KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

"Что это? Российский паспорт?"

Просмотры4281Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифт
2015-12-02
"Что это? Российский паспорт?"

Наступление курдского ополчения на севере Ирака вынудило силы "Исламского государства" (запрещенная в РФ террористическая группировка) отступить вглубь страны. Однако под контролем исламистов остаются значительные территории страны. В том числе нефтяные поля, города, включая Мосул, с оставшимися там сотнями тысяч жителей и дороги. Так, в руках "Исламского государства" сейчас многие километры скоростных шоссе вокруг Мосула, связывающих между собой не только города севера Ирака, но и Иракский Курдистан с Турецким и в целом с соседней Турцией. Специальный корреспондент "Ъ" ЮРИЙ МАЦАРСКИЙ проделал путь из Иракского Курдистана до Стамбула.

Сообщение между Иракским Курдистаном и Турцией не прервано, но значительно затруднено. Машины идут в объезд, по проселочным дорогам.
— Ехать долго, это займет очень много времени,— девушка-продавец в транспортном агентстве в городе Сулеймания трижды пересчитывает пальцы на своей левой руке, для того чтобы не ошибиться в английском числительном.— До турецкой границы, а потом до Диярбакыра, где есть аэропорт,— 15 часов примерно. Но это минимум. Никто не может гарантировать, что удастся уложиться в это время.

В Иракском Курдистане продолжают работать два аэропорта — в Сулеймании и Эрбиле. Регулярные рейсы связывают север Ирака с Багдадом, Басрой, Дохой, Стамбулом и даже Лондоном и Мюнхеном. Но война в регионе порой вмешивается в работу аэропортов, и сообщение закрывается. В конце ноября самолеты не летали тут почти неделю, иракские власти ждали пусков российских ракет с кораблей в Каспийском море в направлении Сирии и на всякий случай вовсе закрыли небо. За пределы Ирака можно было попасть только автотранспортом по тем самым проселкам в объезд "Исламского государства".

Узкие грунтовые дороги, кое-где разбавленные бетонными или асфальтированными участками, буквально забиты грузовиками. Из Курдистана на восток, в Иран, и на север, в Турцию, они везут тысячи цистерн с нефтью, в обратном направлении не меньший поток машин доставляет курдам продовольствие и стройматериалы. Высокие цены на нефть — одного из основных источников дохода Курдистана — привели к строительному буму в регионе. Цены упали, но уже стартовавшие стройки доводят до конца. В Эрбиле растут настоящие небоскребы, современные офисные здания появляются в Киркуке и Сулеймании.

Грузовых машин так много, что глухие заторы образуются еще за несколько сотен километров до границы. Автобусы объезжают их по совсем уж третьестепенным дорогам, обычно представляющим собой едва заметную колею в каменистой земле. В ноябре в пустыне темнеет рано, и прокладывать объездные маршруты водителям помогают пассажиры, ищущие эту колею в свете экранов своих мобильных телефонов. Ошибка может быть фатальной: проселки часто проходят всего в паре десятков километров от передовых отрядов "Исламского государства", и поворот не туда не обещает ничего хорошего.

На иракско-турецкой границе пассажирский транспорт идет отдельно от грузового, в другой очереди. Она куда меньше, но несколько часов жизни отнимает.

— Сдавайте паспорта, отнесу их туркам,— командует водитель.— Что это? Российский паспорт? Турки разве не российский самолет сбили на днях? Думаю, твоему паспорту тут не очень обрадуются. Боюсь, из-за этого придется нам тут ночевать.

Но все оказывается не так страшно. Проверка занимает около двух часов, причем проводится заочно. Водитель, относивший пограничникам паспорта, приносит их и обратно уже со штампами, разрешающими въезд. Никто из представителей турецкой власти перед пассажирами так и не появился.
Вообще на российский документ реагируют нейтрально, ни вражды, ни симпатий не выражая.

— Мне все равно, русский или китаец, индус или бразилец. Все люди. Да, у наших стран сейчас не самые хорошие отношения. Но это дела политиков, а не нас с вами,— размышляет гостиничный менеджер Мустафа из Стамбула.— Зачем-то политикам надо поссорить нас. Но не факт, что это получится. Вот пусть Эрдоган с Путиным ссорятся, а мы будем друг к другу в гости ездить и бизнес вести.

Впрочем, в этом же разговоре, который состоялся за пару часов до объявления о скором прекращении Москвой безвизового режима с Турцией, Мустафа признался, что всего за два дня после гибели российских военных у сирийско-турецкой границы россияне отменили от 10% до 20% своих заказов на гостиничные номера.

Но российских туристов в Турции все еще много, да и не только туристов. Бизнесмены, когда-то называвшиеся челноками, тоже никуда не делись. Посолидневшие и разбогатевшие, они зарабатывают по большому счету тем же, чем и в начале 1990-х: покупают недорогую турецкую одежду, переправляют в Россию и продают на вещевых рынках и через торговые сети. Именно они являются основными клиентами целого квартала оптовых магазинов одежды в стамбульском районе Лалели. Продавцы тут почти все говорят по-русски и в уме переводят цену с турецких лир на рубли. На них новости про российские антитурецкие санкции, конечно, подействовали не самым лучшим образом. Продавцы еще растеряны и, надеясь на возможное потепление отношений, не торопятся с выводами и прогнозами. А вот россияне-покупатели, похоже, понимают, что разрыв экономических отношений — это надолго.

— Вы новую коллекцию все равно берите, она миленькая. Если не в Россию, то на Украину повезем или в Молдавию,— россиянка Лена, из тех самых первых челноков, не изменивших этому бизнесу, пришла в магазин к знакомым продавцам и со знанием дела ощупывает наряды на манекенах.
Сама она ничего покупать пока не собирается. Говорит, прежде чем брать оптовые партии, надо быть уверенной, что их пропустят через российскую границу, а если там уже все закрыто, то выстраивать логистику в другие страны, искать посредников и реализаторов, а уже потом покупать и отправлять джинсы и куртки.

Лена, которая последние 15 лет живет в Стамбуле, уверена, что для переориентации бизнеса на другие страны у нее достаточно и деловой хватки, и денег. Ну а тем, кто не накопил достаточно средств, бизнесвумен не завидует. Рассуждая о том, сколько денег может быть потеряно и как россияне будут обходиться без турецкой одежды и обуви, Лена со вздохом замечает, что выкарабкаться из нынешнего кризиса будет нелегко всем. И признается, что ей совсем не хочется искать новых партнеров в Одессе или Кишиневе взамен старых и проверенных, уже давно и успешно работающих в десятке российских городов.

Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Исламское Государство, Мосул, Турция, Турецкий Курдистан



уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифт
comments
другие возможности
KurdistanRuVideoNews Смотрите наш канал на YouTube KurdistanRuCollect
Translate our site
наша акция
Спасите Хасанкейф!

© 2000-2010 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.