Андрей Шарый
Центральная избирательная комиссия Ирака завершает подсчет голосов, поданных на состоявшихся 7 марта всеобщих выборах в парламент.
Обозреватели ожидают формирования четырех основных парламентских фракций: политического блока "Государство закона" нынешнего главы правительства Нури аль-Малики, его главного политического противника Айяда Алауи, лидера блока "Аль Иракия", Альянса шиитских партий и представителей курдского меньшинства. Новое правительство страны, как полагают, в любом случае будет коалиционным.
О политической ситуации в Ираке в интервью Радио Свобода рассказал главный редактор радиостанции "Свободный Ирак" Сергей Данилочкин.
- Председатель избирательной комиссии обещал в пятницу объявить окончательные результаты. Но это еще не будет окончанием выборного процесса. Должны быть рассмотрены жалобы, которые начинают накапливаться - к тем двум тысячам, которые были поданы в первую неделю после выборов. После того как комиссия объявит результаты, дело будет передано в Верховный суд страны, он уже должен ратифицировать эти результаты или, наоборот, вернуть их на доработку в комиссию.
- Понятна уже конфигурация состава нового парламента Ирака?
- Подсчитано примерно 95 процентов голосов, но очень важно, как эти голоса распределились внутри провинций. Именно от провинций будут посланы депутаты в парламент. Блок, возглавляемый доктором Алауи, лидирует с примерно 11 тысячами голосов. Он имеет преимущество перед блоком нынешнего премьер-министра Нури аль-Малики, но это ничего не говорит о количестве депутатов, которое будут иметь эти блоки в парламенте. У аль-Малики выгодные позиции в нескольких ключевых провинциях, где его блок лидирует. Мы можем сказать, что эти два блока, скорее всего, будут иметь значительные фракции в парламенте. Мы можем также сказать, что шиитский альянс, в который ранее входил блок Алауи, тоже получит серьезное представительство. Уже сейчас понятно, что значительная фракция будет у курдских партий, входящих в Курдистанский альянс. От того, к кому присоединится эта фракция, будет зависеть состав кабинета.
- В чем основная идеологическая разница между блоками Алауи и аль-Малики?
- Идеологические платформы этих партий не сильно отличались. Но в последние дни избирательной кампании стало понятно, что блок Алауи встал на позиции, связанные с так называемым национальным примирением, а блок аль-Малики отошел с этих позиций и подвинулся в сторону более сектантского взгляда на вещи.
- Означает ли это, что нынешняя оппозиция выступает за переговоры с радикальными партиями, скажем, со стороны Муктада ас-Садра?
- Муктада ас-Садра и его партию нельзя назвать радикалами. У Муктады есть своя милиция, и, наверное, это заставляет людей думать, что это наиболее радикальный элемент в иракской политике. Это не совсем так. Потому что свои милиции имеют почти все партии. Вопрос в том, будут ли эти милиции как-то задействованы. Иракцы опасаются, что политические разногласия перейдут в противостояние этих милиций. Я думаю, что сейчас политики понимают необходимость какой-то договоренности. Несмотря на то, что альянс правящей коалиции будет складываться из определенных групп, в диалог будут вовлечены все без исключения.
- Курды могут войти в правительство?
- Я думаю, что могут. Потому что им необходимо иметь присутствие своих министров в Багдаде для разрешения многих противоречий, которые чреваты конфликтами.
- Как бы вы охарактеризовали сейчас ситуацию в стране в целом после этих выборов? Это вялотекущий политический кризис или нормальная, по иракским условиям, демократическая процедура подсчета голосов?
- Нормальной эту процедуру вряд ли можно назвать. Это первые общенациональные выборы, в которых иракцы пытаются решить все вопросы сами. На них, конечно, оказывается давление с разных сторон. Очень важно, что пока это не переросло в какое-то насилие. Это проходит не так гладко, как предыдущие выборы в местные органы власти, но, тем не менее, пока никаких столкновений, связанных с политическими противоречиями, нет.
Радио Свобода