Официальная информация
В то время, как народ Курдистана и миллионы курдов во всем мире готовятся отметить Науруз, традиционныи курдский Новый год, Региональное правительство Курдистана приветствует признание Генеральной Ассамблеей ООН этого древнего праздника .Курды в Курдистане и в других странах празднуют Науруз, что означает Новый день, по крайней мере на протяжении трех тысяч лет. Науруз падает на день весеннего равноденствия, первый день весны, и представляет собой праздник надежды, единства и возрождения.
Региональное правительство Курдистана (КРГ) приветствует также решение ООН о включении Ноуруза в списки нематериального наследия человечества. Решение о включении Ноуруза в список нематериального наследия человечества было принято ЮНЕСКО.
Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, этот праздник утверждает жизнь в гармонии с природой, понимание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным истокам жизни.
Ассамблеи ООН призвала государства-члены изучать историю и традиции Науруза, распространять эти знания среди членов международного сообщества и организовать ежегодные праздничные мероприятий. КРГ уже включил своих заграничных друзей в эти празднества. В прошлом году Департамент внешних связей КРГ пригласил многих послов и дипломатов в Багдаде принять участие в празновании Науруза в Эрбиле, и в этом году в представительстве КРГ в Лондоне на Науруз состоялся прием для межджународных друзей и деятелей курдской общины в Великобритании.
Науруз отмечается не только в Курдистане, но и в Центральной Азии, Иране, Афганистане, на Балканах, в бассейне Черного моря и на Кавказе. Для курдов, Науруз имеет дополнительное значение: большие костры, которые курды разжигают в этот день, символизируют торжество добра над злом, свободы над угнетением. Миф о наурузе рассказывает о борьбе злого правителя. Когда кузнец Кава победил тирана, люди зажгли костры, чтобы передать добрые новости по всей стране. С тех пор в Курдистане этот день отмечают, надевая лучшие красочные курдские платья, выезжая на пикники в сельскую местность, песнями и танцами.
Наша справка.
Науруз (Ноуруз, Невроз), что в переводе с древнего иранского языка означает "Новый день" - праздник весны и Нового года, по древнему иранскому календарю - день Ормузд месяца Фарвардин. Слово "Ноуруз" впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры; известно, что дни Науруза (праздник длился 13 дней) правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху. Сам праздник, однако, гораздо более древний. Как праздник весеннего солнцестояния, он имеет древние индоевропейские корни и в этом смысле родственен русской Масленице. Его связвают с победой кузнеца Кавы над тираном Аджи-Дахаком (в более позднем произношении - Зохаком или Заххаком). Классический вариант этой легенды рассказан в поэме Фирдоуси "Шахнамэ".
По рассказу Фирдоуси, Зохак поначалу был обычным человеком, сыном Мердаса, правителя степи Копьеносных Наездников (то есть Аравии). Див (Иблис), принявший человеческий образ, убедил Зохака погубить своего отца. Араб Мердас попал в выкопанную сыном яму в саду и погиб. Зохак воцарился, и Иблис потребовал от него обета верности.
Затем Иблис принял обличье повара и изобр¸л употребление в пищу мяса животных. Зохак был доволен и предложил награду, но повар попросил лишь ненадолго прижаться к плечам Зохака, и тогда из них выросли две змеи. Зохак не знал, как избавиться от них, и тогда снова появился Ахриман, приняв уже обличье врача, и посоветовал кормить змей людским мозгом.
Тем временем иранцы, недовольные правлением царя Джемшида (который правил на протяжении 700 лет сначала праведно, но затем возгордился и потребовал считать себя Создателем), провозгласили своим цар¸м араба Зохака. Джемшид был распилен пополам.
Зохак взош¸л на престол, и его тираническое правление длилось тысячу лет. Каждый день по приказу царя в стране убивали двоих юношей, чтобы готовить из их мозгов пищу для змей. Тогда мудрецы Армаил и Кармаил поступили на службу как повары и стали спасать каждый день одного из юношей, смешивая мозги второго, приготовлявшиеся в пищу царю, с овечьими. Спас¸нных они отправляли в горы, и от них произошло племя курдов.
Правление Зохака становилось вс¸ более жестоким. Он казнил витязей, а красавиц брал в наложницы. Однажды Зохак выступил перед жрецами с речью, желая собрать войска против вновь родившегося соперника - героя Феридуна. Тогда с мольбой к царю обратился кузнец Кава, который просил пощадить его последнего сына (17 других сыновей уже были съедены змеями Зохака). Зохак вернул ему сына, но Кава отказался подписать послание царя. Народ, собранный Кавой, восстал, и знаменем ему послужил кожаный передник Кавы, воздетый на древко. Зохак скрылся. Впоследствии он сумел собрать новое войско, но был побежден Феридуном и прикован к скале над пропастью, Феридун же стал новым царем Ирана.
Миф о победе над тираном Заххаком и освобождении народа приобрел особую актуальность для курдов, как порабощенного народа. Поэтому костры, которые по традиции зажигают на Науруз, являются для курдов символами свободы.
КРГ приветствует признание Науруза международным праздником
2328 | 0 |