Вадим Макаренко kurdistan.ru
В середине января 2010 года, меньше, чем через десять недель в Ираке должны пройти выборы федеральных органов власти. Это срок, предусмотренный конституцией Ирака. И важно, что, хотя и с трудом (были трудные и затяжные переговоры, связанные с позицией федерального правительства по порядку выборов в Киркуке), но политическим партиям Ирака удалось его соблюсти.
Это первые выборы такого уровня после того, как США передали контроль за безопасностью в стране в руки федерального правительства, а двусторонние отношения регулируются договором безопасности. Ирак – не Афганистан, где фактический срыв выборов не сильно сильно изменил тупиковую ситуацию, здесь необходимы выборы, которые население признает справедливыми.
Ирак вступил в важнейшую фазу своего политического развития, которая должна, в конечном итоге, либо привести к появлению новой страны – действительно федеративного, демократического Ирака, либо станет очевидной нежизнеспособность нынешнего политического устройства Ирака.
Долгая задержка с принятие закона о выборах могла поставить под вопрос сроки вывода американских войск из Ирака. Вывод американских войск должен начаться через 60 дней после проведения выборов. Предполагается, что выборы пройдут успешно.
Уже завершилась регистрация политических коалиций. И видно, что в Ираке происходит сплачивание и укрупнение политических группировок. 16 ноября, в понедельник, закончится регистрация независимых кандидатов. Сейчас в Ирак 19 млн избирателей, которым престоит избрать депутатов на 323 места в федеральном парламенте. В их числе 3 млн граждан, которые получили это право после выборов 2005 года. Планируется по всему Ираку создать 52 тысячи избирательных участков, на подсчет результатов голосования на которых уйдет, по оценкам, несколько дней. 15 января пройдет голосование для сил безопасности, которые будут предельно заняты в сам день выборов.
В преддверии выборов принимаются меры обеспечить стабильность, не допустить срыва выборов. Особое опасение у правительства вызывают сторонники Муктады эс-Садра, которые контролируют огромный район в самом Багдаде, где их более 2,5 млн., и способны доставить властям много неприятностей своими действиями.
Большой вопрос, удастся ли нынешнему главе правительства Нури эль-Малики (во главе правительства с мая 2006 года), добиться нового срока премьерства. Вопрос не только в том, удастся ли ему обеспечить стабильность на период выборов, а в реальном соотношении политических сил. Нури эль-Малики идет на выборы под лозунгом подготовки Ирака к выводу из страны американских боевых частей к концу августа 2010 года, а, согласно соглашениям, последний американский солдат должен покинуть Ирак к концу 2011 года. Естественно, что он попытается убедить народ, что эта задача по плечу только нынешнему правительству. Но стоит вспомнить, что правительство эль-Малики стало результатом долгого торга и компромиса после выборов 2005 года.
Кроме того, на этот раз Нури эль-Малики во главе коалиции, включающей шиитские и суннитские группировки, основой которой является центристкая шиитская партия «Дава», предстоит столкнуться в борьбе за кресло премьер-министра с объединенными силами двух других мощных шиитских партий – партии сторонников Муктады эс-Садра и партии «Высший исламский совет Ирака», которые идут на выборы в одной коалиции.
В связи с тем, что вряд ли какая-либо из коалиций получит подавляющее преимущество, на завершающем этапе послевыборных переговоров немало будет зависеть и от решающего голоса курдов, поскольку именно их поддержка, а курды - это до трети голосов, будет решающей для любого из шиитских блоков.
Это по сути было признано федеральным правительством, уступившем в давлении на курдов в Киркуке, где выборы пройдут не по специальным временным схемам, а по конституции Ирака, на чем и настаивали курды. Правда, этим выборам будет уделено особое внимание, чтобы не допустить нарушений избирательного законнодательства.
Уступка правительства в этом вопросе, открывшая путь для принятия закона о выборах и для их проведения в январе 2010 года, как и строгое следование статье 140 Конституции Ирака, в которой заложена дорожная карта для Киркука, может стать условием и основой послевыборного диалога, в котором и будет решаться, кто получит право сформировать новое правительство Ирака.