какая-то тяжесть, и он пытается высказаться, чтобы облегчить ее. Мулла слушал внимательно. Неожиданно "философ" спросил: 

- Сейда, вы, наверное, знаете предание о поэте и эмире Ботане? 

- Какое предание? 

- Говорят, однажды эмир Ботана пригласил своего лучшего поэта и сказал: "Ты должен воспеть меня в стихах". Поэт ответил: "Я могу писать только по вере и убеждению, от огня моего сердца". И тогда эмир бросил его в зиндан. 
Спустя год эмир опять велел привести поэта и повторил требование. Поэт стоял на своем. Его вернули в зиндан. Еще через год, когда эмир вновь хотел потребовать поэта к себе, один из придворных сказал: "О мой эмир! Если ты хочешь, чтобы поэт согласился на все, ты должен посадить к нему в зиндан самого темного, невежественного человека". Эмир согласился, и их выбор пал на одного пастуха. Когда пастуха ввели к поэту, тот страшно обрадовался, что у него появился товарищ. Долго ли, коротко ли прожили они вместе, и вот однажды поэт стал читать пастуху свои стихи. Вдруг он заметил на глазах у слушателя слезы. Поэт очень растрогался и, дочитав, спросил: 
- Уважаемый, что именно в моем стихотворении так задело тебя, что заставило плакать? 
И пастух отвечал: 
- Когда ты читал, я смотрел на тебя. Твоя борода качалась в точности, как у моего козла. Я вспомнил своего любимца - и расплакался. 
И тогда поэт вскочил и начал молотить кулаками в дверь, крича: 
- Стражник! Стражник! Скажи эмиру: я готов воспевать его! 

Мулла Абдурахман молча, внимательно выслушал этот рассказ и, когда "философ" закончил, продолжал сидеть в задумчивости. "О, господи! - думал он, - сколько несправедливости в мире! Почему невежда занимает место ученого? Почему философа считают шутом?..." 

- Да, сейда, - неожиданно вновь заговорил "философ", - как тут не пить! 

- Разве же это выход? - спросил сейда. 

"Философ" пропустил его слова мимо ушей и повторил: 

- Да, сейда, как не пить, когда живешь в таком мертвом обществе! Как не пить, когда муллы отказываются обмывать Тужо! 

Тут им овладела злость, и он закричал:

- Если бы им сказали, что умер какой-то турецкий чиновник или полицейский, они не только бегом помчались бы его обмывать, они принялись бы облизывать его ж..пу! А он умер из-за того, что побывал в тюрьме и вынес пытки этих самых турков - и его не хотят обмывать! 

Мулла вопросительно посмотрел на "философа". 

- Разве Тужо умер от болезни, вызванной пытками? 

- Да, сейда, он умер именно из-за турецких пыток. 

- Хм... Действительно! Я слышал, что он был арестован... 

- Нет, сейда, - прервал муллу "философ", - он стал пить не из-за своего ареста. Он стал пить из-за нашего холопства, из-за нашего равнодушия перед порабощением. Да еще – из-за глупости и упрямства других. 

Тут "философ" на мгновение остановился, как будто что-то вспомнив, прямо посмотрел мулле в глаза и сказал: 

- Сейда, вы знаете, что стоит человек - представитель угнетенной нации, который сидит в застенке врага и храбро сопротивляется? Знаете? 

И, не дожидаясь ответа, вновь спросил: 

- Вы знаете, по какому критерию определяется - есть в стране демократия или нет? Простите, сейда, я не экзаменую вас, не дай Бог! Я знаю, что вы очень глубоко изучили свою науку. Но не секрет, что наличие или отсутствие прав национальных меньшинств - это и есть критерий демократии в любой стране. И если какой-то народ ущемлен в правах, а его представители не находятся в тюрьме - это значит, что такого народа не существует. Но тот, кто сидит в тюрьме - это и есть защитник его прав, это и есть честь и достоинство народа. Теперь вы понимаете, кто был Тужо, сейда? 

И уже с рыданием в голосе закончил: 

- Почему же мы так растоптали свою честь? Каким образом он стал нечистым?! 

Мулла не успел ничего сказать, а "философ" не успел продолжить свою речь: три товарища, посланные копать могилу, израненные, в крови, вошли во двор. И у муллы, и у "философа" от удивления отвисли челюсти. 

- А это еще что? - не смогли они скрыть удивления. 

- "Философ"! Призови Бога! - закричал первый из троих алкоголиков. - Скажи ему: почему он не принимает своего раба? 

Мулла и "философ" с еще большим недоумением смотрели то на них, то друг на друга, не решаясь осознать, что произошло. Второй алкоголик, увидев муллу, подошел к нему. 

- Сейда, - сказал он, - разве так можно?

