"Гардиан"
В декабре прошлого года Алекс Келли и его друг Эд Кростуэйт-Эйр проехали на велосипедах по всей территории иракского Курдистана. Ожидая увидеть удручающее последствия режима Саддама Хусейна, в ходе котороого были убиты сотни тысяч курдов, они были поражены дружественным энтузиазмом, с которым они были встречены.
Приветствуемые подарками полицейских и сопровождаемые телевизионными групами, велосипедисты пикинулим страну с совсем иными представлениями о ней, нежели те, с которыми они прибыли
У моего друга Эда и у меня был только один контакт в иракском Курдистане. Мухаммед Хасан - является другом моего друга. Он начальник тюрьмы в Дахуке, третьем по величине городе в автономном регионе.
Мухаммед приветствовал нас в отделении полиции Дахука. Он - седой пешмерга (что по-курдски значит "стоящий перед лицом смерти" , партизан, который боролся с Саддамом Хусейном. Он был одет в униформу и стоял впереди 7 мужчин с автоматами Калашникова. Эд и я были одеты в лайкры и держали свои велосипеды.
Я понял в тот момент, что ситуация вышла из-под моего контроля. Может быть, иракский Курдистан не был, в конце концов, подходящим местом отдыха для Эда, 24-летнего стажера адвоката, и для меня, 23-летнего новоиспеченного учителя. Нам следовало бы кататься по югу Франции. Затем Мухаммед улыбнулся и пошел к нам с широко распахнутыми руками, он встретил нас, как давно потеряных сыновей.
Он отвез нас в мотель "Джамиль", который имел глубокие диваны и спутниковое телевидение. Мы сказали ему, что мы не можем себе этого позволить. Мохаммед был шокирован тем, что эта мысль пришлам нам в головы. Он сказал, что мы в гостях в Курдистане, и ему будет стыдно, если мы заплатим.
Затем он повел нас на обед. Это была бочкообразная обертка, содержащая рис, курицу, ягненка и специи. "Это коси", сказал Мухаммед с гордостью. "Это курдское." Эд сказал, что ему нравятся часы Мухаммеда; а после обеда Мухаммед купил каждому из нас часы на рынке Дахука.
Потом он повел нас в спортивный магазин. "Что тебе нравится?" В свою очередь, он выбрал комбинезоны "Манчестер Юнайтед" тренировочне костюмы "Найк" и капюшоны "Уэйн Руни". Он шел за нами из магазина, держа футболку "Криштиану Роналдо".
Мы думали, что мы отделались. Мы были неправы. Когда мы вернулись в полицейский участок, начальник Мухаммеда, двухзвездный генерал, дал нам курдистанские футболки. Мы закончили день, сидя в обитом дубовыми панелями кабинете генерала с его силовым окружением, на нас были желтые, как волнистый попугайчик, курдистанские футболки плюс наши новые часы.
На следующее утро мы были на телевидении. Арам Сиван, из Курдистанского телевидения, спросил, сколько километров мы проезжаем в день, и сколько километров мы проехали с начала нашего путешествия на юге Ирана два месяца назад.
Потом он спросил, почему вы решили посетить Курдистан? Что вы думаете о дорожной системе? Что вы думаете о курдском народе? Как вы сравните Курдистан и Англию? Что вы собираетесь рассказать людям о Курдистане, когда вы будете дома?
Интервью было дано на стоянке полицейского участка Мухаммеда. Мы видели небольшую толпу полицейских с автоматами, и мы чувствовали определенное давление, чтобы говорить приятные вещи о Курдистане.
Я сказал, что был впечатлен новыми зданиями в Дахуке. Это правда, я действительно был удивлен. Вместо следов войны, я нашел новые офисы, министерства, отели с названиями вроде "Плаза" и солнце. Я был также поражен людьми, с которыми встретился. Мухаммед, начальник тюрьмы, также студент юридического факультета. Сержант Мухаммед, Джамаль Хусейн, изучает бизнес и управление. Они не могут учится раньше, потому что они боролись с Саддамом Хусейном.
Установив маршрут нашей поездки через остальную часть Курдистана, Арам Сиван и его оператор взяли нас на ужин.
Эд и я стали гвоздем курдских телеканалов. Мы ехали на восток. В каждом городе, новый канал встречал нас и передавал следующему. Когда мы видели, что съемочная группа ждет нас на вершине холма, мы задавались вопросом: "Хм, что будет на ужин?"
Все же, после 9 дней у нас кончились наличные деньги. Банкоматы не принимают карт. В восточной части города Сулеймания мы встретились с исполнительным директором новейших спутниковых каналов Курдистана, Курдистан-G. Когда он узнал, что нам не хватает денег, он дал нам 250 долларов. Он отказался давать нам свои банковские реквизиты, сказав, что не хочет, чтобы мы возвращали деньги.
В Сулеймании, мы побывали в "Красном доме". Режим Саддама использовать это здание как место пыток и казней. Много мелких камер без окон. Одна из них, "детская комната", где были заключены очень молодые. Рисунки, нацарапанные на стенах. Было темно, но мы могли разглядеть фигуру из невозможных мышц, одетую в маску и плащ. Он был похож на американского супергероя мультфильмов, что-то из "Невероятных". Кроме того, он был похож на палача.
Эд и я покинули регион существенно богаче, чем когда мы приехали. Гостеприимство иракских курдов выходит за рамки знаменитый арабский щедрости, которой мы пользовались в других странах Ближнего Востока.
Курды являются крупнейшей этнической группой без своего государства. Около 30 миллионов из них живут в прилегающих регионах, включая земли в Ираке, Сирии, Турции и Ирана. Есть старинная поговорка, что "курды не имеют друзей, кроме гор ". Отличная пища и майки "Рональдо" могут быть небольшой частью проекта по изменению ситуации.
Они намеревались превратить нас в друзей для их новой страны, - и они это сделали. Я был покорен их щедростью и устремлениями на фоне ужасного прошлого. Когда я уехал, я почувствовал вдохновение страны, которой ты принадлежишь всем сердцем.