KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Сущность езидской религии

Просмотры1415Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2017-09-27
Сущность езидской религии

Езиды – автохтонное население Месопотамии, один из древнейших народов мира, на протяжении многих тысячелетий живут на этой земле. Название религии – "езидизм" происходит от самоназвания народа – езиды [Ezda] и состоит из двух словосочетаний – [аз] и [да], что в переводе с курдского языка буквально означает [меня дал] или [Бог создал меня]. Езидизм – изначально строго монотеистическая религия. В основе вероучения идея о Сотворения мира и человека Богом, о богоизбранности езидов и прямой связи езида с Богом.  

Дата происхождения религии наукой не определена, считается, что религия возникла в незапамятные времена, на протяжении многих тысячелетий существует на территории Месопотамии и  продолжает существовать там же, по сей день.  Сами езиды считают свою религию одной из первых на Земле, а дату ее происхождения связывают с днем сотворения Богом езида (см. Qewle Xerqe). 

История езидизма как самобытной религии неразрывно связана с историей всего ближневосточного региона и непосредственно курдского народа. Завоевание арабами Месопотамии оказало существенное влияние не только на изменение религиозных верований езидов, но и в какой-то мере отразилось на их образе жизни. Достоверно известно, что до того как ислам вторгся в Месопотамию, многие курды, если не большинство, наряду с зороастризмом исповедовали езидизм. С начала исламского нашествия в VII в.н.э., исламом езидская религия была объявлена языческой, а ее последователи – езиды, поклонниками дьявола, подлежащими обращению в ислам, в противном случае уничтожению. Оказавшись в жестоком мусульманском окружении, езиды с каждым столетием все больше подвергались насильственной исламизации, и их численность сильно сокращалась. 

Новые исторические условия, безусловно, повлияли на изменение сущности религии. Особенно после реформы шейха Ади (известный богослов и реформатор езидизма), с его приходом у езидов  начался новый этап истории. Поэтому езидскую религию условно делят на две эпохи: до и после шейха Ади. То, что было до шейха Ади мало что известно. Многие письменные источники врагами уничтожены,  известно только то, что передавалось в устной форме.  

В современном мире сложилось мнение, что езидская вера представляет собой сложное переплетение языческих и зороастрийских верований, с элементами ислама, иудаизма и христианства. Действительно, при анализе текстов езидских священных книг можно заметить множество заимствований. Видно, что тексты для них взяты из разных источников: часть, несомненно, из езидских гимнов, другая – из   ислама (суфистского толка), часть из иудейских и христианских учений, что, безусловно, создает мнение о синкретичном содержании современной религии езидов. 

На "синкретичность" езидизма есть следующее объяснение. Оказавшись в агрессивном мусульманском окружении, стремления исламских властей любой ценой обратить всех "в истинную веру", чтобы защитить себя от безумия новой более сильной агрессивной религии, езиды периодически меняли  внешние покровы и пытались подстроить внутреннее содержание своей веры под ислам и христианство. Первая процедура такой диссимуляции езидизма с  исламом суфистского толка, была проведена шейхом Ади в XII в.н.э., чтобы придать в глазах власти держащих мусульман пусть неодобряемого, но узнаваемого мусульманского обличья. 

Шейх Ади внедрил  в езидизм множество элементов исламской космологии и демонологии (см. "Черная Книга"), культ поклонения верующих к пророкам авраамических религий (Мухаммеду, Иисусу и др.), иноверным молельным храмам и   их святым местам. Ввел в кастовую структуру почитаемый в суфизме сан шейха, правда, в отличие от суфизма, связанных с наследственной передачей сана (изначально в езидизме были только две касты: духовенство – пиры и миряне). Из ислама были взяты также арабские чины священнослужителей – пешимам, факир, мола и другие; мусульманский обряд обрезания; паломничество; новые посты и праздник жертвоприношений "Айд аль-Адха" (в езидизме – "Айд Курбан"). В честь священной для мусульман горы Арафат вблизи Мекки, горе за храмом Лалиш дал название Арафат, а святому роднику в подземной пещере под храмом Лалиш – название Замзам, в честь колодца Замзам, находящегося в Мекке на территории главной мечети исламского мира "Аль-Мастжид аль-Харам". Находясь среди мусульманан, езиды подражая им, стали почитать их пророков, а вместо курдского "Хвадэ", часто произносить арабское "Аллах".

Из христианства шейхом Ади были взяты обряд причащения, а также догмат о Втором пришествии Иисуса Христа с примечанием, что за ним явится Малик Таус, чтобы вновь быть рядом со своим избранным народом.

