16 октября в лондонском Имперском военном музее прошел семинар, на котором обсуждалась роль, которую визуальные образы играют в достижении справедливости в отношении военных преступлений и геноцида, на примере случаев Анфаля, химической бомбардировки Халабджи, Нюрнбергского процесса и Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии.
Трехчасовой семинар, под названием "Военные преступления, геноцид, обвинение и картины" был организован Имперским военным музеем в сотрудничестве с Научно-исследовательской группой по военным преступлениям Лондонского Королевского колледж и Британским советом по искусствоведческим и гуманитарным исследованиям.
Представитель КРГ в Великобритании Баян Сами Абдул Рахман сказала: "Имперский военный музей является одним из ведущих музеев Великобритании, и мы рады, что он проявляет все больший интерес к геноциду Анфаль. Семинар был академическим, а не политическим, и я рада, что представительство КРГ в Великобритания смогло помочь музею в налаживании связей с экспертами, которые могли бы говорить о геноциде курдов властью и ввести его в контексте аналогичных трагических событий, которые имели место в других частях мира."
Наряду с выступлениями экспертов из академических кругов о геноциде, военных преступлениях и международных трибуналах, демонстрировались тематические документальные фильмы, и комментаторы обсуждали роль, которую кино, документальные и короткометражные фильмы играют, рассказывая историю о том, что произошло, и как это связано с международным судебным процессом. Эксперты также обсудили уникальность эмоциональной силы визуальных образов, что написанное слово и документы не в состоянии передать.
На сессии, посвященной геноциду курдов, председательствовал профессор Брайан Бривати, эксперт по геноциду и один из основателей Лондонской консультативной группы по геноциду курдов, наряду с Сэнди Викхэм (Wykeham), директором британской программы "Память Курдистана".
Г-жа Викхэм показала нарезку фрагментов из фильма, снятого документалистом Гвином Робертсом об исчезновении барзанцев в 1983 году, химической атаке Халабджи и первых этапах кампании Анфаль. Она сказала: "В отличие от фильмов о Нюрнбергском процессе, эти клипы, документировавшие некоторые события, которые составляют курдский геноцид, не были сделаны для судебных разбирательств, но имеют целью поведать миру историю о том, что произошло. Во внешнем мире и внутри самого Ирака были недостаточно осведомлены о том, что случилось с курдами во время диктатуры Саддама Хусейна, и мы делаем все возможное, чтобы изменить это, осуществляя программы памяти и интервьюируя ключевых свидетелей современной курдской истории. Некоторые из наших материалов была впоследствии использована в ходе судебных процессов в Ираке, и рассматривались прокуратурой в деле ванн Анраата, голландского торговца, осужденного в 2005 году за поставки химических веществ для Саддама Хусейна".
Она добавила: "Там в настоящее время в Курдистане нет людей старше 20 лет, которые не знали бы очень хорошо или не были связаны с человеком, ставшим жертвой операции Анфаль. Цель наших программ памяти - зафиксировать, помочь курдам разобраться в их современной истории, и объяснить миру и молодым поколениям курдов, что произошло. Курдский народ хочет, чтобы преступления были признаны для того, чтобы помочь им восстановить свою жизнь и попробовать построить лучшее будущее для своих детей."
Устанавливая контекст курдского геноцида, профессор Бривати отметил, что курдский геноцид состоялся в 1970-х-1980-х годах, т.е. после того, как была введена концепция геноцида для того, чтобы отличать геноцид от других военных преступлений, что было юридически зафиксировано в Конвенции о предотвращении и наказании преступления геноцида, принятой Организацией Объединенных Наций в 1949 году.
Мероприятие проходило под председательством профессора Джеймса Гоу из Департамента военных исследований лондонского Королевского колледжа, который завершил семинар, сказав, что "доказательная цель пленок, используемых в зале суда, находится под вопросом и их роль в карательном и восстановительном правосудии должна быть выполнена, но ясно, что с течением времени визуальная документация начала служить другим целям, чтобы показать миру, что произошло."
Имперский военный музей - британская национальная музейная организация с филиалами в пяти местах в Англии, три из которых находятся в Лондоне. Музей был основан во время первой мировой войны в 1917 году и предназначался для отчета о военных усилиях и жертвах Британии и ее империи. Сегодня музей заявляет, что его миссия состоит в том, "чтобы позволить людям иметь понимание современной войны и ее воздействия на человека и общество".