KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Модест Колеров: России и Армении нужен независимый Курдистан

Просмотры2156Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифт
2009-09-01

regnum.ru Приведение межгосударственных отношений Армении и Турции к минимальному цивилизованному уровню неизбежно. И уже не зависит ни от судьбы Нагорного Карабаха, ни от признания или непризнания официальной Турцией факта геноцида армян в Османской империи.

Обретение независимости иракским Курдистаном также неизбежно - независимо от того, сколь далеко идущие планы связывают с этой независимостью США для наполнения газопровода NABUCCO или для "курдского сдерживания" Турции, Ирана, Сирии и вообще арабского мира. И сколь велико будет их внешнее сопротивление.

Блокада турецко-армянской границы будет снята, армянский транзит получит прямой выход на Балканы и в Средиземное море.

Независимый Курдистан - богатый ресурсами, но с небольшим демографическим потенциалом (в рамках нынешнего Ирака - от 4 до 7 млн. человек), станет новым "непотопляемым авианосцем" США. За границами нового государства останется около 30 миллионов курдов - в Турции, Иране, Сирии и Закавказье.

Значит ли это, что экономические последствия взаимного открытия границ и рынков между Турцией и Арменией просчитаны и признаны бесконфликтными? Что в адрес лоббистов этого в Вашингтоне завтра можно будет выставить сч¸т на гарантийное обслуживание этих последствий?

Значит ли, что, созданный политической волей США, Курдистан свед¸т государственную волю своего народа к обслуживанию их интересов?

Напротив: последствия деблокирования границы в Армении просчитаны плохо, а Курдистан станет самостоятельным игроком - на Большом Ближнем Востоке и на Большом Кавказе.

Теперь, когда Россия далеко, а в этой части континента на наших глазах происходит регенерация пространств Османской и Персидской империй, вступающие в межгосударственный диалог с Турцией Армения и Курдистан - исторически беспрецедентные новости. К таким новостям империи традиционно более готовы, чем национальные государства.

Турция вед¸т дело к созданию на территории страны курдской автономии, которая будет территориально непосредственно примыкать к независимому Курдистану. Перед Стамбулом стоит понятная геополитическая задача: управлять неизбежным - сдержать будущий ирредентизм - соединение курдских этнографических земель вокруг их нового государственного ядра. Несомненно, что в качестве одного из таковых факторов сдерживания Стамбул может рассматривать символическую деловую экспансию Армении на западные (курдские) территории страны, прямо эксплуатируя историческую "вражду" между армянами и курдами, ставшими в Западной Армении соучастниками геноцида.

Но в Турции и Курдистане есть гораздо более масштабная надежда на то, что разрыва с автономизирующимися курдами удастся избежать пут¸м решительной и равноправной интеграции независимого Курдистана в конфедерацию с Турцией, которая сохранит субъектность курдской автономии, государственность Курдистана - и сво¸ неоспоримое политическое, военное и экономическое лидерство в регионе, "достроенной" в постимперских пределах.

Очевидно, что такая конфедерация не только увеличит историческую изоляцию Армении - даже при открытых границах во все стороны света, но резко нарушит равновесие между Турцией и Ираном. Очевидно также, что главными жертвами того, как Иран будет восстанавливать равновесие с османской конфедерацией, гарантируя себя от курдской опасности и расширяя себе оперативный простор, станут Армения, Азербайджан и Туркмения. Армения будет обречена превратиться в столь неприятный для е¸ общественного сознания "форпост" - теперь уже Ирана. Азербайджану прид¸тся смириться с утратой Нагорного Карабаха, входящего в зону иранских интересов. Туркмении суждено будет подчинить свою "нейтральную многовекторность" ближайшему Ирану и дальнему Китаю.

В таких условиях открытая граница Армении с Турцией создаст избыточный материал для художественной и политической литературы о противоборстве на е¸ территории турецкой агентуры с иранской. Тыл Нагорного Карабаха будет обнаж¸н и, страшно сказать, во вс¸ большей степени гарантирован Тегераном.

И самое главное: в десятки раз превосходящая армянские экономику и потребительский рынок - турецкие экономика и рынок при открытой границе просто и быстро подавят, монополизируют потребительскую инфраструктуру Армении, уничтожив местный мелкий и средний бизнес, подчинив или замкнув в административных заповедниках бизнес крупный.

Как много раз говорилось, изменения конца ХХ - начала XXI века на политической карте региона обнажают старые, имперские конфликты и мозаики, вновь прокладывают естественные границы не глобального, а континентального имперского влияния, сложившегося в течение столетий войн, переселений и ассимиляций. Вновь проступают комплексы XIX века: национализма, протекционизма, милитаризма. Но одного только признания этой новой реальности - явно недостаточно.

Главное отличие современности от этого нового издания архаики - новые национальные государства, в том числе - на новом Большом Кавказе. И чтобы попросту не исчезнуть из географии, им следует не только идти в фарватере внешних, глобальных "урегулирований", но и строить свою национальную судьбу, исходя из балансов и противовесов внутри региона.

Россия, в 2000-е годы боровшаяся против враждебного "санитарного кордона" вокруг е¸ границ, который выстраивали глобальные игроки, нашла выход в перемещении "линии фронта" подальше от национальной территории, в фрагментации "кордона", диверсификации региональных систем безопасности, разрушении агрессивных коалиций, пытавшихся действовать непосредственно у е¸ границ. Интересы континентальной безопасности требуют от России новых эшелонов стабильности: вслед за Белоруссией и Молдавией она теперь должна сфокусироваться на Польше и Румынии, вслед за Абхазией и Южной Осетией - на Турции и Курдистане. Исторические связи России с курдскими национальными элитами - правящей и оппозиционной - сейчас гораздо важнее советских мемуаров об особых отношениях Брежнева с арабскими "интернационалистами". Ложная "геополитическая ответственность" за наследников Саддама Хусейна не должна останавливать Россию в осознании справедливости борьбы курдов за сво¸ государство.

Установление особых политических связей с Курдистаном, готовность к немедленному признанию его независимости после е¸ провозглашения - обязанность России. Обязанность - и в контексте е¸ отношений с Турцией, Сирией и Ираном: именно для качества этих отношений Москве важно иметь собственный, независимый диалог с курдистанскими властями и обществом, чтобы понимать возможности Турции и Ирана.

Независимая государственность курдов, также в сво¸ время переживших от турецких властей акты геноцида (и их подчин¸нная роль в несомненном преступлении 1915 года), позволяют и Армении отнестись к задаче исторического примирения с курдами-мусульманами не только с общественно-научных позиций, но и точки зрения государственных интересов.

Новый диалог Армении с Турцией делает армянство непременным участником будущих процессов в Турции, включая турецкую "демократическую инициативу" по обеспечению автономных прав курдов. Но сегодня это участие ещ¸ вариативно: оно может либо свестись к малоприятному превращению армян в "фактор сдерживания" турецких курдов, либо, напротив, придать им дополнительные возможности в случае "исторического примирения".

Прямой диалог Армении с Курдистаном крайне необходим ей и для того, чтобы не превратиться в объект реализации Ираном его законных опасений курдского ирредентизма. Как известно, опасения государств тем сильнее, чем меньше их элиты имеют подлинной информации о намерениях соседей. Сопоставимый государственный масштаб Армении и будущего независимого Курдистана делает их естественными партн¸рами на пространстве (не "шахматной доске"!) Большого Кавказа - и может сделать взаимными переводчиками.

Ещ¸ важнее их коренная геоэкономическая близость: они в равной степени лишены свободного выхода к морю и потому обречены строить динамические коалиции, сердцем которых является обеспечение свободы транзита и поэтому - особая ценность не только внешнеполитических гарантий, но и внутренних фундаментов военной безопасности.

Новый, независимый Курдистан слишком близок к интересам и проблемам Большого Кавказа, слишком неожиданно глубоко затрагивает интересы региональных сверхдержав и слишком близко повторяет столь знакомую для региона борьбу за государственное самоопределение (и кстати, тоже испытал этнические чистки и принудительную перемену этнодемографического ландшафта), чтобы его судьбу можно было безнаказанно проигнорировать. Тот, кто не хочет стать здесь пассивной фигурой в чужой игре на некогда родной "шахматной доске", будет строить свою стратегию, исходя из перспектив Курдистана.


уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифт
comments
другие возможности
KurdistanRuVideoNews Смотрите наш канал на YouTube KurdistanRuCollect
Translate our site
наша акция
Спасите Хасанкейф!

© 2000-2010 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.