Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Евгений Бахревский: Турция от европейского курса Ататюрка идет к новой Османской державе

Просмотры2936Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2010-05-06

Недавно министр иностранных дел Республики Турция Ахмет Давутоглу сообщил миру, что современные турки - это новые османцы. Речь шла об активизации турецкой внешней политики на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке, в Африке - на землях, по историческим меркам еще недавно бывших частями великой Османской империи.

Турецкая оппозиция (в основном левого толка) в "новом османизме" видит очередную игру США на Ближнем Востоке. В этой игре Турции якобы предлагается с османской доблестью отстаивать американские интересы в странах, где у самих США имеются проблемы: Ирак, Сирия, Иран и т.д.

Новый османизм Турции действительно ознаменовался, прежде всего, попытками наладить отношения с Арменией, Сирией, другими соседними странами, с которыми раньше были проблемы. Эта тенденция была нервно воспринята некоторыми наблюдателями из народов, некогда входивших в состав империи. Например, армянский политолог Левон Мелик-Шахназарян сразу заподозрил под овечьей шкурой нового османизма "возрождение кровавых традиций", припомнив ассимиляторские поползновения турок начала ХХ века.

Здесь кроется серьезная ошибка. Термин "новые османы" происходит из самого конца XIX века и эту идеологию вполне можно осмыслить вслед за советской исторической школой как "порождение турецкого буржуазного либерализма". Как "османизм", так и прочие идеологемы времен заката Османской державы, пытались дать новый смысл ржавеющей империи в условиях социально-политического кризиса и страшного нажима со стороны Европы и России. Новую рабочую, эффективную идеологию создать так и не удалось. А державы, в том числе Россия, не стеснялись использовать, прежде всего, христиан Османской империи для ее ослабления, сеяли рознь между народами, вскармливали национализм и сепаратизм, развязывали войны, отрывали по кусочку от еще недавно мощного имперского тела.

Окончательное разрушение Османской державы вылилось в трагедию всех е¸ народов, как христианских, так и мусульманских. На осколках возникла Республика Турция, устроенная по европейским националистическим схемам. Жесткий европеизатор Мустафа Кемаль Ататюрк упорно боролся с османским духом во всех его проявлениях - от института халифата до бытовых мелочей.

Позже, начиная с 50-х годов ХХ века, уважение к Османской империи в Турции было возрождено, но очень дозированное, в виде туманных воспоминаний о древних, почти мифических временах. Историю Османской империи стали рассматривать как славную часть истории "тюрков", подменяя е¸ имперскую суть глуповатыми националистическими выкладками. В такой Османской империи уж точно не было и тени живого проекта для будущего.

"Новый османизм", о котором говорит современный турецкий министр, вряд ли отсылает нас к эпохе распада империи. Речь определенно идет о возвращении к идеям и принципам, которые в свое время создали Османское государство, превратили его из мелкого пограничного надела в первую силу в Европе и на Ближнем Востоке. В чем же была сила османцев?

Один русский очевидец нравов Османской империи как-то спросил знакомого османского чиновника о том, почему турки бреют головы, но на макушке обязательно оставляют длинный чуб (надо сказать, это была популярная прическа военного сословия многих стран, хорошо известная нам по оселедцам запорожцев). Турок ответил, что ни один османский чиновник, будь то военный или управленец, ежедневно не может быть уверен, что не лишится головы по приказу падишаха. А ни один османец не хотел бы, чтобы его отрубленную голову палач нес за нос или за губу, для этого и оставляют знаменитый чуб.

Этот определенно шутливый ответ турка русский автор приводит как иллюстрацию кровожадности и фатализма османцев. Но правда османской жизни была для европейского ума удивительной. Османские чиновники, обвиненные судом кадия во взяточничестве или казнокрадстве, немедленно шли на казнь. При Сулеймане I Законодателе (в европейской историографии - Сулейман Великолепный) ко двору ежедневно доставлялось 40-50 голов казненных за подобные преступления, эти головы выставляли для всеобщего обозрения у входа во дворец Топкапы. Там обычно лежало множество голов, одни на драгоценных блюдах, другие на деревянных тарелках, а головы мелких чиновников просто валялись на земле.

