НиязКиркукиПо их устным традициям, курдские евреи являются потомками евреев из Израиля и Иудеи, высланных ассирийскими царями. Несколько ученых, которые исследовали евреев Курдистана склонны считать эту традицию по крайней мере, частично реальной, и можно с уверенностью предположить, что курдские евреи включают, среди прочего, некоторых потомков древних еврейских изгнанников, так называемые исчезнувшие десять колен. Христианство было успешным в этой области, отчасти потому, что она была заселена евреями, и было принято в этом регионе без особых проблем. Первое существенное доказательство еврейских поселений в Курдистане находится в сообщениях двух еврейских путешественников по Курдистану в двенадцатом веке. Их показания свидетельствуют о существовании большой, хорошо организованной и процветающей еврейской общины в этом районе. Представляется, что в результате преследований и страха перед приближающимися крестоносцами, многие евреи из Сирии и Палестины бежали в Вавилонию и Курдистан. Евреи Мосула, крупнейшего города с еврейским населением около 7000 человек, пользовались определенной степенью автономии, и местные эксилархи (руководители общин) имели свои тюрьмы. Из налогов, выплачиваемые евреями, половина отдавалась им и половину (нееврейским) губернаторам. Один рассказ касается Давида Арлой, мессианского лидера из Курдистана, который восстал, хотя и безуспешно, против царя Персии и планировал вернуть евреев из изгнания и повести их в Иерусалим.
Стабильность и процветание, однако, продолжались недолго. Позднейшие сообщения путешественников, а также местные документы и рукописи, показывают, что Курдистан, за исключением нескольких коротких периодов, серьезно пострадал от вооруженных конфликтов между центральным правительством в Турции и местными племенными вождями. В результате, мусульманское, а также еврейское и христианское население сократилась. Во многих местах, где ранее было большое еврейское население, оно сократилось до нескольких семей, или вообще исчезло. Американский миссионер Асаил Грант посетил в 1839 году важный город Амади. Он обнаружил, что все жители едва ли занимают 250 из 1000 домов, остальные были разрушены или непригодны для проживания. В более поздние времена в Амади жило лишь около 400 евреев. Нерва, некогда важный еврейский центр, был подожжен разгневанным вождем незадолго до начала Первой мировой войны, уничтожившим, среди прочего и синагоги, и все свитки Торы в нем. В результате, за исключением трех семей, все евреи бежали из города и разбрелись в другие места, такие, как Мосул и Захо. В современную эпоху, последний был одним из немногих мест в Курдистане со значительным еврейским населением (около 5000 в 1945 году).
Евреи в Курдистане
1819 | 0 |