Вадим Макаренко, Kurdistan.ru События в Ираке развиваются как круто замешанный детектив. Впору еще раз внимательно просмотреть, каковы обязанности президента, поскольку события могут потребовать создания временного правительства Ирака. Эти полномочия в руках у Президентского совета и президента Джалала Талабани, которые одновременно являются гарантами конституции, особенно в пору, когда действия остальных ветвей власти могут оказаться парализованными.
Конечно, результаты выборов еще не утверждены Верховным судом, поэтому выборный цикл еще не закончен и отсчет времени, отведенного для формирования новых органов власти на основе проведенных выборов, еще не начат. Но у Малики, если конституция все-таки предусматривает жесткий дедлайн (ограниченный срок) деятельности уходящего правительства, остается не так много времени, чтобы урегулировать ситуацию. Надо оговориться, что этот вопрос оговорен нечетко, а судебная система Ирака уже не раз продемонстрировала, что она видит правомерность в действиях Малики (и, признаем, что она в них реально присутствует), поэтому законное отстранение Малики от власти маловероятно. Единственно, что может дать основу для этого, это - спор за право формировать новое правительство, тогда (если ситуация после пересчета голосов и утверждения результатов выборов выйдет за отведенные для этого сроки) могут возникнуть основания требовать уравнять шансы сторон, формально отстранив Малики на время решения этого вопроса от власти. В любом случае сделать это будет очень непросто, если вообще возможно. К этому времени коалиция Малики, скорее всего, уже будет иметь формальное лидерство. В шахматах это называется «темпом», а пока у него очень сильная и качественная позиция: пересчет голосов начат и, скорее всего, ожидания или даже уверенность Малики в ином раскладе голосов в Багдаде, вполне возможно основанная на надежной информации, оправдается.
4 мая Президентский совет предложил Верховному суду утвердить результаты голосования в остальных провинциях, оставив открытыми только результаты голосования в Багдаде, где идет пересчет голосов. Это предложение должно положить конец и спорам вокруг кандидатов, которых стремятся отстранить на основании решений по дебаасизации. Это явно примирительный шаг к формированию правительства национального единства. Только вопрос: кто его возглавит?
«Государство закона» и «Иракский национальный альянс» будут вынуждены провести новый тур согласований, возможно, что и не один. Трудно представить, что личные противоречия между вождями в шиитской среде настолько сильны, что под вопрос будет поставлена сама способность шиитов занимать лидирующие политические позиции в Ираке, а они могут это делать только будучи едины (а это опять-таки сектаризм). Если это произойдет, то этот раскол будет своего рода катастрофой для шиитского политического движения, которая сильно и негативно повлияет на общую ситуацию в Ираке.
Если шиитские коалиции не договорятся между собой, тогда победит тот, кто сформирует просто более многочисленную коалицию, хотя и необязательно коалицию большинства. Это может быть любая комбинация участвовавших в выборах блоков. Наиболее вероятно создание большой коалиции национального единства, основу которой могут составить «Иракский национальный альянс» и блок курдских партий. Они в свою очередь уже сейчас обещают пригласить все остальные партии присоединиться к этому правительству на пропорциональной основе. Согласится ли на это Малики? Если он откажется, будет плохо, а если согласится, то главная опасность такого исхода в том, что будет сформировано правительство, которое не сможет управлять ситуацией в стране из-за разнонаправленности требований и интересов его участников.
Позиция курдов является примиряющей, поскольку они выступают исключительно за выполнение действующей конституции (референдум в Киркуке и в других спорный районах на основании статьи 140 Конституции Ирака; гарантии сохранения нынешней конституции, официально закрепляющей федеративное устройство страны), текущим управлением же пусть занимаются региональные и провинциальные власти, как это и происходит в Курдистане. Однако даже курдам будет трудно заключить союз с любым из шиитских или суннитским блоков, поскольку курды на этот раз хотят не слов, а дел, т.е. реальных гарантии в виде соглашений, постов и позиций в государстве и правительстве, которые позволяли бы им реально влиять на его политику. Эрбиль терпеливо ждал реализации статей Конституции Ирака уже весь срок пребывания у власти Нури эль-Малики, но так и не дождался.