Отец Сулеймана, султан Селим I Грозный, в полном соответствии со своим прозвищем, был значительно более жестким правителем, чем его сын. При нем голов летело намного больше, визири и паши иногда не задерживались на своей должности и нескольких месяцев. При этом число желающих занять столь опасные посты не уменьшалось.

Эти люди были самоубийцами? Или считали, что их проворовавшийся или неумело командовавший войсками предшественник получил по заслугам, а уж они-то не сплохуют? При этом государственный строй показывал свою эффективность. Селим Грозный за время не столь долгого правления (меньше 8 лет - 1512-1520), расширил пределы империи в два с лишним раза. При том сам себя он называл не как-нибудь, а "служителем бедняков".

Основной идеей Османской державы был ислам суннитского толка, понимаемый распространявшими его османцами как религия Справедливости. Государство должно было быть равно справедливым по отношению ко всем без исключения, невзирая на их богатство и положение в обществе. А о знатности в Османской империи речь не шла вообще. Благодаря исключительно личным качествам любой простолюдин и даже иноверец и иностранец, принявший мусульманство, мог занять самое высокое положение в обществе. В Европе такие вещи были просто невозможны, поэтому Османская империя притягивала многих энергичных европейцев.

Серб, вернувшийся из турецкого плена говорил, что "...великое правосудие существует среди поганых. Они соблюдают правосудие между собой, а так же ко всем своим подданным... ибо султан хочет, чтоб бедные жили спокойно... над ними владычествуют по справедливости, не причиняя им вреда".

Султан Сулейман требовал от своих пашей "обращаться с нашими подданными так, чтобы крестьяне соседних княжений завидовали их судьбе". Слухи о могуществе и справедливости турок распространилась по всей Европе. Турецкое продвижение, как на Восток, так и на Запад, часто сопровождалось народными выступлениями в их поддержку. Даже крестьяне Германии ждали прихода турок. Лютер писал: "Слышал я, что есть в немецких землях люди, желающие прихода и владычества турок, люди, которые хотят лучше быть под турками, чем под императором и князьями".

При переходе какой-либо новой страны под власть рода Османов, местные крепостные крестьяне освобождались, наделялись землей, значительно снижались налоги. На Балканах до османского завоевания крестьяне отдавали господам до 3/5 своего дохода. При османской власти мусульмане платили 1/10 часть урожая, а "люди писания" (христиане и иудеи) - примерно четверть урожая.

Османский строй никоим образом не посягал на национальную и религиозную самость подвластных народов. Да, для пропуска в военно-административную элиту империи требовалось принять мусульманство. Но если христианин не хотел быть военным, никаких препятствий для христианского или иудейского вероисповедания не было. Православные народы Балкан всегда предпочитали власть мусульман, а не католиков, потому что при последних "схизматиков" неизбежно начинали притеснять. Иудаизм в Османской империи переживал расцвет.

Таким образом, основными принципами, на которых основывались успехи Османской империи, были социальная справедливость и толерантность. Звучит, вероятно, дико для тех, кто знает об Османской империи по продуктам идеологической войны, которую вели против нее Россия и Европа.

Одной из главных опор Османской державы было янычарское войско. Хорошо известно, что этнически это войско было славянско-албанским, янычарами становились христианские мальчики, набиравшиеся на Балканах. По преданию, "новое войско" (ени-чери) султану Орхану посоветовал сформировать великий шейх Хаджи Бекташ Вели, основатель суфийского братства Бекташи. Практически все янычары принадлежали к этому братству, в янычарских казармах вместе с воинами жили бекташийские шейхи, они ходили со своими учениками и в бой. Интересно то, что бекташи по идеологии - братство совершенно шиитское. И эта шиитская секта была второй основой великой суннитской империи! Сильная религиозно-идеологическая основа была у Османов.

В первой половине XIX века янычарское войско было расформировано, а братство бекташи запрещено. Под давление попали и многочисленные общины алевитов (родственная бекташи версия шиитского ислама). Довольно негативное отношение к себе алевиты терпели и весь республиканский период истории Турции.

В начале марта 2010 в Стамбуле состоялся "Первый съезд сельских и местных алевитских обществ". Лидер современных турецких алевитов Иззеттин Доган заявил, что турецкая демократия хромая, потому что опирается только на суннитское большинство. Ей необходима вторая опора - алевитская. Алевиты выразили уверенность, что в современной ситуации стал возможным продуктивный диалог с государством. То есть с суннитами, на которых опирается правительство Партии Справедливости и Развития.

