Дилан Ари kurdistan.ru Справка. Сирийские курды насчитывают около 3 миллионов человек и проживают в трех провинциях: аль-Джазира, Кубан и Африн. Кроме того, немалое количствок курдов есть в Дамаске, где курдский квартал образовался еще во времена Саладина, Алеппо, Рака и других крупных хородах. Если во времена французского мандада и первые годы после приобретения независимости курды пользовались относительным равноправием, то с приходом к власти партии Баас началась резко антикурдская политика. В начале 60-х годов офицер национальной безопасности, служивший в провинции Аль-Хассака, Талаб Гилаль, разработал проект с рекомендациями по борьбе с "курдским народом". Фактически, вся дальнейшая политика баасистского режима вплоть до наших дней представляла собой реализацию плана Гилаля. По этому плану предполагалось, в частности, выслать курдов на расстояние 10 км от турецкой и иракской границы и создать там "арабскии пояс", для предовтарщения контактов курдов с сотечествениками в других странах а именно Турция и Ирак, а также для изменения демографической ситуации; экономически дискриминировать курдские районы, не создавать в них ни производства, ни высших учебных заведений, с тем, чтобы их жители покидали их для работы и учебы в другие регионы и страны; проведения работы с целью внесения раскола в среду курдского общества и курдских партий; по возможности лишить гражданство курдское население в этих районах, объявив его переселенацами из Турции; не принимать курдов в военные училища, в высшие государственные учреждения, запретить разговор в государственных учреждениях и школах на курдском языке. Запретить регистрировать детей под курдскими именами; переименовать курдские деревни и города по-арабски.
в 1960 году в городе Амуда в кинотеатре, в котором были собраны 300 курдских школьников для просмотра фильма про борьбу в Алжире, произошел пожарь, при чем все дети погибли, так как выходы из кинотеатра были заперты. Курды уверены, что пожар был инспирирован спецслужбами.
В октябре 1962 года в Сирии была проведена так называемая "чрезвычайная перепись", и при чем жители курдских районов, не предъявившие налоговых квитанций, доказывающих давность их проживания, лишались гражданства. Так как многие не хранили этих квитанций на протяжении десятилетий, то в результате гражданства были лишены 130 тысяч человек из менее чем 500 тысяч сирийских курдов. Эти люди и их потомки поныне вместо паспортов обладают видами на жительство и не пользуются никакими гражданскими и социальными правами. В 1963 году начал реализовываться план "арабского пояса", целиком реализованный спустя десятилетие после прихода к власти Хафеза Асада. При нем же было проведено массовое переименование курдских городов и селений. Тогда же начала систематически проводиться так называемая политика "теджви" ("голодания"), в результате которой тысячи жителей Сирийского Курдистана были вынуждены выехать в арабские регионы или эмигрировать в другие страны, прежде всего в Европу. При этом эмиграция курдов поощрялась до такой степени, что спецслужы, внедрив своих агентов с среду контрабандистов, даже организовали каналы "нелегальной" эмиграции, собирая у тех которых хатели эмигрировать крупные суммы. Тех, кто депортировался европейскими властями, немедленно арестовывали, и некоторые из них даже умерли под пытками. После смерти Хафеза Асада появились надежды на смягчение режима, получившие название "весна Дамаска"; и его наследник Башар обещал реформы, было открыто несколько общественно-политических клубов. Однако вскоре они были закрыты, их активисты арестованы, и политика режима стала еще более жесткой, чем при Асаде-отце. Отчасти это объясняется тем, что до 2000-х годов сирийские власти сами разыгрывали "курдскую карту" и Багдада и Анкары ( в частности, как известно, в Дамаске в разное время проживали Абдулла Оджалан, Джалал Талабани и Масуд Барзани), и при этом им удвалось канализировать национальные чувства сирийских курдов, направляя их против Турции и Ирака. Турецкие и иракские курдские партии всегда имели сильную поддержку у курдского населения Сирии . Однако, в 1999 году, когда после подписания Аданского договора с Турцией РПК в Сирии была запрещена, а в 2003 году американцы свергли режим Саддама Хусейна, что сильно встревожило дамасских баасистов, особенно после получения курдами Ирака широких прав самоуправления. Террор достиг кульминации после мартовского восстания 2004 года в Камышлы, при чем дошло даже до запретов свадеб с курдской музыкой (в настоящее время существует указ, запрещающий проводить свадьбы без разрешения спецслужб).
Курды в Сирийском Курдистане в настоящее время лишены самых элементарных прав. Так, во всех трех районах нет ни одной наицональной курдской школы., ни одного курдского центра. Курдские партии находятся на нелегальном положении. В тюрмы заключены сотни активистов. представители спецслужб по ночам врываются в дома и арестовывают курдов, без ордера и даже внятной причины и при чем нельзя даже интересоваться, где находятся арестованные. Люди исчезают бееследно, и иногда случается, что лишь через много лет, когда человек выходит на свободу, выясняется его судьба.
В настоящее время в Курдистане существует полтора десятка курдских политических партий, не считая правозащитных организаций. Как правило, они не выдвигают программы создания " большого Курдистана", требуя лишь культурных и общеполитических прав, и даже не выдвигая требования автономии.