К.В. Вертяев
http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/13-05-09.htm
Непреходящая актуальность наличия курдского фактора в Турции подчеркивается сейчас многими средствами массовой информации. Эта актуальность находит свое подтверждение при анализе событий, которые в той или иной степени имеют отношение к меняющейся геополитической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, а противостояние интересов различных держав в этом регионе делает курдский вопрос острым и трудноразрешимым.
В течение последних лет Анкара последовательно стремится проводить независимый политический курс, считаясь в первую очередь со своими геополитическими интересами в регионе. Стремление Анкары играть более активную роль в деле урегулирования политической ситуации как на Ближнем Востоке, так и в Закавказье было наглядно продемонстрировано в августе 2008 г., когда после вооруженного конфликта вокруг Южной Осетии Турция в лице премьера Р.Т. Эрдогана обратилась к России с предложением о создании так называемой Платформы стабильности и безопасности на Кавказе, в рамках которой, помимо Турции и России, подразумевалось участие всех закавказских республик. По словам Эрдогана, в первую очередь платформа должна иметь географическую основу, преследовать цель установления мира и безопасности в регионе, обеспечения экономического сотрудничества и энергетической безопасности. Данная платформа должна опираться на принципы ОБСЕ.
Насколько соотносится предлагаемая Эрдоганом Платформа мира и стабильности на Кавказе с планами США по кардинальной демократизации региона в рамках концепции Большого Ближнего Востока? В одной из своих опубликованных в Интернете статей Эрдоган пишет: «Анкара четко сформулировала свою позицию в отношении ближневосточных проблем задолго до того, как инициатива «Большой Ближний Восток» стала излюбленной темой газетных статей и теледебатов. Свое видение ситуации мы излагали на различных форумах, включая сессии организации «Исламская конференция» (ОИК). Наша страна выступает за более демократичный, свободный, открытый и мирный Ближний Восток, который должен стать регионом с эффективным управлением и экономикой. Это не беспочвенный идеализм. Национальные интересы Турции требуют, чтобы по соседству находились мирные и стабильные государства, с которыми она могла бы взаимодействовать на всех уровнях. Таким образом, цели Турции согласуются с позитивными задачами проекта «Большой Ближний Восток»1.
Активизация Турции на внешнеполитическом направлении была подтверждена и словами нового главы МИДа Ахмета Давутоглу, который в начале мая с.г. заявил, что «Турция должна стать страной, устанавливающей порядок в Средневосточном, Балканском и Кавказском регионах. Турция более не является страной, которая лишь реагирует на кризисы, она должна эффективно предотвращать их и формировать порядок в регионе»2 Давутоглу подчеркнул также, что Турция стремится оставаться важным звеном в системе безопасности в рамках ЕС и НАТО. Такие меры призваны снизить возможность возникновения конфликтов вокруг границ Турции.
Факт наличия вооруженных повстанцев РПК, которые периодически осуществляют вылазки в приграничных районах Турции с Ираком, а также определенная поддержка сторонников Абдуллы Оджалана среди местного населения юго-востока Турции не может не вызвать беспокойства у Анкары. Основной видимой причиной такого беспокойства, безусловно, является возможность создания курдского независимого государства с отторжением от Турции юго-восточных районов, компактно населенных курдами. При этом очевидно отсутствие видимых результатов военных операций Турции против курдских повстанцев на севере Ирака, а особенно последней операции, проводившейся в начале 2008 г., когда сторонникам РПК за счет массированной информационной атаки удалось убедить значительную часть мирового сообщества в бесперспективности проводимых правительством Турции точечных военных операций на севере Ирака.
