radiorus.ru
Почему за Косово, Южную Осетию или Нагорный Карабах должен кто-то решать, быть ли им независимыми? - спрашивают наши слушатели. - И разве желание народа развиваться самостоятельно - не самодостаточное основание для обретения независимости?
ВЕЛЛЕР: Речь идет о том, что в сегодняшнем цивилизованном мире существует два основополагающих принципа, которые никак не увязываются друг с другом. Оба священны до ужаса. Один из них - священное право наций на самоопределение: только сам народ может решать, какое ему создавать себе государственное устройство, входить ли в какое-то другое государство или жить самостоятельно, - ему никто не смеет указывать.
Второй принцип - это принцип священной нерушимости существующих государственных границ: если они уже есть, то все договорились их признавать священными и нерушимыми. И вот тогда получается: в Басконии, Каталонии, Испании существует народ басков; вполне старинный народ, который уже много десятилетий через своих бойцов-боевиков, националистов и террористов пытается воевать за независимость и выход из Испании. Баскские террористы, которые подбрасывают бомбы и взрывают поезда, объявляются преступниками, их отлавливают и сажают в тюрьмы, убивают в перестрелках. И никто Басконию выпускать из Испании не собирается, потому что существует принцип священной нерушимости границ.
Если бы, конечно, в Стране басков провести полный референдум, честный и объективный... Но это не представляется возможным; и испанский парламент этого не хочет, да и как еще террористы могут повлиять на голосование... Вот так все и есть, аналогично со всеми сравнительно небольшими территориями и народами, которые входят в состав какого-то государства, а иногда и нескольких государств.
Еще пример: существуют курды. Простите великодушно, я не помню, какова численность этого народа, но порядок цифр - десять миллионов: может, шесть, а может, и двадцать, - не помню. А Курдистан разделен между Турцией, Ираком и, если не ошибаюсь, в Иран (то-бишь в Персию) тоже немного входит. И курды много десятилетий борются за создание собственного национального государства. Саддам Хусейн в свое время травил газами целые курдские селения; их ловят, сажают пожизненно, убивают в перестрелках, и никто не собирается отрезать от своей территории кусок и сказать: дорогие курды, это ваша земля; живите на ней.
Точно то же самое - и с Абхазией, и с Южной Осетией, и со всеми на свете. Потому что большие страны переделили мир после Второй мировой войны, и главные товарищи - товарищ Рузвельт, товарищ Сталин и товарищ Черчилль. Вот как они мир поделили, так он приблизительно до сих пор и существует, потому что все опасаются "принципа домино": сначала выйдут одни, потом - другие, затем - третьи... А потом все рассыплется...
Потому что в 1914-м вся Европа состояла из нескольких огромных государств: Германия, Австро-Венгрия, Турецкая империя, часть которой считалась Европой (в конце концов, вся Южная Европа была турецкой). Все это начало рассыпаться на части с 1917-го года, и продолжает мельчать и мельчать. Австро-Венгрия рассыпалась на десяток государств, а вот недавно Чехословакия стала Чехией и Словакией. И если все рассыплется, - эдак и Англия у нас развалится на Шотландию, Уэлльс и, собственно, неизвестно что еще.
Вот поэтому решено по возможности "не пускать", хотя относиться к вопросу гуманно и забалтывать его десятилетиями. И вообще как всегда: кто сумел отвоевать себе свободу - тот сумел, а кто не сумел - тот не сумел. И хотя ныне говорят, что у нас гуманно и справедливо как никогда, суть остается той же самой...