KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Сирийцы оказались заложниками внешних сил

Просмотры7530Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифт
2022-07-22

Прошедший 19 июля 2022 года в столице Ирана Тегеране саммит так называемой Астанинской тройки (Иран, Россия, Турция) продемонстрировал неспособность или нежелание Анкары и Тегерана урегулировать сирийский кризис в интересах многострадального народа этой страны.

За дежурными протокольными и в общем-то правильными фразами совместного заявления по итогам очередной встречи глав государств в Астанинском формате скрывается ожесточенная борьба между региональными хищниками в лице Эрдогана и иранских аятолл за доминирование в Сирии и регионе в целом.

Принимая решение на привлечение властей Ирана и Турции к урегулированию сирийского конфликта в качестве посредников и гарантов безопасности российское руководство не учло коренные разногласия и противоречия между этими региональными державами в Сирии и их агрессивную внешнюю политику. 

Дело в том, что иранские аятоллы давно уже сделали ставку на безоговорочную поддержку в Дамаске представителей арабо-алавитского меньшинства САР во главе с кланом асадов. В свое время в Тегеране признали сирийских алавитов (10 % населения страны) шиитской ветвью ислама со всеми вытекающими из этого последствиями (тесный военно-политический союз и т.п.). Естественно, что по мере концентрации власти и бизнеса в руках алавитов и их все более тесного сближения с Ираном среди арабо-суннитского большинства страны (80 % населения) нарастали оппозиционные настроения, которые и вылились в ходе "арабской весны" 2011 года в восстание против правительства Асада. Национальные меньшинства (курды, туркоманы, другие) также поддержали общее антиасадовское движение. В ходе последующей гражданской войны в стране возникли и радикальные исламистские группировки типа ИГИЛ, "Джабга ан-Нусра", "Гейят тахрир аш-Шам" (запрещены в РФ), другие. 

Чтобы спасти оказавшийся на грани краха режим Асада иранские аятоллы оказали ему срочную военную помощь, направив в Сирию не только военных советников и специалистов, но и боевиков КСИР, ливанской "Хизбаллы", наемников-шиитов из Афганистана, Пакистана, Йемена, Ирака, палестинцев, других. Позже для борьбы с силами международного терроризма подключились ВКС РФ, международная коалиция во главе с США. 

Правительству Асада удалось отстоять Дамаск и со временем установить контроль над двумя третями территории САР, где осталась примерно треть от довоенного населения страны. Большая часть сирийцев сегодня проживает на неподконтрольных Дамаску территориях (северо-запад, север, северо-восток) и в лагерях беженцев в сопредельных государствах (Турция, Ливан, Иордания, Ирак, другие). Лига арабских государств исключила асадовскую Сирию из своего состава, западные страны ввели против Дамаска жесткий санкционный режим, утверждая, что правящий в Дамаске режим антинародный. Поэтому положение оставшихся под Асадом сирийцев довольно сложное, они испытывают трудности в снабжении продуктами питания, медикаментами и предметами первой необходимости, нарушены системы электро и водоснабжения, репрессии против сторонников оппозиции не прекращаются.

Иранские аятоллы рассматривают асадовскую Сирию как важное звено в своих стратегических интересах в регионе. Для них крайне важен транспортный коридор: Иран – Ирак – Сирия – Ливан – порты Средиземного моря, а также плацдарм, с которого можно угрожать Израилю. Тегеран выделяет ежегодно 8-10 млрд долларов из госбюджета в качестве финансовой помощи Дамаску, которая идет в основном на содержание силовых структур Асада и иностранного шиитского легиона.

Эрдоган изначально оказался по другую сторону "баррикад" и с началом "арабской весны" сделал ставку в Сирии на вооруженную оппозицию и исламистов типа "Братьев-мусульман". Длительное время турецкие власти поощряли и деятельность террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ). Анкара ставила себе целью свержение Асада любым путем и лоббирование прихода к власти в Дамаске протурецкого правительства во главе с умеренными исламистами. Вмешательство Ирана и России на стороне Асада в сирийский конфликт нарушило планы Эрдогана, и он под предлогом борьбы с терроризмом осуществил несколько военных операций на севере САР, поддержав отступавшие отряды оппозиции и разношерстные исламистские группировки типа "Джабга ан-Нустра", "Гейят тахрир аш-Шам" и другие. В результате, турецкие войска оккупировали значительные территории северной части Сирии (провинции Идлиб, Алеппо, Хасеке, Ракка), а в захваченном административном районе Африн провели этнические чистки курдского населения, сотни курдских ополченцев и мирных граждан были убиты и ранены, десятки тысяч вынуждены были спасаться бегством в другие районы Сирии и соседний Ирак. 

