Бен Холланд, bloomberg com Плакат на ипподроме в Эрбиле, столице Курдистана, контролируемой курдами северной части Ирака, призывает водителей "приобрести все нужное для скорости. " Курды серьезно принимают эту рекомендацию к сердцу, мчась впереди всей страны, соблазняя нефтяными инвестициями и восстановлением после десятилетий войны и санкций. Но они ударились о "лежачего полицейского ": четыре месяца продолжается противостояние с иракским премьер-министра Нури аль-Малики по вопросу о том, как делить нефтяные ресурсы страны и где провести внутренние границы.
Спор, который заставил аль-Малики отказаться от выплат нефтяным компаниям, нанятым курдами, может угрожать буму, который дал Эрбилю новые дома, конференц-центры и подземные волоконно-оптические кабели. Он может также поставить под угрозу стабильность в Ираке по мере приближения выборов 7 марта и вывода американских войск.
Напряженность "может потенциально перерасти в живой огонь", если аль-Малики попытается ослабить курдское самоуправление, сказал Дэвид Л. Филлипс, старший научный сотрудник Атлантического совета, научно-исследовательского института в Вашингтоне. "Насилие на религиозной почве не потрясет Ирак, но этнический конфликт может.
С тех пор как США вытеснили диктатора Саддама Хусейна в 2003 году, север страны оставался в основном свободным от насилия между суннитами и мусульманами-шиитами в арабских провинциях, в котором погибли около 100.000 иракцев, в соответствии с веб-сайтом Iraq Body Count. Это укрепило стабильность партии курдского лидера Масуда Барзани и помогло привлечь инвесторов.
Первые контракты
Курдское Министерство нефтяной промышленности начало заключать контракты с такими компаниями, как нефтяная корпорация Addax из Калгари, Канада, которая позже была приобретена China Petrochemical Corp, и DNO International ASA из Осло еще в 2002 году - за год до падения Хусейна.
Теперь эти компании не получают денег из-за спора с Багдадом.
Аль-Малики, чье правительство контролирует центральный экспортный трубопровод и собирает все доходы от продажи нефти, отказался выдать деньги, обещанные курдами их производителям, заявив, что курдское правительство не имеет права подписывать свои собственные контракты.
Курды ответили в октябре прекращением экспорта. ДНО и другие производители поставляют на внутренний рынок.
Невыплаты курдам являются "несправедливыми, необоснованными и нелогичными" и больно бьют по всей территории Ирака, резко скоращая нефтяные продажи, говорит Фалах Мустафа Бакир, начальник отдела иностранных дел курдского правительства.
Нефтедобыча
Объем добычи нефти в Курдистане, который по словам местных властей мог взлететь до 450.000 баррелей в день к концу этого года, вместо этого упал до 20.000 баррелей, с пикового уровня в 100.000 в прошлом году. В национальном масштабе, Ирак добывает около 2,4 млн. баррелей в день.
К трениям между Барзани и правительством Багдада добавляется спор вокруг курдской границы . Барзани говорит, что Киркук, который производит около четверти нефти Ирака, должен быть частью Курдистана, поскольку большинство населения там - курдское.
Референдум по этому вопросу был отложен на два года и, тем временем Барзани и аль-Малики укрепили там свои военные силы. В прошлом году Киркук был включен в число 15 месторождений, предлагаемых аль-Малики для инвесторов.
"Если у вас нет соглашения между Эрбилем и Багдадом, то все эти месторождения нефти и газа не могут развиваться", сказал Гарет Стэнсфилд, аналитик исследовательского центра Чатам Хауз в Лондоне. "Они готовы сожрать друг друга, и это делает ситуацию опасной".
Много промышленности
Эти опасности не затмит нынешний бум для тех в курдском регионе, кто помнит химическую атаку Хусейна в конце 80 годов и десятилетия нищеты и международных санкций, которые последовали за этим.
"Несколько лет назад не было ни денег, ни электричества, ни банков, сказал Дара Джалил Хаят, глава Эрбильской Торговой палаты. "Сейчас у нас много промышленности, и мы работаем над созданием биржи".
В 1990-х, когда большинство иракских курдов жили на подачки Организации Объединенных Наций в анклаве, защищенном военными самолетами Великобритании и США, Баз Карим превратил офисы своего семейного мраморного предприятия в пункты распределении продовольствия и топлива.
Теперь Karim’s Kar Group имеет около $ 1 млрд в энергетических и строительных контрактах, и обдумывает листинг фондовой биржи - "Может быть, в течение двух или трех лет, может быть, в Лондоне," сказал Карим в своем офисе в Капе, вилле в пригородах Эрбиля. На его столе модель 13-этажного небоскреба, строящегося в Эрбиль.
Кар добывает нефть в области Западная Хурмала в Эрбиле. В прошлом году она открыла завод и Карим говорит, что будет производить 75000 баррелей в день к концу года для растущей в Эрбиле флотилии частных автомобилей.
Томатная паста
Инвесторы из-за пределов Ирака стремятся получить прибыль в Курдистане.
"Marshall Fund" Эндрю Эберхарта, американская частная инвестиционная компаниея, управляет заводом по производству томатной пасты и электростанцией вблизи Эрбиля, которые она приняла по Продовольственной программе ООН. Эберхарт, бывший офицер армии США, а затем банкир в нью-йоркской корпорации Citigroup Inc, заинтересовался после спонсируемой министерством обороны поездки в Ирак в 2007 году. Теперь он приглядывается к таким возможностям, как фаст-фуд франшизы и молочной промышленности.
"Уровень институционального интереса в США и Великобритании растет," говорит Эберхарт. "Прямо сейчас есть очень хорошие возможности".
Курдский бум в Иракском Курдистане подвергается опасности из-за споров с Багдадом
1838 | 0 |