KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Спасет ли Ирак от окончательного распада новый премьер?

Просмотры3093Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифт
2014-08-14
Спасет ли Ирак от окончательного распада новый премьер?

После длительных консультаций со всеми политическими блоками страны и фракциями парламента президент Ирака Фуад Маасум назначил 11 августа 2014 г. новым премьер-министром Хейдара аль-Абади, которому и поручил сформировать новое правительство.

Эта кандидатура была выдвинута от коалиции Национальный альянс, объединяющей все арабо-шиитские партии, в число которых формально входит и коалиция Государство закона, возглавляемая бывшим премьером Нури аль-Малики. Последний не согласился с этим назначением и попытался обжаловать его в Верховном суде, однако тот вынес вердикт не в его пользу. Тогда Малики призвал своих сторонников в Багдаде и других городах выйти на демонстрации и митинги протеста, была отмечена также повышенная активность силовых структур: появились новые патрули спецназа и блок-посты на важных перекрестках и выездах из города, однако до открытого военного переворота дело пока не дошло. Подавляющее большинство иракцев, изрядно уставшие от массового террора, состояния гражданской войны и коррупции госаппарата, с надеждой на перемены к лучшему смотрят уже на нового премьера.

Хейдар аль-Абади (Haidar Jawad Al Abadi) родился в 1952 году в Багдаде. Его отец — Джавад аль-Абади был известным столичным врачом и директором госпиталя, затем Главным инспектором министерства здравоохранения Ирака. Хейдар аль-Абади окончил Багдадский университет по специальности электронная инженерия и продолжил свое дальнейшее образование и работу в Великобритании. Докторскую диссертацию в области юриспруденции защитил в Манчестерском университете. Вернулся на родину лишь после свержения режима Саддама Хусейна в 2003 году и сразу возглавил политбюро Партии исламского призыва ("Ад-Даава"). Позже занял пост министра по связи и коммуникациям во Временном управляющем совете (правительстве) Ирака. В 2005 году был назначен советником премьер-министра Ирака в первом официальном правительстве. В том же году был избран депутатам федерального парламента и возглавил парламентский комитет по экономике, инвестициям и реконструкции. В 2013 году возглавил комитет по финансам, недавно был избран вице-спикером парламента.

Новый премьер-министр Ирака считается одним из наиболее авторитетных и образованных политиков умеренных взглядов среди арабо-шиитского большинства страны. Безусловно, длительное его проживание в эмиграции в Великобритании позволяет сделать вывод, что аль-Абади не чужды западные ценности. Однако, судя по первым заявлениям нового премьера, он приглашает к сотрудничеству в борьбе с международными террористами все без исключения страны. Скорее всего, это стремление аль-Абади продемонстрировать свою политическую равноудаленность от Вашингтона, Тегерана и Анкары, но не более того. Трудно себе представить, как бы могли взаимодействовать в Ираке войска США и Ирана или Турции и Ирана.

Также можно расценивать как дань вежливости и его высокие оценки деятельности своего предшественника аль-Малики на посту премьера: "он много сделал для Ирака и еще может принести пользу стране…". Очевидно, здесь сказалось и длительное сотрудничество аль-Абади с аль-Малики в шиитских политических блоках и правительстве.

Арабо-шиитское большинство будет и дальше оказывать свое влияние уже на нового премьера в его попытках найти баланс интересов шиитов с суннитами и курдами. Ни одну поправку в конституцию или новый закон аль-Абади не сможет провести, не заручившись согласием арабо-шиитского большинства в парламенте.  Вряд ли новый премьер  сможет сделать поворот на 180 градусов в своей внутренней политике и, скорее всего, вынужден будет проводить так непопулярную среди суннитов и курдов линию на ограничение их прав и свобод (вопросы федерализма, перераспределения доходов от нефти и т.п.). При таком варианте Ирак от распада будет удерживать все сложнее.

С назначением на высокий пост Х. аль-Абади уже поздравили руководители США, стран ЕС, Турции, Ирана, других стран и международных организаций, включая ООН. Похоже, что с его назначением и у заинтересованных иностранных государств появилась надежда сохранить Ирак как единое целое. Безусловно, потребуется значительное время, чтобы стабилизировать ситуацию в стране и на ее границах. Ведь сегодня 8 из 18 провинций Ирака находятся под контролем восставших суннитских племен и международных террористов в лице "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ). Просто так десятки тысяч хорошо вооруженных и оснащенных всем необходимым боевиков страну не покинут и оккупированные ими населенные пункты не оставят. Армия аль-Малики в панике разбежалась, боеспособность ее близка к нулю. Одними точечными ракетно-бомбовыми ударами ВВС США и Великобритании боевиков не победить, к тому же они смешались с местным населением и рассеялись по густонаселенным районам, а на наземную военную операцию в Ираке администрация Б.Обамы вряд ли решится.

Главной задачей нового премьера на первых порах может стать налаживание диалога с вождями суннитских племен и их религиозными лидерами, реабилитация невинно пострадавших в ходе кампании "дебаасизации" бывших рядовых членов ПАСВ (баасистов) и военнослужащих силовых ведомств времен Саддама Хусейна. Не просто будет новому правительству восстановить доверие к себе со стороны сотен тысяч пострадавших от политических чисток и репрессированных или вынужденных скрываться в соседних странах арабов-суннитов. Не решив задачи привлечения на свою сторону традиционно активных в политическом плане арабов-суннитов, Багдад не может рассчитывать на стабилизацию внутриполитической ситуации в стране.

Второй, не менее важной, политической задачей для центральных властей станет налаживание более тесного сотрудничества с курдами, реализация статьи 140 конституции Ирака и подписанных Н. аль-Малики Эрбильских соглашений, которые предусматривают поэтапное мирное решение вопроса об административных границах в районе города Киркук и ряде других, так называемых, спорных территорий на севере страны, принятие нового закона об углеводородах, определение правового статуса сил самообороны курдов (бригад "пешмерга").

Третье направление – это решение общих наболевших социально-экономических задач. Иракцы не понимают, почему граждане одной из самых богатых стран по экспорту нефти и газа в мире продолжают страдать от нехватки воды и электроэнергии, жилья, школ, больниц, разрушенных дорог, инфраструктуры? Почему десятки миллиардов долларов США перекачиваются в Вашингтон за поставки тяжелых вооружений и боевой техники, которая потом бездарно отдается в качестве трофеев в руки международных террористов? Непонятно вообще, с кем собирается воевать Ирак, ведь у него нет внешних врагов, а для борьбы с террористами нужно другое оружие, прежде всего, эффективные и хорошо оснащенные органы правопорядка на местах и поддержка властей всех уровней со стороны населения.

Четвертое, весьма важное, направление в деятельности нового премьера могло бы стать налаживание отношений с соседями и региональными центрами силами. Сегодня Ирак, объективно, превратился в арену вооруженной борьбы между суннитами и шиитами и задачей аль-Абади могло бы стать превращение Ирака в мост дружбы между ними. Почему бы новому премьеру не попробовать установить нормальные добрососедские отношения с Эр-Риядом, Дохой, Анкарой, не нарушая традиционно хороших отношений с Тегераном? Все предпосылки к этому имеются. Новый президент Ирана Х.Роухани совсем недавно посетил Турцию, где был весьма тепло принят, наметились постепенные подвижки в смягчении санкционного режима со стороны США и стран ЕС против Ирана.

Таким образом, преодоление затянувшегося правительственного кризиса в Ираке и смена руководства страны объективно создают условия для консолидации всех внутренних и внешних сил в борьбе с международными террористами и местными радикальными военно-политическими группировками. Однако, вряд ли можно рассчитывать на быструю и скорую победу Багдада в этом противостоянии. Ведь спонсоры ваххабитско-салафитских военно-политических группировок за рубежом пока не отказываются от своих планов использовать и дальше "джихадистов" в качестве передового отряда и ударной силы в борьбе с неугодными им правительствами и проиранскими шиитскими группировками в регионе. Да и Вашингтон явно предпочитает не уничтожать боевиков-исламистов, а лишь выдавить их на соседний театр военных действий — в Сирию, чтобы осуществить с их помощью маниакальную идею Белого дома — свергнуть во что бы то ни стало так ненавистный ему режим Башара Асада.

 

Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

Теги: Станислав Иванов, Ирак, Фуад Масум, Хейдар аль-Абади, Национальная коалиция, Нури аль-Малики, Саддам Хусейн, шииты, Исламское государство Ирака и Леванта, Исламское Государство, Баас, сунниты, Иракский Курдистан, Курдистан, пешмерга, Иран, Сирия



уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифт
comments
другие возможности
KurdistanRuVideoNews Смотрите наш канал на YouTube KurdistanRuCollect
Translate our site
наша акция
Спасите Хасанкейф!

© 2000-2010 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.