Ян Рунов, svobodanews.ru Власти Ирака подозревают боевиков "Аль-Каиды" в причастности к взрывам в Багдаде, которые унесли жизни 127 человек, свыше 500 ранены. Взрывы произошли во вторник рядом с несколькими государственными учреждениями. Это третье крупное нападение в иракской столице с августа месяца.
За осложнением ситуации в Ираке с беспокойством следят в Соединенных Штатах Америки, хотя в Вашингтоне предвидели, что действия противников стабилизации активизируются по мере приближения парламентских выборов. Американские и иракские военачальники предупреждали о росте террористической активности с приближением парламентских выборов. На прошлой неделе Организация объединенных наций предложила провести выборы в Ираке как можно скорее, например, 27 февраля.
В связи с разногласиями внутри иракского правительства по поводу даты выборов ООН и Соединенные Штаты пытались склонить конфликтующие фракции к компромиссу. Для Соединенных Штатов очень важно, чтобы выборы состоялись и прошли относительно гладко, ибо от этого во многом зависит осуществление плана вывода американских войск. Американское командование не намерено сокращать нынешний контингент (115 тысяч американских солдат) в течение 60 дней после выборов. Затем начнется вывод войск. К концу августа должны быть выведены основные части. Останутся еще на какое-то время 50 тысяч солдат. С другой стороны, американское командование может внести некоторые изменения в план, ибо до конца весны будущего года график вывода войск остается пунктирным.
По словам командующего американскими войсками в Ираке генерала Одиерно, предстоящие парламентские выборы станут первыми общенациональными выборами, которые будут проводить исключительно сами иракцы. Он предупредил, что теракты могут активизироваться накануне, во время и сразу после выборов. Недавние теракты были, судя по всему, предупреждением правительству Ирака и желанием сорвать политический процесс в стране. Вот как видит ситуацию в Ираке американский политолог, научный сотрудник вашингтонского фонда "Наследие" Джеймс Филипс:
- Судя по всему, "Аль-Каида" в Ираке и, вероятно, некоторые другие группировки пытаются вбить клин между правительством и народом накануне выборов. Они намерены обострить напряженность между тремя основными религиозно-этническими группами – шиитами, суннитами и курдами и этим подорвать доверие к иракскому правительству.
- Может ли обострение ситуации в Ираке заставить Соединенные Штаты изменить планы вывода своих войск?
- Иракцы не хотят видеть американских солдат на улицах своих крупнейших городов. Я думаю, что Соединенные Штаты будут придерживаться намеченного плана. Однако многое будет зависеть от правительства Ирака. Если правительство не обратится к Америке за военной помощью, не попросит задержаться после выборов более чем на 60 дней, то боевые части американского контингента будут выведены до конца августа. После этого, в соответствии с американо-иракским соглашением, американские войска будут играть в Ираке второстепенную роль.
- Каков сейчас, по-вашему, баланс сил в Ираке?
- Думается, премьер-министр аль-Малики остается ведущим политическим лидером, но продолжающиеся напряженные отношения между курдами и арабами-суннитами, а также оппозиция правительству со стороны некоторых шиитских групп, препятствуют попыткам премьер-министра создать более широкую правительственную коалицию. Но если курды более монолитны, то в рядах как суннитов, так и шиитов действуют враждующие фракции, не говоря уже о напряженности и даже враждебности в отношениях шиитов и суннитов. Результаты всего этого мы видим в спорах относительно даты выборов. С февраля их перенесли на март. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в любом случае выборы должны пройти в первой половине года.