Эрдоган обвиняет Асада в государственном терроризме и гибели около миллиона сирийцев, заявляет, что подконтрольные ВС Турции районы Сирии никогда не вернутся под юрисдикцию Дамаска. Анкара создает так называемый 30-километровый пояс безопасности вдоль всей турецко-сирийской границы на сопредельной сирийской территории, а на захваченных плацдармах строит альтернативное Асаду государство (органы региональной и муниципальной власти, вооруженные силы, службы безопасности, полиция и прочее). Все это сопровождается вывешиванием турецких флагов, вывесками на турецком языке, введением его в обучение в школах, а также заменой сирийского фунта на турецкую лиру. Турецкие власти планируют построить до 200 тысяч новых домов на севере Сирии и переселить в них свыше миллиона сирийских беженцев из лагерей временного проживания в Турции.

Таким образом, цели и задачи Ирана и Турции в Сирии не просто не совпадают, а прямо противоположны. Тегеран стремится продлить существование режима Асада как можно дольше, а Анкара делает все, чтобы сместить его. Эрдоган опирается на арабо-суннитское большинство САР и исламистов, пользуется поддержкой в этом вопросе Лиги арабских государств, США, других западных стран и Израиля. По его мнению, любые свободные и демократические выборы в Сирии приведут к смене власти в Дамаске на лояльных Турции лидеров арабов-суннитов. Понимают это и в Тегеране, поэтому всячески поощряют саботаж Асадом всех мирных инициатив, отказ от участия в переговорах с оппозицией в Женеве, диалога с лидерами курдов, обсуждении текста новой конституции страны в рамках конституционного комитета и т.д. 

Иранских аятолл и окружение Асада вполне устраивает сложившееся патовое положение в стране: "ни мира, ни войны". Они не теряют надежды рано или поздно добиться вывода небольшого контингента ВС США с Восточного берега реки Евфрат, разоружения курдских ополченцев и отрядов арабских племен Заевфратья, ликвидации курдской автономии "Рожава", взятия под контроль нефтегазовых объектов на северо-востоке страны. 

Вслед за этим правительственные войска при поддержке Ирана могут попытаться продолжить наступательные действия на северо-западе страны в провинции Идлиб и поставить вопрос об освобождении САР от турецкого военного присутствия. Насколько такие планы реальны - покажет время. Сам Асад не исключает при благоприятном для себя развитии событий и установлении контроля за всей территорией страны проведения очередных парламентских и президентских выборов, но уже сейчас заявляет, что беженцы (7 млн), перемещенные лица (4-5 млн), бывшие боевики вооруженной оппозиции, исламисты разных мастей лишены избирательных прав и не смогут участвовать в выборах. Расчет делается на то, что в условиях сохраняющегося военного положения режим сможет организовать и провести выборы в нужном для себя ключе, а население на подконтрольных Асаду территориях проголосует как надо властям. 

При таком антагонизме между Анкарой и Тегераном в САР говорить о перспективах мирного урегулирования сирийского конфликта с их помощью нонсенс. Надо признать, что Астанинский формат оказался неудачной попыткой приблизиться к миру в Сирии. Вряд ли и межсирийские переговоры под эгидой ООН в Женеве удастся реанимировать в условиях обострения отношений между Россией и другими членами Совета Безопасности ООН. Скорее всего, придется смириться с тем, что искусственно созданное по мандату Лиги наций Францией на осколках Османской империи сирийское государство оказалось нежизнеспособным. Внутренние противоречия национального и конфессионального характера при активном военном вмешательстве иностранных государств (Иран, Турция, США, РФ) привели к распаду САР на три враждебных анклава (проиранский, протурецкий, проамериканский). Не исключено, что сложившийся на сегодня статус-кво сохранится надолго. Никто из внешних сил не хочет уступать своих позиций, а сирийцы стали заложниками их амбиций и претензий на лидерство в регионе.


Независимый эксперт по Ближнему Востоку, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович 



уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифт
comments
другие возможности
KurdistanRuVideoNews Смотрите наш канал на YouTube KurdistanRuCollect
Translate our site
наша акция
Спасите Хасанкейф!

© 2000-2010 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.