"Нью-Йорк Таймс" Четыре месяца назад, без лишней помпы, Государственный департамент направил старшего дипломата, Алана Мисенхеймера, жить в спорном иракском богатом нефтью городе Киркуке.
Для администрации Обамы, который надеялся уйти от повседневного участия в беспокойной политике Ирака, это было умное, хотя и запоздалое, решение. Это было признание того, что ожесточенные разногласия между курдским региональным правительством Ирака и арако-шиитским центральным правительством - из-за земли, нефти и пределов власти центрального правительства - это самая опасная линии разлома на сегодня в Ираке. Кроме того, было признание того, что если эти конфликты должны быть урегулированы, или по крайней мере удержаться от разжигания в новую гражданскую войну, это должно быть благодаря ловкому и устойчивому американскому участию.
Курды и арабы претендуют на Киркук. Это затрудняет, иногда парализует, федеральные решения, в том числе вопросы, касающиеся недавно принятого закона о выборах. Референдум по вопросу о будущем Киркука, необходимый по иракской конституции, неоднократно откладывалось из-за страха Багдада о том, что он перейдет под официальный контроль курдов.
В июле, курды пришли к опасной близости от проведения референдума по вопросу о региональной конституции, которая в одностороннем порядке утверждала контроль над Киркуком. (Избирательная комиссия Ирака, заявившая, что у нее нет времени, чтобы включить вопрос в курдские бюллетени, и вице-президент Джо Байден, который имеет давние связи с курдами, призвали курдов отложить референдум.)
Был также военный спор - но к счастью, не дошедший до реального конфликта - между курдскими и арабскими войсками. Суннитские арабские экстремисты, связанные с "Аль-Каидой" стремятся использовать эту напряженность.
Ситуация не может быть предоставлена сама себе. Вашингтон должен дать ясно понять, что не примет отделение курдов или захват курдами Киркука, что то или другое будет означать конец американской поддержки. Багдад должен в духе доброй воли вести переговоры по поводу спорной территории, и обеспечить, чтобы курды получили справедливую долю от нефтяных доходов. Но курды должны отказаться от любой мечты о контроле за всеми доходами от продажи нефти в регионе. По оценкам США, в Курдистане 10-15 процентов запасов Ирака, в то время как в районе Киркука нефть занимает целых 25 процентов.
После окончания войны в Персидском заливе, Вашингтон был главным покровителем курдов, защитником, и порой помощником.
Для защиты курдов от Саддама Хусейна, НАТО ввело бесполетную зону над северным Ираком и помогло курдам строить там свою автономную область - виртуальное государство в государстве, широко известный как Курдистан.
В ходе американского вторжения 2003 года, администрация Буша поддержала курдскую милицию, пешмарга, и позволила им выйти за пределы региональной границы 1991 года.
Курдское правительство, которое официально контролирует три провинции, также претендует на ряд городов и селений на территории, втрое превышающей территорию в региональных границах. Эти требования стали более настойчивыми с тех пор, как как президент Обама назначил август 2010 как крайний срок для вывода войск.
Всего лишь за восемь месяцев до этого, американские должностные лица - в Ираке и в Вашингтоне - очень много работали, чтобы снизить напряженность между курдами и остальной части Ирака. Вот некоторые из наиболее актуальных вопросов:
ВЫБОРЫ 2010 Потребовалось значительное американское "выкручивание рук", чтобы заставить иракцев отказаться от своих споров (в том числе относительно того, кто может голосовать в Киркуке), и принять закон о парламентских выборах, намеченных на март. Выборы являются ключевым испытанием становления демократии в Ираке и необходимым условием вывода в соответствии с графиком американских войск. Американские официальные лица должны потребовать от иракских политиков, чтобы они избежали предвыборной риторики с элементами абсолютизма по этническому признаку. что усложнит сделки после выборов.
После выборов 2005 года иракцы в течение месяца договаривались о правительстве. Эксперты ожидают, что курдские лидеры потребуют связанные с Киркуком уступки в качестве платы за сделку в выборах премьер-министра и депутатов. Политическая система Ирака является сильной но в этой критической фазе, американские чиновники все еще должны быть готовы задобрить, и, если необходимо, оказать давление на иракцев с целью заставить их сформировать правительство и двигаться вперед.
КИРКУК. Десятилетия ужасных злоупотреблений со стороны Саддама Хусейна - в том числе убийство газом тысяч курдов в 1988 году в Халабдже - довели до крайней степени курдское недоверие и неприязнь. Саддам вынудили тысячи курдов и других меньшинств покинуть регион и заселил его арабами. Это вовсе не делает обязательным, чтобы курды получили более десятка спорных городов и деревень в трех приграничных провинциях: Киркук, Дияла и Ниневия
Наиболее спорным является многонациональный город Киркук и окружающая его провинция. (Курдское правительство пытается укрепить свои претензии путем поощрения приезда туда большого числа курдов.) В апреле Организация Объединенных Наций информировала иракских должностных лиц, составив по этому вопросу доклад с изложением возможных решений, в том числе предложение о том, чтобы Киркук стал автономной областью в ведении курдов, арабов и туркменов,
Учитывая распаленную атмосферу, доклад так и не были опубликован, и американские чиновники решили, что до выборов не было шансов на серьезные переговоры. После этого, они должны быстро оказать нажим на все стороны с призывом создать надежный процесс разрешения спора.
Если сделка по Киркуку окажется невозможной, все три правительства - Багдад, курды и Вашингтона - должны рассмотреть период внешнего управления, может быть, под руководством Организации Объединенных Наций. Референдум должен только ратифицировать решение, достигнутое путем переговоров.
Мосул и другие горячие точки провинция Ниневия. Курды являются сильным меньшинством, но после того, как сунниты бойкотировали в 2005 провинциальные выборы, курды получили контроль над правительством. Еще до того, курдское региональное правительство стремилось создать "факты на местах", передав во многих деревнях обеспечение безопасности офисов и контрольно-пропускные пункты в ведении пешмарга.
Положение в Ниневии резко изменилось в этом году, когда сунниты приняли участие в провинциальных выборах и получила большинство мест в Совете. Затем они сняли Курдский блок, который занял второе место, со всех постов. С тех пор напряженность продолжает расти.
Соединенные Штаты и Организация Объединенных Наций должна активизировать посреднические усилия. Контролируемые арабами региональные органы власти должны дать курдам и другим меньшинствам законную долю власти. Курдские милиционеры должны быть интегрированы в федеральную армию и региональные подразделения полиции. В прошлом месяце, Хьюман Райтс Вотч обвинила курдские власти в спорных провинциях в том, что они применяют запугивания, аресты и угрозы в отношении меньшинств, которые противятся курдским планам экспансии.
НЕФТЬ Существует множество историй по поводу территориальных споров, но на карту поставлено и много денег. За два года, центральное правительство не приняло два важных закона - один, устанавливающий правила для управления нефтяными ресурсами и другой, фиксирующий формулу распределения нефтяных доходов между Багдадом и регионами.
Ирак продолжает экспортировать нефть, но без юридической основы для нефтяных контрактов, он не может надежно привлекать иностранных инвесторов для расширения производства. Регионы, включая Курдистан, уже получают долю от нефтяных доходов. Однако недоверие со всех сторон очень жестокое.
Курды оспаривают контроль Багдад путем заключения более 30 нефтяных контрактов, и они довели спор в октябре до прекращения экспорта нефти из Курдистана, пока Багдад не уберет насосы международных компаний из этого региона. Центральное правительство, которое получает доходы от продажи нефти, отказался платить за нефть, поскольку считает, что контракты подписанные с Курдистан, является незаконным. Администрация Буша никогда не нажимала на иракцев достаточно упорно, чтобы заставить их урегулировать вопрос о нефти, и администрация Обама не сделал ничего лучшего. Решения путем переговоров, возможно, связанное с Киркуком, должны быть приоритетом, чтобы дать иракским этническим группам больше определенности в отношении своей доли ресурсов, и для смягчения фурий, которые все еще могут разорвать страну на части.
ОРУЖИЕ. Прежде чем Соединенные Штаты могут уйти из Ирака, оно должна продолжить наращивание армии Ирака. Для этого они должны будут продать или отдать свою лучшую технику, включая танки. Ирак должен быть в состоянии защитить себя в опасном регионе. Но любое наращивание неизбежно будет разжигать курдские опасения, что они могут стать мишенью. Вашингтону придется поставлять оружие осторожно и настаивать на гарантиях, что это оружие никогда не будет повернуто против любых иракцев.
Иракские политические лидеры должны найти пути решения этих проблем как можно быстрее. Администрация Обамы должна работать над тем, чтобы проложить путь для соглашения, теперь, когда ее дипломатической мускулы еще усилены войсками на местах.
Основная цель Америки должна быть - упорядоченный вывод, который оставляет Ираку шанс оставаться единым, суверенным и демократическим. Вашингтон имеет сильные претензии на курдское сотрудничество, необходимое для достижения этой цели.
Ирак, курды и американцы
1777 | 0 |