Тут "философ" не выдержал:

- В конце концов, вы скажете, что случилось?

- Что случилось?! - алкоголик вновь посмотрел на муллу. - Если мы не можем похоронить своих покойников... Сейда! В каких религиях это слыхано, сейда?! В какой религии позволено, чтобы покойник лежал непогребенным? 

- Прежде объясните, что случилось? - ответил мулла, не менее взволнованный. 

- Как видите, сейда. Пришла какая-то толпа, избила нас и вновь засыпала выкопанную нами могилу. 

Взгляд муллы стал безумным:

- Как?!

- Наши ослы орали одно: "Мы не позволим, чтобы мусульманское кладбище осквернили этим нечистым!" - взял слово первый алкаш. 

- Это Тужо осквернит кладбище? О Боже! - "Философ" воздел руки к небу и потряс кулаками... 

– Э-эй, Бог! Э-эй, рабы его! Склоните головы перед Тужо! Слышите вы меня? 

Рыдая, он упал на колени, обратившись лицом к комнате, где лежало тело Тужо, и склонил свою голову. Так же поступили и остальные. Только мулла Абдурахман не знал, что делать. Тоже упасть на колени? Или подойти и поднять их? Он еще не успел принять никакого решения, как раздался шум машины. Вошло несколько жандармов. Одни подошли к стоящим на коленях, держа в руках автоматы, другие вошли в комнату. Их начальник обратился к мулле: 

- Это твой покойник?

- Нет.

- Тогда что ты здесь делаешь?

- Я пришел его обмыть.

- Ему этого уже не требуется. Мы сами обмоем и похороним его.

Тем временем жандармы выносили из комнаты тело Тужо, замотанное в одеяло. При виде этого "философ" бросился наперерез, но его ударили прикладом автомата. Мулла Абдурахман закричал им: 

- Этого нельзя делать, мусульманская религия не допускает этого... 

- Мы не позволим, чтобы весь город бунтовал из-за какого-то покойника, - ответил ему начальник. 

...И жандармы исчезли так же быстро, как появились.

Теги: Баве Назэ, курды

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Киркук захвачен "Хашд аш-Шааби", жители бегут в Эрбиль

2017-10-17 Kurdistan.Ru
Киркук захвачен "Хашд аш-Шааби", жители бегут в Эрбиль

Вчера, после захвата Киркука поддерживаемыми Багдадом и Тегераном шиитскими ополченцами, курдские жители города начали бежать в Эрбиль...

Павел Талабани подписал договор с "Хашд аш-Шааби"

2017-10-17 Kurdistan.Ru
Павел Талабани подписал договор с "Хашд аш-Шааби"

Депутат курдской партии "Движение за перемены" ("Горран") Масуд Хайдар распространил документ, свидетельствующий о сделке между влиятельной фракцией в партии "Патриотический союз Курдистана" (ПСК) и шиитскими иракскими ополченцами "Хашд аш-Шааби"...

Международная коалиция назвала войну в Киркуке "недоразумением"

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Международная коалиция назвала войну в Киркуке "недоразумением"

В заявлении возглавляемой США международной коалиции по противодействию "Исламскому государству" (ИГ) в Ираке и Сирии сказано, что "взаимодействие" между иракскими и курдскими силами в понедельник возле Киркука было не "атаками", а "недоразумением"...

Новости коротко

2017-10-16 Kurdistan.Ru

Сегодня, после того, как шиитские боевики "Хашд аш-Шааби" взяли под свой контроль Туз Хурмату, губернатор провинции Салахаддин...

Шиитские боевики поблагодарили ПСК за отступление пешмерга

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Шиитские боевики поблагодарили ПСК за отступление пешмерга

Бригада "Asaib Ahl al-Haq", действующая под командованием Багдадских шиитских ополченцев "Хашд аш-Шааби", похвалила фракцию "Патриотического союза Курдистана"...

Пресс-секретарь Кремля: Законные права курдов следует уважать

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Пресс-секретарь Кремля: Законные права курдов следует уважать

Россия ценит отношения как с Багдадом, так и с Курдистаном и выступает за поиск мирного политического решения ситуации в регионе, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков...

Россия продолжит поощрять Иракский Курдистан и Багдад к диалогу

2017-10-16 tass.ru
Россия продолжит поощрять Иракский Курдистан и Багдад к диалогу

Россия продолжит поощрять Иракский Курдистан и центральное правительство страны к началу диалогу для разрешения всех спорных вопросов...

Конгрессмен США предупреждает, что Багдад будет лишен финансирования, если не прекратит атаки на курдов

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Конгрессмен США предупреждает, что Багдад будет лишен финансирования, если не прекратит атаки на курдов

Конгрессмен США Трент Фрэнкс осудил нападения на курдские силы в Киркуке и призвал США защищать курдов от иранской агрессии...