Наличие в Турции курдов и их политическая автономизация путем создания национально ориентированных партий позволяет и курдской автономии Ирака манипулировать курдским фактором в Турции. Как считают в Турции, наличие национального образования курдов (даже без создания собственного государства), будет рассматриваться курдами Турции (а точнее, наиболее националистически ориентированной ее части) в качестве своеобразного «центра притяжения», что может привести к нежелательным для Турции центростремительным тенденциям в курдской среде и дестабилизации обстановки в регионе. Так, одним из решительных шагов, предпринятых Анкарой для предотвращения подобного сценария, является создание в январе 2009 г. круглосуточного государственного телеканала TRT6, вещающего на курдском языке. Эта мера была действительно актуальной, учитывая, что проживающие на юго-востоке этнические курды могли находиться в зоне информационного влияния Северного Ирака, а также в зоне охвата поддерживающих РПК частных каналов, вещающих на этот регион из стран Западной Европы. Открывая этот телеканал, премьер-министр Турции Эрдоган впервые в истории страны обратился к аудитории с коротким приветствием на курдском языке.
Выстраивание отношений с Ираком становится все более приоритетным для Турции в Ближневосточном регионе. Две страны тесно связаны целым рядом географических и энергетических аспектов. В частности, это и вопрос контроля со стороны Турции снабжения Северного Ирака водными ресурсами путем регулирования подачи воды в Тигр и Евфрат, который нередко становился разменной монетой в деле урегулирования вопросов, связанных с активизацией в Кандильских горах вооруженных сторонников Абдуллы Оджалана. Факт присутствия в Кандильских горах баз РПК, а также невозможность (или нежелание) руководства курдской автономии Северного Ирака решать этот вопрос радикальными мерами вызывает недовольство Анкары и вынуждает ее периодически прибегать к проведению военных операций на приграничной территории Северного Ирака, в основном с участием ВВС, что не производит достаточного эффекта.
С другой стороны, учитывая ту опасность, которую создают постоянные турецкие вторжения на сопредельную территорию, власти курдской автономии стараются делать шаги навстречу Анкаре. В октябре прошлого года глава МИДа Ирака Хошняр Зибари пообещал Турции, что правительство его страны будет помогать Анкаре в преодолении угрозы со стороны боевиков из РПК. Одновременно Анкара еще раз подчеркнула, что отказывается от переговоров со сторонниками Оджалана. Но при этом руководство Иракского Курдистана ранее неоднократно заявляло, что операция турецкой армии будет считаться агрессией и угрозой территориальной целостности Ирака.
Маловероятная, но все-таки гипотетическая возможность отделения курдских районов от Турции вынуждает Анкару делать более решительные шаги и идти на болезненные для политической традиции Турции уступки перед курдами с целью нивелирования противоречий между центром и юго-востоком страны. Сейчас решение курдской проблемы заключается в элементарном ответе на вопрос: в каком геополитическом пространстве будут существовать курды на Ближнем Востоке? Вообще для Ближнего Востока именно сейчас очень остро стоит вопрос о формировании геополитической концепции. Идея «Большого Ближнего Востока», которая была одним из краеугольных камней внешней политики США за последние несколько лет, фактически не привела ни к каким результатам. По мнению Е.М. Примакова, эта концепция потерпела фактический крах еще в 2004 г., когда США не смогли заручиться ее поддержкой на саммите «большой восьмерки»3 При этом выдвинутая Оджаланом идея так называемого демократического федерализма, когда курды как нация будут объединены в рамках границ четырех существующих государств — Турции, Ирака, Ирана и Сирии, пока кажется идеалистической, хотя и имеющей некоторое научное подтверждение в среде современных западных политологов (так называемая теория воображаемых государств). Однако более или менее внятной концепции подобного решения, которая бы учитывала курдские интересы, пока нет. Трудность разрешения курдского вопроса заставляет не только политиков, но и находящегося в заключении лидера Рабочей партии Курдистана искать пути решения проблемы курдов на Ближнем Востоке.
1. http://www.globalaffairs.ru/numbers/9/2917.html
2. http://www.regnum.ru/news/1158916.html
3. "Asharq Al Awsat" 25.06.09.