Намо Абдулла, The Hawler Tribune
Политическая жизнь иракского президента Джалала Талабани должна либо прийти в упадок, либо выстоять в зависимости от итогов предстоящих иракских национальных выборов, которые состоятся 7 марта. Однако ситуация, похоже, не в его пользу, как и партии Патриотический союз Курдистана (ПСК) - они были свидетелями кризиса доверия и потери потенциальных сторонников в пользу его соперника, Движение за перемены".
В последние несколько дней Талабани неожиданно обнародовал в газете ПСК свой доклад. Доклад, сделанный Талабани, содержит ряд обвинений и нападок на его бывшего заместителя по партии Нуширвана Мустафу, который сейчас является лидером Движения за перемены (Горран) , значительной оппозиционной партии, занимающей одну четвертую часть мест в курдском региональном парламенте.
В своем докладе Талабани перевертывает исторические страницы, и обвиняет Мустафу как ключевую причину катастрофы 1988 года - химической бомбардировки Халабджи, курдского города, в котором более 5000 курдов погибли от режима бывшего диктатора Хусейна. Мустафа дал отпор, столь же решительный, как нападки Талабани, опубликованный на его веб-сайте по 5 января.
Талабани опубликовал доклад в то время, когда некоторые члены "Горран" были обстреляны и один убит неизвестными лицами в Сулеймании, что газеты "Горран" рассматривают как политически мотивированное убийство. Этот обмен обвинениями между Талабани и Мустафой остается спорным, но, прежде всего, это многое говорит о шатком характере политической элиты в Курдистане.
Начало такой сильной словесной атаки со стороны Талабани вообще-то не является неожиданным, так как его партия пытается переиграть июльские парламентские выборы 2009 года в Курдистане, где Талабани была даже не в состоянии одержать победу в своем родном городе Кой. Обвинения и контробвинения, как и ожидалось, привели к насильственным действиям, эффектно организованным в Сулеймание после выборов в июле.
То, что делает Талабани - это его лучшая подготовка к предстоящим в Ираке национальным выборам 7 марта. Эти выборы станут поворотным пунктом в политической истории Талабани. Они потенциально могут принести итоговую политическую неудачу для этого 77-летнего ветерана, если Горран одержит очередную победу, подобную той, которую он одержал в ходе выборов в Курдистане.
В ходе последних местных выборов, однако, Талабани мог еще выжить благодаря стратегическому альянсу с сильной Демократической партией Курдистана президента Курдистана Масуда Барзани. Очевидно, что большинство голосов за Горран были голосами ПСК . Это означает, что если бы не было альянса между ПСК и ДПК, ПСК стал бы третьей партией, и получил около 17 мест вместо 28, которые в настоящее время он имеет в 111-местном парламенте.
Талабани и Барзани по-прежнему выступят на предстоящих общенациональных выборах совместно. Но на этот раз альянс будет не так полезен для ПСК, так как выборы организуются по системе открытых списков. В такой системе голосуют за отдельных кандидатов вместо политических партий или союзов. Если представить, что большинство проголосует за кандидатов ДПК, Талабани станет свидетелем своего политического краха. Это губительно для восьмидесятилетнего политика, который боролся за права курдов. Как опытный политик, Талабани, несомненно, предпочел бы уйти в отставку, почивая на лаврах, а не после поражения.
С момента своего избрания в парламент Курдистана, члены Горран не смогли сделать то, что они должны были сделать в связи с тем, что оппозиция не имеет двух третей мест, которые позволяют одобрить любой закон . Однако, их активное присутствие в парламенте и беспрецедентное появление на общественной арене доказали, что они являются силой и действительно хотят что-то сделать..
Таким образом, Горран по-прежнему может рассчитывать на голоса своих прежних избирателей, особенно в Сулеймании и других местах, над которыми ПСК имеет военный контроль. Кроме того, я ожидал бы голосования некоторых людей, живущих в базовых для ДПК Эрбиле и Дохуке, так как ДПК будет выглядеть менее эффективной, чем была во главе с молодым популярным премьером Нечирваном Барзани. Барзани недостает в публичной жизни, так как он передал полномочия своему преемнику от ПСК д-ру Бархаму Салиху. В связи с предполагаемыми разногласиями со своим дядей президентом Барзани, он в то же время, не занимает никакого поста, и его будущее еще неопределенно.
Более перспективным с точки зрения Горран является то, что у Барзани не было особо хорошего рейтинга начиная с его переизбрания. Он пошел на компромисс по недавно принятому закону о выборах под давлением США, что было встречено широко распространенной озабоченностью среди простых курдов. Уступки Барзани определенно повредят популярности его партии среди наиболее националистические курдов.
И последнее, но не наименее важное: правящие ДПК и ПСК обещали курдам присоединить богатый нефтью Киркук к Курдистану. Их неспособность сделать это дает хорошие карты для Мустафы, чтобы переиграть своих соперников на мартовских выборах.
Талабани пытается сделать все возможное, чтобы ослабить Мустафу и Горран. Сможет или нет он достичь этого, определится после выборов. Горький факт - Талабани потерял огромные возможности в курдской и иракской политике после бурного пребывания на посту президента Ирака. Эти потерянные возможности, частично связаны с появлением проблем, обсловивших создание Горран.
Иракские выборы: поворотный пункт для Талабани
1681 | 0 |