В конструкции, нарисованной алевитскими лидерами, явственно проглядывают черты возрождающейся Османской империи. По-видимому, необходимость активного участия алевитов в новой Турции осознает и суннитское большинство. Ещ¸ не так давно премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, будучи мэром Стамбула, со скандалом закрывал алевитский молитвенный дом, а теперь он участвует в алевитском празднике.

Современные процессы в Турции свидетельствуют о том, что турки постепенно вновь становятся османцами, по духу и по восприятию своей страны и мира вокруг. Прежде всего, с недавних пор не все жители Турции обязаны называться турками, некоторым даже разрешили иметь СМИ на родном языке. Складывается двусмысленная ситуация. По Конституции Республики Турции страну населяет "тюркский народ". При этом имеются миллионы никак не тюрок: курды, лазы, арабы, греки, "черкесы" (под которыми понимаются потомки всех выходцев с Северного Кавказа), армяне, ассирийцы, десятки других малочисленных этнических групп. Кроме того, помимо составляющих большинство турок-суннитов и упомянутых алевитов, имеется немало тюркских религиозных и этнических меньшинств.

Полагаю, процесс "признания" национальных и религиозных меньшинств рано или поздно приведет Турцию к необходимости отказаться от обветшавших националистических доктрин начала ХХ века. Наиболее очевидным и продуктивным выходом из ситуации видится именно новый османизм.

Османизм - это очевидный выбор для Турции, которая отчаялась когда-либо попасть в Европейский Союз. Вступление в Европу было бы венцом усилий страны, вставшей на путь европеизации при Мустафе Кемале Ататюрке. Но теперь, похоже, все понимают, что этого не произойдет. В каком-то смысле отказ Европы признать Турцию "своей" означает идеологическое поражение кемализма. Недаром главные поборники кемализма в Турции - военные - под давлением мусульманских сил постепенно сдают позиции. Судебные процессы над заговорщиками, якобы намеревавшимися совершить очередной переворот с антимусульманской начинкой, вероятно, означают конец эпохи насильственной европеизации Турции.

Османизм - это преодоление раболепного отношения к европейской цивилизационной модели. Одновременно это выход на новые стратегические ориентиры во внешней политике, которые все яснее формулируются самыми разными политическими лагерями Турции: отказ от роли форпоста НАТО и США на Ближнем Востоке, переход к союзническим отношениям с Ираном, Китаем и Россией.

Османизм как наднациональная линия во внутренней политике, османизм как разворот страны лицом на восток во внешней политике. России надо правильно понять все стратегические последствия неизбежного изменения в Черноморско-Кавказском регионе и там, где руководство нашей страны решит, поддержать турков в их ожиданиях.

Бахревский Евгений Владиславович - востоковед-тюрколог, аналитик российской Ассоциации приграничного сотрудничества (Москва)

 REGNUM

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Что можно ожидать от конфронтации Израиля с Ираном?

2024-04-15 Станислав Иванов
Что можно ожидать от конфронтации Израиля с Ираном?

Как известно, 1 апреля т. г. ВВС Израиля нанесли ракетно-бомбовый удар по зданию иранского консульства в столице Сирии Дамаске, в результате которого погибли 13 человек...

Исламское государство как угроза безопасности стран ШОС

2024-03-27 Станислав Иванов

Унесший жизни 137 граждан России масштабный теракт в "Крокус Сити Холл" 22 марта 2024 года еще раз продемонстрировал звериный оскал радикальных исламистских группировок, которые подвергают смертельной опасности тысячи мирных граждан на нашей планете...

Ко дню рождения Мустафы Барзани

2024-03-14 Kurdistan.Ru
Ко дню рождения Мустафы Барзани

Имя Мустафы Барзани хорошо известно и за пределами Курдистана. Не имея в своем распоряжении танковых армий и воздушных флотов, он мог проявлять свои военные таланты лишь на ограниченном театре партизанской войны...

К 33-й годовщине курдского восстания

2024-03-05 Kurdistan.Ru
К 33-й годовщине курдского восстания

5 марта – особый день в истории Курдистана. В этот день в 1991 году начались события, конечным последствием которых является нынешнее существование полунезависимого региона Курдистан в Ираке...

Россия пытается сплотить ряды палестинцев

2024-03-05 Станислав Иванов

Очередная вспышка насилия в секторе Газа вновь привлекла внимание мирового сообщества к палестинской проблеме...

Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

2024-02-28 Kurdistan.Ru
Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

Якобы, 29 февраля – 2 марта 2024 года в МИД РФ состоится очередная межпалестинская встреча в составе 12-14 делегаций палестинцев, включая ХАМАС и "Исламский джихад" (признана террористический и запрещена в РФ)...

Палестинский тупик: причины, перспективы

2024-02-26 Станислав Иванов

Нападение боевиков радикальных палестинских группировок ХАМАС и "Исламский джихад" (организация признана террористической и запрещена в РФ) 7 октября 2023 года на Израиль и последующая военная операция Армии обороны Израиля – ЦАХАЛ под кодовым названием..

К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

2024-02-20 Станислав Иванов
К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

На фоне резкого ухудшения отношений с Израилем вскоре после начала масштабной военной операции ЦАХАЛ в секторе Газа Анкара активизировала усилия по развитию своих отношений с Египтом и рядом других арабских стран...

Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

2024-02-13 centrasia.org
Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

Командующий курдским вооруженным альянсом Мазлум Абди (в центре) не раз обвинял в раздувании конфликта официальный Дамаск и его ключевого внешнего союзника – Тегеран...

Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

2024-02-03 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

Ницше — один из самых влиятельных философов 20 века, чья философия стала основой для возникновения постмодернизма. Все усилия этого философа были направлены на создание высшего человека...

Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

2024-01-29 Станислав Иванов
Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

Получив накануне очередных президентских выборов в мае 2023 года максимум возможного от крена в сторону России (ЗРК "С-400", АЭС "Аккую, легализация своего военного присутствия на севере Сирии, поставки газа на льготных условиях, односторонняя выгода...

Иран вымещает злость на Иракском Курдистане, - Игорь Субботин

2024-01-16 centrasia.org

Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани заявил, что его страна выступает за мир и лишь отвечает на угрозы...

Что может последовать за ракетными ударами КСИР Ирана по Ираку?

2024-01-16 Станислав Иванов

Казалось бы, в начале 2024 года глава иракского правительства Мухаммед Шиа ас-Судани официально заявил о начале процедуры по выводу войск Международной коалиции из страны...

Разбой и пиратство как метод солидарности с палестинцами

2024-01-14 Станислав Иванов

Cпровоцированный радикальными исламистскими группировками ХАМАС и "Исламский джихад (запрещено в РФ) вооруженный конфликт в секторе Газа и Израиле сопровождается активизацией деятельности других исламистских группировок в регионе...

Иракский Курдистан не хочет отпускать американских военных, - Игорь Субботин

2024-01-11 centrasia.org

Война в секторе Газа стала стресс-тестом для отношений Вашингтона и Багдада...

Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

2024-01-10 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

Веками китайская философия поражала умы своей глубиной и мудростью. Философы Востока искали ответы на вечные вопросы о смысле жизни, природе мира и месте человека в нем...

Уйдут ли американские военные из Ирака?

2024-01-08 Станислав Иванов
Уйдут ли американские военные из Ирака?

Как известно, первый вывод войск США и их союзников из Ирака имел место в конце 2011 года после завершения их миссии по свержению режима Саддама Хусейна (операция "Иракская свобода")...

Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

2023-12-29 Расул Фряд Исмаил Расул
Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

Данная статья рассматривает политическую и экономическую ситуацию в Иракском Курдистане и борьбу курдов за независимость. Описывается история попыток создания независимого Курдистана, а также влияние военных конфликтов на политическую обстановку в регионе

Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

2023-12-23 Расул Фряд Исмаил Расул
Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

В данном докладе рассматриваются исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы...

Израиль перед дилеммой: завершить разгром ХАМАС или остановиться?

2023-12-14 Станислав Иванов

Предпринятая после нападения на Израиль 7 октября 2023 года масштабная военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) под кодовым названием "Железные мечи" в секторе Газа в целях уничтожения военной структуры палестинской группировки ХАМАС...

Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

2023-12-09 Станислав Иванов
Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

В отличие от своих соплеменников в Турции, Сирии и Иране, которые официально не имеют права даже на культурную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика