Самир Нашар (р. 1945) - председатель генерального секретариата и пресс-секретарь "Дамасской декларации за Национальные демократические изменения [www.nidaasyria.org]", которая была основана в октябре 2005 года в Дамаске. Нашар - предприниматель, проживает в г. Алеппо. В разговоре с Kurdwatch.org, он рисует подходы к решению курдского вопроса в Сирии.
Вопрос: Г-н Нашар, Дамасская декларация предусматривает "справедливое, демократическое" решение курдского вопроса. Что это значит?
Нашар: Для нас, членов Дамасской декларации, курдский вопрос в Сирии - национальный вопрос, который должен быть решен на национальном уровне в новом, демократическом, многогранном и гражданском государстве. Как и все другие арабские, ассирийские, арамейские, черкесские или иные граждане, курды, также сирийские граждане. Мы считаем, что демократия может привести к решению всех национальных проблем. Мы также считаем, что равные гражданские права для всех сирийцев и равенство перед законом разрешат все наши проблемы.
Вопрос: Что вы имеете в виду, когда говорите о гражданских правах?
Нашар: Под этим я подразумеваю, что все граждане имеют одинаковые права и обязанности. Не существует граждан первого или второго сорта. Все граждане должны быть равны перед законом, как, например, в Германии, Франции или Соединенных Штатах Америки.
Вопрос: Какие права должны получать курды в новой Сирии, которых они не имеют на сегодняшний день?
Нашар: Сегодня есть много курдов, которые не имеют сирийского гражданства. Есть много правительственных постов, которые недоступны для курдов. Политика, которая в настоящее время практикуется в курдских регионах, носит дискриминационный характер. Курды имеют право на свою собственную культуру, традиции и язык, на собственные университеты. Мы в Дамасской Декларации договорились с курдскими партиями, которые являются ее членами, что все эти проблемы должны быть решены на основе единства территории и народа Сирии. В конечном счете мы все сирийцы.
Вопрос: Означает ли это также, что курдский язык можно будет изучать как второй язык официально и официально говорить на нем в курдских районах?
Нашар: Да, конечно. Все эти проблемы могут стать предметом переговоров и обсуждений в новой Сирии. Пока это не нарушает единство Сирии, все может обсуждаться и реализовываться на практике. Для этого необходим демократический климат. Дискриминация по признаку расы, религии или этнической принадлежности не может больше быть терпима. Это недопустимо в любом современном обществе, которое считает себя демократическим и плюралистическим. Мы в Дамасской декларации ищем решения, которые удовлетворяли бы все стороны, будь то курдская, арабская, или ассирийская. Мы только боимся экстремистов, независимо от того, с какой стороны они находятся. Для курдского гражданина неприемлемо говорить, что он не является сирийцем. В равной степени неприемлемо для араба или ассирийца говорить, что он в первую очередь не сириец.
Вопрос: Самое важное курдское требование - конституционное признание курдов как второй этнической группы в Сирии. Будет ли это возможно?
Нашар: Этого я не могу сказать. У меня самого нет времени на национализм, даже арабский национализм. Я хотел бы, чтобы курдские националисты и арабские националисты были на одном уровне. Некоторые арабские группы боятся, что признание курдов как второй этнической группы может в будущем привести курдов к требованию отделения от Сирии, самоопределения или самоуправления. Мы одна семья, и мы должны решить проблемы этой семьи вместе, свободно и без давления.
Вопрос: Как будут рассматриваться последствия проектов арабизации, например, "арабского пояса", в рамках которого многие курды были лишены земель и изгнаны?
Нашар: Честно говоря, у меня нет подробной информации о последствиях проектов арабизации в курдских районах. Но принципиально я считаю, что каждый, кто был лишен (земли), имеет право истребовать назад свое имущество. Изъятие имущества не может быть узаконено по факту. Компенсация является решением лишь в случае, если лицо, которое было лишено имущества, на это согласится.
Вопрос: Сирия управляется централизованно. У провинций нет широких полномочий. Сохранится ли эта модель для времени после Башара аль-Асада?
Нашар: сильная централизация, которую сопровождает выраженная бюрократия, не подходит, прежде всего, по административным причинам. Местные власти в отдельных провинциях нуждаются в большей силе. Местные власти могут оценивать потребности провинции лучше, чем центральная власть. Централизованно управляемое государство оказывается препятствием для внутреннего развития страны.
Вопрос: Как бы вы оценили участие курдских партий в общенациональных диссидентских протестах и демонстрациях?
Нашар: Мы обвиняем курдские партии в том, что они неэффективно участвуют в сирийской революции. Мы высоко ценим сирийский национальный дух курдской молодежи, которая в основе своей не ориентируются позиции курдских партий. Их активное участие в Сирийской революции очень похвально. К сожалению, мы убедились, что многие курдские партии вряд ли участвуют в сирийской революции вообще, будь то в курдских регионах или в Алеппо, где проживает много курдов. Кажется, что эти партии по-прежнему делают ставку на диалог с режимом. Эта позиция, безусловно, будет иметь последствия после падения режима.
Самир Нашар является представителем сирийской Свободной национальной партии, небольшой оппозиционной партии, созданной в 2005 году. Он также является членом Комитета по возрождению гражданского общества. Он был арестован 25 марта 2006 года в Алеппо агентами тайной военной службы после того как он вернулся со встречи с представителями оппозиции в Вашингтоне. Сирийская организация по правам человека призвала к его немедленному освобождению. 27 марта он был освобожден из-под стражи.