Беды и проблемы
Социально-экономическое положение этнических курдов, в том числе исповедующих и сохранивших чудесным образом на протяжении многих тысячелетий свою оригинальную и одну из самых древних религий на Земле, отличается по странам и зависит как правило от экономического состояния, общественно-политического устройства и эффективности межнациональной политики государств, гражданами которых они являются. Недопустимо низкий и унизительный уровень благосостояния и социально-экономического развития курдов, бесспорно, остается в Турции, Иране, Сирии и в отдельных провинциях Ирака.
Сегодня, безусловно, речь должна идти об общей и тяжелой судьбе всего курдского народа в Большом Курдистане, но несколько подробнее стоит рассмотреть острейшую ситуацию, в которой оказалась курдская диаспора на злосчастных "спорных территориях" в федеральных провинциях Ирака, к сожалению, пока не входящих и не подпадающих соответственно в состав и под юрисдикцию нынешней "полунезависимой и полусвободной" региональной автономии Южного Курдистана.
Справедливое возмущение курдской диаспоры в этих провинциях, особенно в районах преимущественного проживания ее этно-религиозной общины езидов, откровенно шовинистической политикой Багдада возрастает с каждым днем траура по невинно убитым и похищенным жителям, в том числе беспомощным детям, женщинам и старикам.
Иракские федеральные и муниципальные власти, использующие провокационные методы социально-экономического воздействия и незаконного силового давления прежде всего на курдские семьи с применением личного состава и боевого арсенала армейских и полицейских подразделений, а также подконтрольных им национал-радикальных террористических бандформирований, стремятся принудить этих людей покинуть свои родные и исторические места проживания, чтобы сразу же заселить плодородные и богатые природными ресурсами курдские земли главным образом гражданами Ирака арабской национальности.
Находясь в таких нечеловеческих условиях и невыносимых обстоятельствах, курды из Шангала и других районов бедствия не могут воздержаться от справедливых претензий в адрес Президента, Парламента и Правительства региональной курдской автономии. Являясь неотъемлемой частью курдского народа, они твердо уверены, что имеют хотя бы моральное право рассчитывать на всемерную поддержку и адекватную защиту региональной власти Южного Курдистана.
Думаю, никому, даже самому радикальному и фанатичному исламскому имаму или мулле Большого Курдистана, невозможно не согласиться с утверждением, что езиды, как бережные носители и стойкие хранители исконных духовно-культурных ценностей и традиций курдского народа, обладающие абсолютно неистребимым и врожденным чувством своей первородной национальной принадлежности к курдскому народу, имеют заслуженное со всех точек зрения право и желание на добровольное и равноправное гражданство Южного Курдистана, независимо от места их постоянного проживания в Ираке. Они не намерены бесконечно ждать, теряя надежду на включение их районов в состав Южного Курдистана. Терпение этих людей почти исчерпано, но вера в лучшее будущее еще тлеет в их сердцах, хотя им порой кажется, что вновь наступили жуткие времена эпохи Саддама Хусейна и партии БААС.
Принимая во внимание объективные политические и правовые препятствия, с которыми сталкивается руководство Южного Курдистана в ходе предпринимаемых Правительством автономии практических шагов по оказанию всесторонней помощи курдской диаспоре за пределами административно-территориальных границ региона, все же необходимо отметить чрезмерную осторожность и неоправданно заниженную принципиальность курдских органов власти на слишком затянувшихся переговорах о "спорных территориях". Надо постоянно помнить о том, что на срочной повестке текущего времени стоит судьба людей, ежедневно измеряемая отнятыми жизнями, будущее многочисленной курдской диаспоры, у которой нет сколь-нибудь серьезных и дееспособных сил и возможностей, чтобы организованно, сообща и согласованно обороняться, влиять на происходящие там общественно-политические процессы, вносить свой вклад в единую борьбу курдского народа.
ЗАДАЧИ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Часть первая
Затрагивая тему курдской диаспоры в близлежащих федеральных провинциях вокруг границ Южного Курдистана, нельзя обойти стороной отдельно стоящий вопрос о фактически невостребованном высоком потенциале зарубежных курдских диаспор и общин. Существует распространенное мнение, что зарубежные курдские диаспоры и общины, особенно мощная интеллектуально-профессиональная и деловая курдская элита из бывших республик Советского Союза, не имеют достаточной мотивации для начала безвозмездного сотрудничества с органами власти Южного Курдистана и реального желания активно участвовать в социально-экономическом развитии и реализации инвестиционных программ региона, не говоря уже об их якобы пассивном отношении к национально-освободительному движению курдского народа в целом. Истина, как всегда, лежит где-то между разными правдами, не имея с ними очевидной связи.
Первопричина упомянутой социально-общественной пассивности, скорее идейной отчужденности большинства курдов находится не в сознании людей и даже не в, уже ставшей как бы традиционно-тенденциозной, разобщенности курдских племен, диаспор или сообществ, а вытекает до сих пор из мутного, густо-ползучего, замшелого и заплесневелого исторического факта отсутствия у курдского народа во все прошлые времена управляемой системы и организационного механизма объединения, солидарности и сплоченности перед лицом общей угрозы и опасности.
Когда у народа нет традиционно-авторитетного центра опоры национальных, социальных и общественно-политических интересов, невозможно ожидать центростремительного движения всех слоев общества.
В рамках любой цивилизованной и суверенной страны такие архиважные задачи, связанные с вовлечением населения в политическую и социально-экономическую сферу деятельности, обычно обязано решать государство путем создания широкой и разнообразной общественно-правовой инфраструктуры для развития ответственности и активности гражданского общества.
В нашем случае эти государство-образующие вопросы и задачи должны решать сегодня только правоспособные и дееспособные политические и законодательно-исполнительные органы, имеющие те или иные хотя бы формально признанные функции и полномочия субъектов народной власти.
В Южном Курдистане такого рода субъектами народной власти по официальному юридическому статусу, положению и значению в общественно-политической жизни являются в полной мере Президент, Парламент и Правительство курдского автономного региона.
Они, реально действующие формально-правовые и институциональные субъекты власти огромной части курдского народа, могут и обязаны содействовать формированию полномочных совещательных органов общественного самоуправления всех зарубежных курдских диаспор и общин, в том числе исторически разбросанного по миру этно-религиозного сообщества курдов-езидов, и организационно способствовать их объединению в рамках всемирного общественного парламента (ВОП), который давно следовало бы учредить и зарегистрировать, конечно, в Эрбиле.
Огромный вакуум, существующий в отношениях между зарубежными курдскими диаспорами, общинами и органами курдской региональной автономии, в целом настолько очевиден и масштабен, что требует вмешательства и конструктивного участия высшего политического руководства Южного Курдистана. Это они должны предпринять конкретные шаги, направленные на повышение роли и ответственности зарубежных курдских диаспор и общин в деле усиления интеллектуального потенциала национально-освободительного движения и общей политической борьбы курдского народа за свою свободу и равноправие.
На данный исторический момент, наряду с первоочередной необходимостью проведения объединительной конференции основных политических сил курдского народа, чрезвычайно актуальным является вопрос, связанный с привлечением невостребованного как интеллектуального, так и делового потенциала зарубежных курдских диаспор и общин.
Без решения этих двух основополагающих задач трудно будет ожидать каких-либо существенных предпосылок для достижения наиболее высоких социально-экономических и общественно-политических результатов в интересах всего курдского народа как в Южном, так и Большом Курдистане.
В настоящее время «полугосударственная» политическая и законодательная власть автономного региона, осуществляемая в пределах административно-территориальных границ Южного Курдистана и неформально распространяемая на весь курдский народ в Ираке, уверенно, твердо и в обязательном порядке следует уже заложенным конституционально основам и принципам демократического развития. Именно поэтому региональному Парламенту и Президенту Южного Курдистана целесообразно было бы принять правомерное решение об отделении исламской религии в лице ее духовно-конфессиональных органов и учреждений от общественно-политической и социально-экономической жизни гражданского общества и деятельности законной власти. В этой связи, думаю, было бы очень правильно и оправданно включить в общеобразовательную программу средних школ Южного Курдистана в качестве обязательного предмета историю и основы всех действующих религий и конфессий народов автономного региона, привлекая к преподаванию исключительно профессиональных историков, философов, этнографов и представителей других профессий, специализирующихся по данной теме, в том числе из зарубежных курдских диаспор и общин.
Часть вторая
Говоря о роли курдских этно-религиозных общин, в частности сообществе езидов в современных условиях, надо напомнить, что наследуемый статус Мира (эмира) всех курдов-езидов предположительно являлся в очень далеком прошлом своего рода институтом высшей политической, законодательной и религиозно-духовной власти, образуя единый национальный эмират всего курдского народа. К сожалению, этот высший властный институт не претерпел никаких существенных и позитивных изменений на протяжении всей истории курдского народа, окончательно утратив в национальном масштабе свое идеологическое влияние и почти полностью социально-экономическое значение, однако сумел сохранить духовно-религиозное, национально-культурное и представительское назначение.
История курдского народа и история езидизма имеют одно и то же загадочное и малоизученное происхождение.
Сегодня полномочия и компетенцию курдского эмира, которые ныне осуществляет его превосходительство господин Мир Тахсин Бег, полагаю, необходимо подвергнуть критическому переосмыслению и радикальному реформированию на основе современных общественных взглядов, социальных требований и демократических принципов самоуправления.
При этом обязательно надо обеспечить историческую преемственность и возродить его общественный статус, имеющий в моральном и национально-культурном смысле весьма существенное значение для будущего всего курдского народа.
Во-первых, сама современная жизнь объективно настаивает на том, что религиозно-духовные полномочия и функции курдского эмира в самом ближайшем будущем должны быть в обязательном порядке и навсегда переданы Высшему духовному совету езидов.
Во-вторых, опять же на основе исторического опыта курдского народа, в частности курдов-езидов, находившихся на протяжении веков под отрицательным влиянием некоторых неразумных, необоснованных и тормозящих прогресс религиозных запретов, следует отделить религиозно-духовную сферу от устремленной в завтрашний день общественно-политической и социально-экономической жизни современных и будущих поколений курдов.
В-третьих, новый общественный статус курдского эмира, передаваемый по праву наследования, должен быть закреплен конституционально в качестве гражданско-национальной и этно-культурной символики, олицетворяющей историческое прошлое, единство и равноправие всех народов и наций демократического Южного Курдистана.
В-четвертых, необходимо специально учредить и наделить соответствующими административно-управленческими полномочиями Координационный Совет (КС) с головным офисом и резиденцией эмира в Эрбиле. Координационный совет, возглавляемый по статусу только эмиром, должен формироваться на конкурсной основе из числа кандидатов-профессионалов, предлагаемых всеми зарубежными курдскими диаспорами и общинами, и осуществлять полномочия и функции исполнительно-распорядительного органа (генерального секретариата) Всемирного Общественного Парламента зарубежных курдских диаспор и общин (ВОП).
В-пятых, Правительство Южного Курдистана должно определить, утвердить и оформить все обоснованные и документально подтвержденные исторические права курдского Эмира на движимое и недвижимое имущество в пределах региона и оказывать ему юридическое содействие в приобретении утерянных прав вне автономии и Ирака.
В-шестых, Правительство Южного Курдистана должно в срочном порядке и формально-правовым образом зарегистрировать Высший духовный совет езидов в качестве некоммерческого юридического лица и оформить соответствующие свидетельства о праве собственности на движимое и недвижимое имущество, включая землю в пределах территории святого комплекса "Лалеш" и в радиусе установленных ограничительных зон безопасности вокруг данной территории.
Заключение
Что касается степени общественной активности зарубежных курдских диаспор и общин, особенно из бывших республик Советского Союза, хотел бы подчеркнуть, что сегодня профессиональные возможности и интеллектуально-деловой потенциал курдов зарубежья будут использованы во благо курдского народа и экономики Южного Курдистана ровно настолько насколько высшее руководство автономии будет в этом нуждаться.
Тесное и плодотворное сотрудничество может возникнуть только на почве заинтересованности и желания высшего руководства Южного Курдистана. Они имеют уникальный шанс и могут легко поднять и использовать в интересах всего курдского народа тот отложенный пласт дополнительного человеческого и интеллектуального задела, который был ранее совершенно не доступен для легендарного Мустафы Барзани и его исторических предшественников.
А пока пусть все действующие и уполномоченные партийно-правительственные представители Южного Курдистана за рубежом активно включаются в эту работу и готовят объективную информацию для высшего руководства автономии о результатах взаимодействия с курдскими диаспорами и общинами.