"Хашд аш-Шааби" обезглавливают солдат пешмерга в Киркуке

2017-10-16 Kurdistan.Ru

По словам репортера "Rudaw", который был свидетелем событий, несколько солдат пешмерга были обезглавлены шиитским ополчением "Хашд аш-Шааби" во время боев за Киркук...

Посольство США призывает к перемирию

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Посольство США призывает к перемирию

Посольство Соединенных Штатов в Багдаде в понедельник сообщило о продолжающемся насилии в Киркуке с просьбой немедленно прекратить военные действия...

Сенатор США Маккейн предупреждает о "серьезных последствиях" "неправильного использования" американского оружия против курдов

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Сенатор США Маккейн предупреждает о "серьезных последствиях" "неправильного использования" американского оружия против курдов

Сенатор США Джон Маккейн, который также является председателем Комитета по вооруженным силам Сената, выступил с заявлением о том, что иракские силы используют вооружение США для нападения на "ценного" американского партнера...

Турция готова поддержать Ирак в Киркуке

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Турция готова поддержать Ирак в Киркуке

Министерство иностранных дел Турции заявило в понедельник о своей готовности поддержать Багдад в Киркукском конфликте, а также пресечь присутствие там запрещенной в Турции "Рабочей партии Курдистана"...

Сводка с Киркукского фронта на 15:00 МСК

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Сводка с Киркукского фронта на 15:00 МСК

Силы иракской армии, в том числе обученная США контртеррористическая служба и поддерживаемые Ираном шиитские ополченцы "Хашд аш-Шааби" сегодня ночью атаковали контролируемые курдскими силами пешмерга районы к югу и к западу от Киркука...

Ирак сообщил о захвате военной базы и нефтяного месторождения в Киркуке

2017-10-16 Kurdistan.Ru

К 11 утра по местному времени совместное командование Ирака заявило, что иракские силы теперь контролируют нефтяное месторождение Бабагургур близ Киркука и военную базу "К-1"...

Пешмерга готовятся к контрнаступлению

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Пешмерга готовятся к контрнаступлению

Представитель министерства пешмерга Халгурд Хикмат сообщил о большом подкреплении, направленном в Киркук для подготовки к контрнаступлению против иракской армии и шиитских ополченцев "Хашд аш-Шааби"...

Представители пешмерга и международной коалиции встретились в Эрбиле, чтобы обсудить Киркукский кризис

2017-10-16 Kurdistan.Ru

Представители министерства пешмерга Регионального правительства Курдистана (КРГ) и возглавляемой США международной коалиции встретились в Эрбиле, чтобы обсудить конфронтацию иракских и курдских сил безопасности...

Херо Ибрагим приказала сдать курдские спорные территории шиитским ополченцам

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Херо Ибрагим приказала сдать курдские спорные территории шиитским ополченцам

Совместное командование Ирака заявило, что иракские силы взяли под свой контроль несколько ключевых позиций, в том числе важную инфраструктуру "для обеспечения безопасности в Киркуке"...

Абади наступает, чтобы "защитить" жителей Киркука, Киркук готовится к самообороне, а США продолжают выступать за единый Ирак

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Абади наступает, чтобы "защитить" жителей Киркука, Киркук готовится к самообороне, а США продолжают выступать за единый Ирак

Рано утром 16 октября иракское государственное телевидение сообщило, что подготовленная США контртеррористическая служба федерального правительства и 9-я дивизия иракской армии без боя взяли под свой контроль "большие районы" Киркука...

США призывают иракские и курдские силы избегать дестабилизирующих действий

2017-10-16 Kurdistan.Ru
США призывают иракские и курдские силы избегать дестабилизирующих действий

США призвали иракские и курдские силы "избегать дополнительных эскалационных действий" после того, как иракские правительственные войска начали "крупную операцию" против курдских войск на юго-западе Киркука...

Коалиция предупредила Ирак против использования самолетов в Киркуке

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Коалиция предупредила Ирак против использования самолетов в Киркуке

Силы возглавляемой США антиисламисткой коалиции предупредили центральное правительство Ирака о необходимости избегать насилия и запретили использовать авиацию против курдских войск пешмерга в северном городе Киркук...

Киркукский губернатор призвал людей взять оружие

2017-10-16 Kurdistan.Ru
Киркукский губернатор призвал людей взять оружие

Губернатор Киркука Наджмалдин Карим призвал жителей взять в руки оружие, чтобы вместе с курдскими войсками защищать город от атаки поддерживаемых Багдадом шиитских ополченцев "Хашд аш-Шааби"...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Октябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party
Опросы
Считаете ли вы, что Иракскому Курдистану следует настаивать на создании независимого государства Курдистан?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях




Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика