Борьба с баасистским режимом (партия БААС была опорой режима Саддама Хусейна) в Ираке шла по законам этнических чисток. До тех пор, пока "опытные кадры" не понадобились новым властям. Многие баасисты из числа военных и чиновников после прихода американцев бежали из своих домов на север в Тикрит и Сулейманию. Сейчас их квартиры заняты теми, кто служит новой власти. Военные городки к западу от Багдада подверглись авианалетам и бомбардировкам. К 2004 году многие офицеры ушли в партизанские отряды. Двухнедельная оборона аль-Фалуджи в 2004 году и ее показательное разрушение авиабомбами с массовой гибелью жителей стали началом сопротивления американцам.
Столкнувшись с системой шиитского подполья, американцы поняли, что совершили большую оплошность, уничтожив все действенные структуры баасистской армии, превратившейся во второй партизанский фронт. В противном случае воевать с подпольем могли бы те, кто уже имел в этом немалый опыт.
С 2007-го бывших офицеров армии, полиции и спецслужб стали привлекать к работе в новых структурах. Провинциальные начальники теперь гордятся тем, что у них есть "опытные кадры".
Отряды сопротивления в аль-Фалудже и других городах американцы, по сути, легализовали, хотя еще недавно называли "Аль-Каидой". Им придан статус поселковой и квартальной полиции. Они должны поддерживать порядок и не допускать проникновения групп чужаков, которые приходят, как считается, из-за границы.
Служба в армии теперь по контракту. Зарплаты — от 550 долларов. В полиции — от 450. Офицеры получают около 1000 долларов. Увы, если в 2004-м это были громадные деньги, то теперь жизнь так подорожала, что это уже скромные зарплаты. Куда выгоднее служить в частной охране, где зарплаты на порядок выше.
Журнал «Огонек»