В общем, мусульманские заимствования в езидизме ощутимо доминируют над заимствованиями из других религий, но это вовсе не означает, что изначальный езидизм исчез или полностью утрачен. Принимая во внимание основополагающие тексты священных гимнов, нет сомнения, что езиды имеют свое самобытное вероучение, а заимствованные элементы из других  религий его сущность не искажают. А учитывая то, что современные езиды являются прямыми потомками древних арийцев и, следовательно, относительную древность езидизма, наоборот можно утверждать, что езидизм является первоисточником по отношению к другим мировым религиям, а его фундаментальное исследование может дать ключи, для разгадки многих вопросов древнего мира.   

Доктрина и космогония

Езидское религиозное учение содержит свод моральных норм, правил поведения, культовых действий и обрядов, составляющих совокупность духовных представлений езидов, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа – Бога и семи ангелов во главе с архангелом Малик Таусом, которые являются культами поклонения.  

Доктрина езидского вероучения изложена в многочисленных гимнах (курд. кавлы) и двух книгах – "Откровение" (Джилва) и "Черная Книга" (Масхафи Раш):   

1) Гимны охватывают все стороны жизни человека от рождения до смерти и содержат обязательства, определяющие всю повседневную жизнь езида. Время и последовательность происхождения священных гимнов не установлено. По преданию они ниспосланы Богом через Малик Тауса и согласно Его завету должны были изучаться священниками наизусть и передаваться из поколения в поколение только устно.    

2) Книга "Откровение"  относится к известному богослову и реформатору езидизма –  шейху Ади (XII в.н.э.). В книге шейх Ади выступает как посланец Малик Тауса, святой и просветитель. Книга состоит из предисловия, и пять глав. В предисловии шейх Ади говорит, что он послан его господином Малик Таусом, чтобы доставить избранной общине – езидам истину познания. В главах содержатся наставления Малик Тауса к езидам: говорится о силе и могуществе Бога, о запретном и дозволенном, о наказании и воздаянии, о почитании священнослужителей, об отношениях к другим религиям и иноверцам. В завершении книги дается наставление: "не посвящать иноверцев в свою религию, скрывать от них свои священные писания и изучать их наизусть, чтобы они не могли их исказить".         

3) "Черная Книга" относится к XIII в. Ее автором считается внук шейха Ади – Хасан ал-Басри (Шамс ад-дин ал-Хасан, прозванный ал-Басри).  "Черная Книга" не имеет глав и в отличие от "Откровения" затрагивает более широкий круг вопросов. В частности, сведения о Сотворении мира; о происхождении первочеловека и животных; о рождении от Адама сына, от которого произошла община езидов; о семи ангелах и архангеле-покровителе езидов Малик Таусе; о кастовой структуре общества; о всемирном потопе; о браке и наследстве; обычаях и праздновании Нового года; пищевых и других ограничениях. Также, содержатся религиозные заповеди: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать среду (день завершения Сотворения мира) как святой день;  не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не произносить ложного свидетельства, почитать своих родителей, не завидовать, не желать зла   ближнему и т.п.

Богослужение в езидизме сконцентрировано вокруг святой Троицы – Бог, архангел Малик Таус и шейх Ади. Езиды поклоняются Богу, Малик Таусу и шейху Ади, разделяя их личные свойства и соединяя их в "божественной любви". Учение о святой Троице представляет собой первый догмат, установленный шейхом Ади еще при его жизни и подробно описанный в его книге "Откровение". В упомянутой книге и гимнах имеются множество упоминаний на троичность Лиц. Вероятно, что данный догмат возник не как стремление найти какое-либо новое понятие о Боге, а из потребности определить личность того, кто является главным носителем книги "Откровения", то есть уяснить вопрос об исторической личности самого шейха Ади.  

Согласно данному учению Троица есть совершенный союз любви, единосущная и нераздельная, вечно пребывающая друг с другом в непрерывной "вечной любви". Все три сущности Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир и освящает его. Все свойства Божии – Его вечность, всемогущество, вездесущность и другие – принадлежат в равной мере всем трем лицам Пресвятой Троицы. Но, это не три Бога, а один Бог и Его творения. При этом Бог есть всесовершеннейшая любовь, потому что бытие единого Бога – это существование божественных ипостасей – Малик Тауса и шейха Ади. Бог является причиной и источником предвечного бытия Малик Тауса и шейха Ади. Бог является источником воли и действия Святой Троицы, Малик Таус – совершителем Его воли, шейх Ади – просветителем. В то же время, согласно   учению, единоначалие Бога означает подчинение Ему Малик Тауса и шейха Ади, так как они не являются самостоятельными личностями, хотя обладают многими свойствами, что присуще по природе Богу, кроме свойства Его не рождения (не происхождения ни от какого другого начала). Иными словами, Малик Таус и шейх Ади вечны, но не изначальны и не всемогущи, как Бог.  

Бог в езидизме. Бог в езидизме един, всесилен и всемогущ. У езидов есть несколько гимнов,  обращенных к Создателю. Восхвалению Бога, в частности посвящены: Medhê Xwedê, Qewlê P"adşa, Qawle Mîre Ezîd, Şehda dîn, Dua sibê, Dirozge и другие. Согласно гимнам, Бог един, но у него множество имен: "Всевышний, Всемогущий, Всемилостивый, Вездесущий, Господь, Создатель, Творец, Бессмертный, Вечный, Безграничный, Владыка Небес и многие другие, но самое главное имя – Хвадэ – [xwe] и [de], что в переводе с курдского языка означает – [сам себя создал]".   

Понятно, что сущность Бога не выразима с помощью какого-то либо образа, но из содержания священных гимнов видно, что Бог един, он не рожден и не исходит от другого лица, он явлен сам и вечен. Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе ничего такого, из чего состоит материальный мир. Согласно учению, только солнце является зримым образом Бога. Езиды, желая обратиться к Богу, направляют свой взор к солнцу, чтобы приветствовать сияние, исходящее от первоисточника света и любви, которым является Бог. Лучи солнца определяют для них направление молитвы. Солнце для езидов – блаженный свет, исходящий от Бога и поэтому культ поклонения. Отсюда распространенное внешнее название езидов – "солнцепоклонники".    

В главе I книги "Откровение" говорится, что Создатель рядом с каждым из нас, Он вникает во все наши дела: " Я был, я есмь и нет мне конца. Я простираю свое господство над всеми тварями и над делами всех, которые находятся под покровительством моего образа. Я всегда готов споспешествовать тем, которые полагаются на меня и призывают меня в нужде; нет места во вселенной, где бы ни ощущалось моего присутствия".  

Там же: "Я предоставляю всякому человеку следовать влечениям своей природы, но кто противится мне, тот жестоко в этом раскается. Никакое божество не имеет права вмешиваться в мои дела, и я поставил императивным правилом, чтобы каждый воздерживался от поклонения всяческим богам". Там же, Глава II: "Я воздаю должное потомкам Адама и вознаграждаю их разными наградами, которые известны лишь мне одному. Вместе с тем, могущество и господство над всем, что есть на земле, равно как и над тем, что выше и ниже ее, - в моих руках. Я не допускаю дружественного общения с чуждыми мне, но не лишаю тех, которые составляют мою собственность, и тех, которые повинуются мне, всего того, что является для них благом".   

Для езидов, искренне уверенных в том, что "Бог есть свет", распространившиеся в средневековом мире ложные утверждения об их поклонению злому духу, дали повод проповедникам ислама (позднее и христианства) ставить езидам в вину, что они, дескать, поклоняются Дьяволу.      

Малик Таус. Малик Таус является первым из семи ангелов созданных Богом вначале Сотворения мира. В езидизме Малик Таус изображен в образе павлина, поэтому также его называют Ангел Павлин. Хотя, по священным писаниям он является ангелом света и тьмы (курд.Tav – Sî), и нигде не говорится о том, что он ангел-павлин (см. Qewle Tausî Melek). Изображение главного езидского божества в виде павлина, скорее всего, следует объяснять суфийским влиянием. Как известно, в суфийской идеологии эта птица символизирует мудрость и величие. Следует также отметить, что отдельные элементы поклонения павлину с давних времен были широко распространены среди многих народов мира, что нашло отражение в их верованиях, памятниках духовной и материальной культуры. 

В земной жизни с образом Малик Тауса связаны противоречивые сведения:

- ислам традиционно считает езидов "дьяволопоклонниками", только за то, что они почитают Малика Тауса. Окружающие езидов на их исторической родине, известные своим фанатизмом мусульманские народы, даже не желают слышать, а тем более понимать, истинное значение догматов и нравственную философию езидского вероучения. Из-за мифологического предположения о якобы низвержении Богом архангела езидов – Малика Тауса, по причине его отказа поклонения первочеловеку – Адаму, мусульмане презирают и часто преследуют езидов. 

- неосведомленные христианские авторы тоже издавна называли Малика Тауса "олицетворением зла" и также езидов считали "поклонниками дьявола". Но, позже, когда в мировой литературе появились статьи христианских миссионеров и путешественников с опровержением бытующего мнения, отношение к езидам и их религии изменилось.   

- у езидов Малик Таус – это верховный ангел, пресвятой, олицетворяет собой две стороны жизни – солнце как свет и тьму как неизвестность (возможно зло), т.е. Малик Таус добро и зло в одном лице. Если каждый человек представляет собой смешение добра и зла, то каждый езид носит в себе частицу Малика Тауса. В езидской мифологии есть несколько версий немилости Бога к Малик Таусу. По одной версии, он отошел от Бога из гордости, не желая поклониться первочеловеку. Неповиновение Малик Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему Создателю – он отказался поклониться Адаму, потому что его Творцом является Господь, и он поклоняется только Ему и никому больше.    

По другой версии, за свое искреннее раскаяние перед Богом (в виде его слез, которыми он наполнял ад в течение 7 тысяч лет), Малик Taycу был прощен его проступок и он вновь вознесен на небеса в пантеон ангелов. И человеку нечего входить в отношения Бога и его ангелов, напротив, его долг почитать их всех одинаково. 

По третьей версии, езиды считают своего архангела лишь временно несущим наказание за свое возмущение против Бога и что, в конце концов, он будет прощен и Бог снова восстановит его высоком положении среди небесной иерархии. А до тех пор, пока Малик Таус не прощен, езидам запрещено упоминать падшего ангела под разными именами.   

Возможно, что эта путаница в системе религиозных представлений езидов в ангела-павлина создало у иноверцев предпосылки считать Малик Тауса воплощением зла, а езидов "дьяволопоклонниками". Более того, своим противоречивыми мифами езиды навлекали на себя ненависть окружающих народов.  

На самом деле, подобные утверждения являются глубоким заблуждением, не имеющим ничего общего с истинным вероучением езидов об этом ангеле. Малик Таус для езидов – это не падший ангел, а тварь Божья и помощник в сотворении материального мира. Бог представляет духовный мир,  Малик Таус –  материальный. Езиды не верят в противостояние между материальным и духовным. Согласно езидизму Бог и Малик Таус  не противники, а две взаимосвязанные силы. Бог – не только повелитель всего мира, но и повелитель Малик Тауса. В езидских священных писаниях нигде не говорится, что Малик Tayc был злым духом или падшим ангелом, кроме того, отвергается сама мысль о поклонении силам зла или тьмы и об изгнании его с небес. В вероучении езидов вообще нет никакого злого духа или его эквивалента. Во время молитвы езиду указано поклоняться исключительно источнику света (солнцу) и никогда источнику тьмы. 

Таким образом, мусульманские и некоторые христианские критики езидизма ошибочно или умышленно  отождествляют почитаемого езидами архангела с существующим в их религиозных учениях падшим ангелом, в связи с чем, возникло ложное представление о езидах как о поклонниках Дьявола.

Хотя езиды не поклоняются Дьяволу, им не разрешается произносить его имя (говорить о Дьяволе как о злом духе категорически запрещено).  В тексте "Черной Книги"  указано: "Никому из нас не позволено произнести его имя и ничего такого, что походило бы на него, в роде: шайтан (сатана), кайтан, шар (зло) шат (река) и тому подобное, точно также мы не произносим: малун (проклятый), или ланат (проклятие), или нал (подкова), или других слов, имеющих подобный звук. Все они запрещены нам из уважения к нему".  

Этот запрет езидскими священниками объясняется следующим образом: "Находясь в исламском окружении, где мусульмане отождествляют Малик Тауса с шайтаном и проклинают его, во избежание нежелательных последствий, не произноси его имя и не упоминай его качеств, чтобы избежать преступления, так как у тебя нет истинных знаний о нем".

Наиболее исчерпывающий ответ на этот вопрос изложен в статье: "Иезиды” (Газета "Кавказ”, Тифлис, 1848г., стр.36): "То, что езиды не ведут беседы о дьяволе, и уходят с того места, где его ругают, вовсе не значит, что они его боготворят, и никак не может быть основанием для их причисления к его поклонникам. Езидское духовенство объясняет это так: "Если вы беседуете о Боге и Его светлых слугах, то эта медитация вызывает положительную энергетику. Но в случае, когда вы говорите о злом духе, то он также будет присутствовать своей отрицательной энергией, тем более ругать его не надо, ибо последует за это реакция. А потому избегайте те места, где ведутся беседы о дьяволе”.   

Шейх Ади. Шейх Ади (Шараф ад-Дин Абул-Фадаил Ади бен-Мусафар бен-Исмаил б-Муса бен- Марван бен-ал-Хасан бен-Марван) родился между 1073 и 1078 годами в области Баальбек в Ливане. По преданию, его отец Мусафар однажды в роще услышал голос, который дал ему наставление, чтобы он по возвращении домой разделил ложе со своей женой. После этого она подарит ему наследника, который прославит его имя.

В юности Шейх Ади отправился в Багдад, где слушал проповеди одного из величайших мусульманских богословов того времени – Газали и основателя ордена Кадирия –  Абдул-Кадира аль-Гилани., в которых, как известно, они утверждали, что – "Иблису (Шайтану) было велено поклониться созданному Богом человеку – Адаму, однако он отказался, за что был низвергнут с небес". Подобные рассуждения были широко распространены в суфийской среде того времени. Некоторые исследователи считают, что шейх Ади, был близок к правящим кругам арабского халифата и с большим интересом воспринимал их религиозные воззрения, которые впоследствии развил в догматике езидизма. 

Покинув Багдад, шейх Ади перебрался в область Хаккари, где компактно проживали езиды, и поселился в храме Лалиш (современный Ирак). Согласно  преданию, шейх Ади был послан в мир его господином Малик Таусом, чтобы возвестить истину избранному народу (см. "Откровение"). Самоистязания и длительные посты, которым он подвергал себя, а также творимые им чудеса снискали ему огромный авторитет среди езидского населения региона, где он проповедовал свои новые учения. Он внес значительные изменения в религиозные представления езидов, которые были изложены в двух книгах –  "Откровение" и "Черная книга".

Шейх Ади постоянно жил в Лалише (прожил девяносто лет), умер в 1162 году и был похоронен в этом храме. Его мавзолей в Лалише является культом поклонения. После смерти вокруг его имени возникло множество легенд, например, о том, что он не умер, а вознесся на небеса и пребывает там с Малик Таусом. Более того, у езидов есть поверье, что он существовал и до Сотворения мира в образе Шихади. 

Роль шейха Ади в становлении современного езидизма настолько значительна, что иногда в мировой истории возникновение езидизма связывают с его именем.  Несомненно, это историческая личность, его биография и деяния известны, и нет причин отрицать реальность существования данного человека. По свидетельству ряда мусульманских авторов (см. Ибн-Халли-кан, Мухаммед-Амин-ал-Омари), шейх Ади был суннитским богословом шафитского толка, отличался аскетическою жизнью и высокой святостью, ему принадлежат некоторые сочинения по богословию. Место его рождения в селении Баальбек до сих пор считается святым и также является местом посещения паломников. Однако, принимая во внимание тексты езидских гимнов, а также миф о происхождении езидов от первочеловека Адама, можно утверждать, что религия езидов возникла гораздо раньше явления шейха Ади и на момент его прихода в Лалиш езидская община уже существовала.

Происхождение и постулаты. Езидская мифология о сотворении мира фактически следует мифу авраамических религий (христианство, ислам и иудаизм), за исключением того, что езиды произошли только от Адама, а архангел Малик Таус (в авраамических религиях Дьявол) является помощником Бога, пресвятым, ангелом-хранителем и наставником, но не искусителем.   

В космогонии езидов, вначале Бог из своей наиболее драгоценной сущности сотворил белую жемчужину (или планету) и поместил  ее на спину птицы Ангар, и она пребывала на ней в течение сорока тысяч лет. Затем Бог сотворил семь ангелов, которые помогали ему в Сотворении мира – в воскресенье, Бог создал ангела Азазила, он же Малик Tayc; в понедельник – ангела Дардаила (Гавриил); во вторник – ангела Исрафила (Рафаил); в среду – ангела Микаила (Михаил); в четверг – ангела Азраила (Эсраил); в пятницу – ангела Шамнаила; в субботу – ангела Нураила и поставил Малик Taycа правителем над всеми.  

Через 40 тысяч лет белая жемчужина была разбита и, из нее при помощи ангелов Бог сотворил четыре части света, семь небес, землю, солнце и луну, животных, птиц и зверей, а также деревья, растения и горы для украшения земли. После чего Бог сошел на землю и поселился на горе Лалиш и сказал ангелам: "Я сотворю Адама и Еву, из сущности Адама произведу Шехар-бен-Джебра, от которого произойдет на земле отдельная община, которая будет называться езидами", и назначил Малик Тауса покровительствовать езидам. По указанию Всевышнего, Малик Тауса снизошел с небес и передал езидам священные гимны, постулаты, кастовую структуру, законы и традиции (см. Черная Книга).    

По предположению о богоизбранности своей общины, езиды считают себя избранным народом и на протяжении многих тысячелетий ведут замкнутый образ жизни. Согласно постулатам религии – "езидом стать нельзя, им нужно родиться". При этом  в отличие от традиции ряда мировых религий не требуется сознательной подготовки к обращению, а подразумевается причисление к религиозной общине по факту рождения. 

Езидизм занимает позицию принципиального отказа от прозелитизма (распространения религии за пределы своей общины). В религии нет иной процедуры обращения в езидизм, как по рождению. Более того, даже дети, рожденные от смешанных браков, езидами не являются.

Езидизм – религия прямой связи человека с Богом, то есть, в отличие от других религий в езидизме между Богом и человеком нет посредника (пророка, ходатая или заступника). Все священное писание учит, чтобы верующие со своими молитвами обращались непосредственно к Творцу. Вероучение нигде не упоминает о посредниках, которые нужны человеку для общения с Богом, ни гимны, ни  "Откровение", ни "Черная книга" не указывают, чтобы верующие приходили к священнику и через него обращались к Богу. Священники могут благословить человека, могут молиться за него, но не могут отвечать на его молитвы, направляя верующих напрямую к Богу.  Для связи с Богом или заступничества, человеку не нужны даже ангелы. Ангелы лишь исполняют волю Творца. Даже верховный ангел Малик Таус, который превыше всех святых, направляет верующих напрямую к Богу, так как он покровитель, защитник, но не вершитель судеб.  

Езидизм отрицает сущность злого духа. Зло считается результатом пренебрежения человека духовным. В религии установлен принцип личной ответственности перед Богом. Согласно учению, как добро, так и зло исходят от самого человека, а образ Дьявола придуман теми людьми, которые не хотят нести личную ответственность за свои поступки, и хотят переложить вину, на какую-то демоническую силу, которая якобы принудила их на то или иное действие или ввела в заблуждение.   

Согласно езидизму, все в нашем мире имеет свою противоположность (свет и тьма; день и ночь; жара и холод и т.п.). Чтобы познать суть чего-то, надо знать его противоположность. Сюда же относится основополагающие явления жизни человека –  добро и зло. В отличие от авраамических религий, где Бог есть все доброе, а все злое исходит от Дьявола, в езидской космогонии Бог всесилен и всемогущ и нет силы, которая ему неподвластна или могла бы Ему противостоять. Богу угодно, чтобы люди делали только добро, тем не менее, Он не лишает человека свободной воли, которую даровал ему. Человеку предоставлена возможность делать и добро и зло в зависимости от его мировоззрения. Подобно тому, как жизнь кажется лучше, когда светит солнце, чем когда стоит туман, добро кажется понятнее и ценнее, когда его сравнивают со злом. Проще говоря, не познав плохое, человек не оценит хорошее. 

Есть единый Бог, и Он безгранично добр, поэтому наш мир и все божьи творения, в том числе человек по натуре своей добры. От рождения все люди имеют естественную склонность к добродетели, отвергают несправедливость и безнравственность. Совершаемое отнюдь не по воле Бога зло, является  результатом нашего разочарования его сокрытием и непонимания того, что это сокрытие есть средство Его открытия (познания). Когда человек, разочарованный сокрытием Бога, например, по причине неудачно сложившихся  обстоятельств жизни, совершает зло, то сам порождает тьму, которая на самом деле и вовсе не является сущностью. Воздерживаясь от злых поступков, человек тем самым отрицает тьму.  

Вопрос о страданиях праведников и благоденствии грешников озадачивает многих людей нашего мира, этому вопросу уделено внимание и в езидизме. Езиды верят в загробную жизнь, в рай и ад, в переселение душ, в конец света и воскресение мертвых, а также в приход спасителя, которого называют Шарфадин.  Страдания праведников рассматривается как испытание, посланное им любящим Богом для укрепления в них веры и терпения.

Согласно учению, каждый человек должен жить праведно, чтобы избежать греха. Ни в коем случае нельзя позволить себе грешить, рассчитывая в дальнейшем на покаяние. Но, у человека, не устоявшего перед искушением, всегда есть возможность покаяться, тем самым разрушить зло греха и заслужить милость Бога. Езиды за совершенное злодеяние или грех, сначала в своей молитве раскаиваются перед Богом, а затем приносят жертву. Грех, посредством крови жертвенного животного попадает в святилище, где через обряд очищения в День Искупления "прощается"  Богом. Жертву приносят также в случаях благодарности Всевышнему – избавления от несчастья или исполнения  заветного желания.  

Принцип воздаяния за добро и зло,  первоначально мыслился как посюсторонний, осуществляющийся при жизни человека. Считалось, что каждая душа ответит за совершенные деяния в земной жизни, а то, что мы живем в мире, где часто "процветают грешники", на самом деле является иллюзией. Добро всегда олицетворяет собой реальную и ощутимую силу и рано или поздно торжествует. Поэтому процветание грешников не вечно, оно лишь свидетельствует об ограничении нашего видения одномерным материальным миром или нашего непонимания того, что Бог это свет, который человек должны познать. Вместо того чтобы бороться со злом, человеку следует сосредоточить свои усилия на развитие доброты в себе самом и затем в окружающих. 

Такое искажение действительности подготовило почву для зла. Осознание невозможности решения  проблемы воздаяния в рамках  земного бытия, неизбежно привело к идее загробного воздаяния, которое не знает человечество. Проблему видимого отсутствия справедливого воздаяния в земной жизни шейх Ади решил путем ввода в езидизм понятия посмертного суда, представляющего собой ответственность за деяния, совершенные при жизни. Он распространил среди верующих идею моста Сарат (расположен недалеко от храма Лалиш), ведущего в потусторонний мир. Согласно этому учению, если добрые дела человека превышают злые, то ангелы ведут душу в рай. Если перевесили злые дела, душу отправляют в ад. То есть человека избравшего праведность ждет райское блаженство, избравшего ложь – мучения и страдания в аду. Со временем, душа праведного человека переселяется в будущих детей его семьи, душа грешника переселяется в животных.

В заключении, хотелось бы отметить, что, несмотря на свою миролюбивость, толерантность и глубокое уважение ко всем религиям, на протяжении многих столетии на своей исторической родине езиды подвергаются жестоким и бесчеловечным преследованиям со стороны мусульман только за то, что они хотят сохранить данную Богом им религию. Несмотря на демократические перемены в мире, это преследование продолжается и в наше время.

 

Дасни Ю.Р.

Теги: Юрий Дасни, езиды, езидизм


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Обращение к курдам СНГ

2017-10-23 Абдуллах Карван Абдулазиз Яхья
Обращение к курдам СНГ

20 октября 2017 года президент Курдистана господин Масуд Барзани призвал курдов всего мира поддержать свой народ, свою родину, подвергшуюся нападению со стороны Ирака...

Как Вашингтон бросил курдов в Ираке и проиграл сам

2017-10-23 Геворг Мирзаян, ria.ru
Как Вашингтон бросил курдов в Ираке и проиграл сам

Курды в очередной раз упустили возможность создания собственного Курдистана. Потому что их в очередной раз сдали Соединенные Штаты...

Разделенный Курдистан. Кто освоит и как продаст нефть Киркука

2017-10-21 Марианна Беленькая, carnegie.ru

Вряд ли российские и западные компании, которые также весьма активно работают в Иракском Курдистане, будут поставлены перед жестким выбором: или Эрбиль, или Багдад...

Сворачивание проекта ИГИЛ вовсе не означает сохранение Сирии и Ирака как государств

2017-10-18 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Сворачивание проекта ИГИЛ вовсе не означает сохранение Сирии и  Ирака как государств

Успешные действия правительственных сил и курдских ополченцев Сирии и Ирака против ИГИЛ и других радикальных исламистских группировок к концу 2017 года можно только приветствовать...

Курдские мечты о независимости снова задерживаются

2017-10-17 Декстер Филкинз, «New Yorker»
Курдские мечты о независимости снова задерживаются

В воскресенье 15 октября Касим Сулеймани, главный шпион Ирана, отправился в иракский город Сулеймания, чтобы встретиться с лидерами "Патриотического союза Курдистана" (ПСК) - одной из двух основных курдских политических партий...

Поддержать Курдистан - священный долг мусульман

2017-10-14 Сулейман Бари
Поддержать Курдистан - священный долг мусульман

"Арабы, персы и турки всегда использовали Ислам в своих национальных интересах. Чего требует исламский мир для Палестины, того должен требовать и для Курдистана"...

Новый раскол на Ближнем Востоке

2017-10-10 Александр Игнатенко, ng.ru
Новый раскол на Ближнем Востоке

Замшелый экспертный трюизм – ссылаться на противоречия между суннизмом и шиизмом при объяснении конфликтной ситуации в Сираке (едином регионе Сирии и Ирака) и в зоне Персидского залива...

Каталония? Курдистан? Палестинское государство?

2017-10-09 Зеев Бен-Арье, echo.msk.ru
Каталония? Курдистан? Палестинское государство?

В последнее время в СМИ, не блещущих дружелюбием к Израилю, то и дело задается вопрос, почему в Иерусалиме приветствуют стремление к независимости курдов, с пониманием относятся к подобным чаяниям каталонцев...

Создание национального единства

2017-10-01 Ибрагим Алиев

Референдум в южном Курдистане превратил курдскую проблему в глобальную. Все мировые средства массовой информации только и пишут о курдской проблематике...

Осуществилась вековая мечта народа

2017-09-29 Kurdistan.Ru
Осуществилась вековая мечта народа

Сердечно поздравляем Южный Курдистан и курдов всего мира с успешным проведением референдума о независимости, который войдет в историю курдского народа и эта дата будет высечено золотыми буквами, как день свободы, единства и демократии...

Парадоксы современной российской литературы

2017-09-27 Джаудат Хошияр (جودت هوشيار) inosmi.ru
Парадоксы современной российской литературы

Советская пропаганда не уставала повторять, что народ СССР — самый читающий в мире, однако нам известно, что граждане США, Англии, Франции, Испании, Германии и Италии читали больше, чем советские граждане до распада Советского Союза...

Только к победе!

2017-09-26 Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Только к победе!

Курдам больше нет смысла обращать внимание на угрозы Турции, Ирана или Багдада, а также на фальшивое неодобрение от так называемых независимых стран...

Народ Курдистана определил свою судьбу

2017-09-26 Станислав Тарасов, regnum.ru
Народ Курдистана определил свою судьбу

На территории курдской автономии Ирака состоялось голосование по референдуму о независимости Иракского Курдистана...

Спасибо Богу за этот день!

2017-09-25 Сулейман Бари
Спасибо Богу за этот день!

25 сентября. История должна была курдам этот день. Как долго же ждал курдский народ этого исторического дня!..

Слова далекого друга

2017-09-23 Владимир Иванов-Ардашев
Слова далекого друга

Дорогие курдские друзья! В своей книге очерков "И останется Слово", упомянутой и на вашем сайте, я уже говорил, что являюсь не просто сторонником свободы Курдистана, но и уверен в скором провозглашении его государственности...

Курды сыграли решающую роль в разгроме бандформирований ИГИЛ и по праву требуют независимости

2017-09-23 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Курды сыграли решающую роль в разгроме бандформирований ИГИЛ и по праву требуют независимости

Трагические события "арабской весны" 2011 года и последующих лет привели к разрушению государственности Сирии, Ирака, Ливии, Йемена, погрузили эти страны на долгие годы в атмосферу гражданских войн...

Жребий брошен! Ни шагу назад!

2017-09-21 Анаре Барие Бала (Зердеште Кал)

Чем ближе дата референдума в Южном Курдистане, тем сильнее становиться истерия врагов курдского народа...

О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединённость

2017-09-20 Авигдор Эскин, actualcomment.ru
О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединённость

Предстоящий референдум в Курдистане всколыхнет не только Ближний Восток: в ближайшее время мир будет пристально обсуждать тему непризнанных независимых государств и территорий...

Поддержим курдский народ Ирака в его законных и неотъемлемых правах на собственное независимое государство

2017-09-17 Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Поддержим курдский народ Ирака в его законных и неотъемлемых правах на собственное независимое государство

Приближается время референдума в Иракском Курдистане. Зная настрой населения этого региона, его результаты просто предугадать: курды практически все проголосуют за независимость...

Референдуму — тотальная поддержка!

2017-09-10 Ибрагим Алиев, Kurdistan.Ru
Референдуму — тотальная поддержка!

На данном этапе, в преддверии референдума, никто не должен в СМИ, особенно на страницах Фейсбука, писать негативные статьи и унизительные реплики в отношении южного Курдистана и его президента...

Пришло время излечить многовековую рану

2017-08-27 Ахмед Апиев
Пришло время излечить многовековую рану

История курдского народа полна героических страниц борьбы за свою независимость. Этот народ за свою многовековую историю ради свободы, независимости своей страны никогда не сдавался...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Октябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party
Опросы
Считаете ли вы, что Иракскому Курдистану следует настаивать на создании независимого государства Курдистан?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях




Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика