KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Зороастризм

Просмотры1969Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифт
2009-11-25

Зороастризм - религиозное учение, распро-странивше­еся в 1-м тысячелетии до н. э. на северо-востоке Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Средней Азии. При­верженцы зороастризма именуются в различных текстах так­же маздаяснийцами, парсами, огнепоклонниками; мусульма­не дали им уничижительное прозвище «гебры». Название «зо­роастризм» связано с именем легендарного основоположни­ка религии - Зардушта (иначе Заратуштра, Заратустра; греч. - Зороастр). Полагают, что он был реальным историческим ли­цом и жил не позднее 7 в. до н. э. Древность возникновения и позднейшие гонения на приверженцев зороастризма при­вели к утрате многих его текстов. Сегодняшние исследовате­ли опираются, в основном, на наиболее известный сборник молитв, преданий и поучений-Авесту, записанный в 4-6 вв. За время своего существования зороастризм впитал космого­нические представления, существовавшие среди иранских пле­мен еще в эпоху индоарийской общности и в свою очередь способствовал возникновению новых идейных и религиозных систем: митраизма, манихейства, а также движения маздаки-тов. Зороастризм серьезно повлиял на раннее христианство и ислам, на верования курдов и народов Кавказа. В основе его вероучения лежит представление о «Мудром гос­поде» - Боге-творце Ахура-Мазде (отсюда - «маздаясний-цы»), создавшем все благое и полезное: свет, тепло, землю, животных, людей и растения. Цель жизни благочестивого зо-роастрийца - помогать «Мудрому господу», защищать и при­умножать его творения: поддерживать огонь, разводить скот, обрабатывать землю, заниматься строительством, ремеслом и торговлей; растить детей. Соперником Ахура-Мазды (иначе: Ормузд, Хормузд) выступает дух зла Анхра-Майнью (иначе: Ахриман), создавший холод, смерть, вражду, вредных живот­ных и насекомых и т. п. Зороастрийцы считают себя обязан­ными бороться с ними, чтобы удостоиться посмертной на­грады.

Силы природы, стихии и положительные качества персони­фицировались в роли сподвижников Ахура-Мазды или его проявлений - «Бессмертных святых» («Амеша Спента»): Boxy Мана - «Добрая мысль», Аша Вахишта - «Лучшая правда», Хшатра Варья - «Избранная власть», Спента Армаити - «Благочестие», Амеретат - «Бессмертие» и Хаурватат - «Це­лостность». В зороастризме сохранилось понятие «Высшей правды» (существовавшее еще у индоарийских племен) - Арты, подразумевающей чистоту человеческих помыслов и благородство поступков, «правильный образ действий». Прав­да противопоставлялась лжи, извращенности- Друдж, неотъемлемому качеству Анхра-Майнью. Чуждый идолопоклонству, зороастризм сохранил в ритуалах культ огня как воплощения доброго начала, символа Арты. Особым образом зажженный огонь поддерживался в зороас-трийских храмах столетиями, что породило еще одно назва­ние - «огнепоклонники».

Представления о душе и посмертном существовании отрази­лись в сказании о праведном Вирафе («Арда-Вираф-нама»), описывающем путешествие зороастрийского священнослужи­теля по загробному миру: возле «горы справедливости» есть мост Чинват, по которому переходят в рай только праведни­ки, а грешники падают с моста в бездну. Зороастрийское жречество (маги, мобеды) было наследствен­ным и пользовалось большим влиянием. Зороастрийцы не признают постов и смешанных браков, бытовые ограничения в их среде очень строги. После того, как Иран был завоеван арабами, начался постепенный переход населения в ислам.

К 12-13 вв. зороастрийское духовенство окончательно утра­тило былую власть, и часть его вместе с наиболее активными приверженцами переселилась в Северную Индию, где полу­чила название «парсы» (т. е. «выходцы из Фарса» - централь­ной иранской провинции).

Немногочисленные зороастрийские общины существуют и в наши дни в Йезде, Кермане, Бомбее, Карачи и некоторых дру­гих городах. Они сохранили свои обычаи и культуру. С пере­вода их богослужебных книг в 18 в. началось систематичес­кое изучение персидской доисламской литературы и языка эпохи Сасанидских царей (224-650), при которых зороаст­ризм был государственной религией Ирана.


уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифт
comments
другие возможности
KurdistanRuVideoNews Смотрите наш канал на YouTube KurdistanRuCollect
Translate our site
наша акция
Спасите Хасанкейф!

© 2000-2010 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.