Дориан Джонс, voanews.com
Нового лидера главной оппозиционной партии Турции в СМИ называют «турецким Ганди» из-за его не привлекающего внимания поведения и неприятия показухи. Его избрание может стать вестником кардинальных перемен в турецкой политике. 61-летний Кемаль Кылычдароглу был избран руководителем левоцентристской Народной республиканской партии (НРП) подавляющим большинством. Партийная конференция погрузилась в атмосферу ликования. В своей первой речи Кылычдароглу обещал вернуть партию к ее левоцентристским корням. «Мы развернем настоящую борьбу с коррупцией и положим конец несправедливости, – сказал он. – Мы немедленно начнем бороться с безработицей и бедностью».
Такой тон значительно отличается от речей его предшественника Дениза Байкала, который возглавлял партию почти 20 лет, но был вынужден уйти в отставку ранее в этом месяце в связи с сексуальным скандалом.
По мнению наблюдателей, при Байкале партия постепенно сползала к правым националистам и противостояла имеющей исламские корни правящей Партии справедливости и развития, политика которой, по мнению Байкала, подрывала светский статус Турции.
После избрания Кылычдароглу этому, по-видимому, придет конец.
Новый более умеренный лидер не сказал ни слова о светском характере власти в своей первой речи. Вместо этого он сконцентрировался на социальной несправедливости и проблеме хронической безработицы в Турции.
В приверженности Кылычдароглу к решению таких проблем, возможно, и кроется секрет его победы, считает политический обозреватель Семих Идыз из турецкой газеты Milliyet.
«У него слегка левые, социал-демократические взгляды, – говорит Идыз. – Публика требует перемен в НРП и поэтому, возможно, Кылычдароглу как раз и станет тем человеком, который реформирует партию».
Наблюдатели полагают, что резкий характер бывшего лидера привел к расколу левых на множество конкурирующих фракций. Теперь процесс может пойти в обратную сторону.
Сразу после избрания Кылычдароглу два независимых депутата парламента от левых заявили о вступлении в основную оппозиционную партию, а несколько других известных левоцентристских политиков вернулись в НРП.
Биография Кылычдароглу очень нетипична для турецких политиков. Он – алавит, член неортодоксального течения в исламе, которое зачастую подвергается дискриминации со стороны ортодоксальных мусульман. Кроме того, он родился в регионе, населенном преимущественно курдами.
В своей первой речи он призвал партию к снятию десятипроцентного барьера на выборах, который не позволяет курдским региональным партиям пройти в парламент. Однако он подвергся критике за то, что в своем выступлении не коснулся продолжающегося конфликта между курдскими сепаратистами и турецким государством.
У Кылычдароглу репутация простого человека, который одевается скромно и предпочитает общественный транспорт лимузинам с личным водителем. Он редко повышает голос, что необычно для турецких политиков, и поэтому турецкие журналисты называют его турецким Ганди.
В стране, которую постоянно сотрясают коррупционные скандалы, он сделал себе имя, рассказав о взяточничестве, процветающем на самом высоком уровне, что привело к отставкам двух членов правительства от правящей партии.
На улицах Стамбула реакция на его избрание была позитивной.
«Кылычдароглу – он честный, и он один из нас. Он думает так же, как мы», – сказал один из жителей столицы.
Результаты опроса общественного мнения, опубликованные на прошлой неделе, показывают, что избрание Кылычдароглу может привлечь дополнительные голоса избирателей. Всеобщие выборы намечены на следующий год, и у правящей Партии справедливости и развития появился серьезный соперник – впервые с тех пор как она пришла к власти восемь лет назад. Турецкие СМИ считают, что это хорошо скажется на демократии.
«В плюралистических демократиях правительства становятся сильнее, если в стране есть сильная оппозиция. Должна быть сила, которая уравновешивает правительство», – считает Мурат Еткин, политобозреватель из ежедневной газеты Radical.
Позитивная реакция поступила и от Европейского Союза. Политобозреватель Идыз считает, что это связано с надеждой, что Кылычдароглу привнесет в политику новые подходы.
«НРП говорит, что она за вступление в ЕС, но своими действиями это не подкрепляет», – сказал он.
Пока неясно, удастся ли Кылычдароглу удержать взятые темпы. Критики указывают, что он не раскрыл детали своей политики. Более того, с его тихим нравом он может потеряться в пылу политической борьбы в Турции. Но за год до всеобщих выборов он обладает силой и уже вернул веру в свою партию, которая не была у власти более 30 лет.