NewsWire, 6 января 2010
Интервью Веры Дакл с профессором Михаелем Гюнтером
США реально не имеют принципиальной стратегии вотношении курдов как нации, потому что страны, в которых курды проживают(Турция, Ирак, Иран и Сирия), более важны для американской внешней политики,чем сами курды. Курды представляют проблему для отношений США с этими важнымидля них государствами. Тем не менее, поскольку США заинтересованы встабильности на Ближнем Востоке и в соблюдении прав человека, они пришли крешению, что курды заслуживают определенной защиты. Это особенно верно дляИрака, потому что иракские курды поддержали США в войне против Саддама, тогдакак Турция – нет. Соединенные Штаты выступают против независимостииракских курдов, потому что опасаются, что это приведет к разделу и концуИрака, что в свою очередь повлечет нестабильность на Ближнем Востоке. ПозицияСША по этому вопросу весьма твердая, учитывая подходы правительств другихстран, таких как Турция и различные арабских стран, которые выступают противнезависимости курдов как угрозы их собственной территориальной целостности.
Соединенные Штаты какое-то время поддерживалиРегиональное правительство Курдистана (КРГ) в качестве способа сохранить политическую стабильность в Ираке иотблагодарить курдов. Эта позиция,конечно, была изначально противоречивой, и она была слишком непоследовательной,чтобы ее можно было проводить успешно. Многие обозреватели подчеркивают, каксильно курды любят американцев. Но надо понимать, что курды помнят, как они ужедважды были преданы Соединенными Штатами в 1975 и потом в 1991 годах, и,следовательно, могут быть преданы снова. Действительно, некоторые курды сталиопасаться худшего, когда в докладе Группы по изучению ситуации в Ираке Бейкера– Гамильтона (в декабре 2006 года) было предложено пожертвоватьмногострадальной курдской федеративнойгосударственностью ради вновь осознанной необходимости воссоздатьцентрализованное государство в Ираке. К счастью для курдов, рекомендациигруппы не были приняты правительством США, но даже то, что они рассматривалисьпоказывает, насколько негарантированной может оказаться в будущем американскаяподдержка. С другой стороны, министр обороны США Роберт Гейтс на недавнейвстрече с президентом КРГ Масудом Барзани (11 декабря 2009 года) заявил, чтосотрудничество с курдами является незаменимым для успешного выполнениясоглашения о безопасности и стратегических условиях между США и Ираком и являетсяжизненно важным для объединенного и мирного Ирака. Даже еще важнее то, чточерез несколько дней после этого администрация президента Обамы публично взяла насебя обязательства выступить посредником в спорах между КРГ и правительством вБагдаде, а также помочь разрешить кризис вокруг Киркука, поскольку курдысогласились поддержать новый избирательный закон, который несколько уменьшилчисло мест, которые КРГ будет иметь в новом парламенте Ирака, который будетизбран в марте 2010 года. США рассматривают КРГ как своего друга и союзника,но не столь важного, как Турция. Отсюда их подход ясен. КРГ должна саманалаживать отношения с Турцией, или в случае проблем в отношениях с Турцией КРГне сможет рассчитывать на американскую поддержку. К счастью, новая внешняяполитика Турции, исходящая из отсутствия проблем в отношениях с соседнимистранами, означает, что Турция начала воспринимать КРГ политически больше какдруга, чем как угрозу своей безопасности, как это было при прежнем внешнеполитическомподходе. Ясно, однако, что курдский вопрос занимает весьма небольшое место прирассмотрении проблем национальной безопасности США и процесса демократизации, который США поддерживают на БлижнемВостоке.
Учитывая огромный объем проблем, с которыми оно сталкивается,руководство КРГ добилось многих позитивных результатов. Однако результатывыборов в КРГ 25 июля 2009 года показывают, что курдскому руководству надоделать больше для борьбы с коррупцией и непотизмом. Бархам Салих, новыйпремьер-министр КРГ, заявил о приверженности своего правительства «принципамхорошего управления и гласности» и что граждане имеют право ожидать должногоповедения от публичных политиков и чиновников». Удастся ли Бархаму Салихуреализовать столь обнадеживающие обещания?
Учитывая, что у КРГ в США очень небольшое лобби посравнению с тем, что имеют Турция и иракское правительство, ему удалосьпроизвести хорошее впечатление и достигнуть успеха в оказании влияния наамериканское общественное мнение. Кубад Талабани, представитель КРГ в США,произвел прекрасное впечатление и добился значительной моральной поддержки длякурдов. С другой стороны, справедливо или нет, но турецкие курды частовоспринимаются американцами как тесно связанные с Рабочей партией Курдистана,которую США считают террористической организацией. В результате, дело турецкихкурдов в США не так преуспевает, как дело их братьев и сестер, живущих в ЮжномКурдистане. Это и понятно, учитывая долговременный американский союз с Турцией
КРГ должна стермиться сохранить свои тяжелозавоеванные права на демократию и федерализм, закрепленные в Конституции Ирака,ратифицированной в октябре 2005 года. Курды также должны поддерживать желаниеТурции присоединиться к Евросоюзу как путь к демократизации Турции и помощь вразрешении курдской проблемы в этой стране. В то же время они дожны знать своиограничения (пределы) и не выходить далеко за них и чтобы не потерять все ихнедавно и с большим трудом завоеванные новые права. Чтобы знать, где точнопроходит граница возможного, потребуется проницательное курдское руководство.Курды должны знать, что в своей продолжающейся борьбе у них много друзей назападе.
Михаель Гюнтер, профессор политических наук,Техногологического университета Теннесси, генеральный секретарь Комиссии ЕС помониторингу соблюдения Турцией условий для вступления в ЕС (EUTCC, Брюссель).