Павел Шехтман, Kurdistan.Ru Вот уже скоро 5 месяцев продолжаются интриги вокруг формирования нового иракского правительства, и создается впечатление, что процесс этот будет бесконечным. Никто и никогда не видал еще такого откровенного торжества узкопартийных и чисто личных интересов над интересами не только общенациональными, но даже над интересами широких групп, которые берутся представлять политики. Действительно, если притязания Аллави и "Иракийи" отражают, по крайней мере, претензии достаточно широких суннитских слоев Ирака, жаждущих реванша, то возня вокруг кандидатуры Малики среди шиитского блока служит выяснению исключительно личных амбиций и обид политиков и прямо противоречит, прежде всего, широким интересам самих шиитов.
Создавшийся тупик вновь продемонстрировал, что в иракской политике на первом месте всегда интересы личные, на втором - групповые, что же до интересов общенациональных, то они существуют исключительно в области риторики. Никакого мощного общего интереса, который бы объединял шиита из Басры и суннита из Тикрита, по сути нет и быть не может; и до тех пор, пока они противоестественно объединены в рамках одного относительно централизованного государства, "внутренняя политика" этого государства будет состоять в безжалостной борьбе лидеров за доступ к должностям и ресурсам. Поэтому, по-видимому, за рубежом пора перестать удивляться неспособности иракских лидеров поставить абстрактный "общенациональный интерес" выше очевидных и наглядных личных и групповых интересов, и принять, что, если не будет произведена реальная федерализация Ирака и центр тяжести политики не перейдет на местный уровень - кризис и борьба между группировками за лакомый кусок пирога в Багдаде будут носить перманентный характер и являться визитной карточкой иракской "демократии".
Среди всех этих переговоров, постоянно возникающих и рассыпающихся призрачных комбинаций и т.п. курды пока стоят в стороне, занимая нейтральную позицию. Они подчеркивают, что личность будущего премьера их вообще не интересует: их интересуют гарантии выполнения национальных требований, прежде всего 140 статьи. По сути дела курды дружелюбно расположены к Айяду Аллави, с которым они благополучно нашли общий язык в месяцы его временного премьерства, но боятся его окружения, состоящего как на подбор из шовинистов и экс-баасистов. Наоборот, в ситуации с шиитским альянсом они крайне негативно настроены лично к Малики, которого считают недоговороспособным авантюристом с диктаторскими замашками - но в то же время находятся в прекрасных отношениях со многими лидерами шиитского альянса. Таким образом, по большому счету оказывается, что к власти придут либо бывшие баасисты, либо человек, враждебность которого курдским требованиям и готовность противостоять курдам в большом и малом не раз были продемонстрированы на деле. Перспективы, таким образом, нерадостные; не проглядывается ни одной силы, которая была бы готова честно и ответственно гарантировать удовлетворение курдских требований по Киркуку, нефти и другим спорным вопросам. Неясна и роль курдов в будущем правительстве. Курды ждут, когда определится личность премьера, чтобы тогда повести переговоры; но определившийся премьер будет в более сильном положении, чем нынешний претендент в премьеры, а это еще менее способствовало бы признанию курдских требований.
Оружие курдов - угроза бойкота правительства. Это естественным образом вызвало бы рост напряженности как в стране, так и в регионе, и вмешательство извне. При чем, внешнее давление было бы направлено не на багдадское правительство, а на курдов, которые выйдут главными виновниками - "нарушителями спокойствия". Напомним, что все это будет происходить в ситуации, когда США выводят свои войска из Ирака и дистанцируются от иракской политики. Тем не менее, уступать курды не могут. Хотя некоторые специалисты из-за рубежа и советуют им пути умеренного компромисса, отступать курдам, в сущности, некуда: стоит им покинуть занятые позиции, как арабы перейдут в общее наступление, требуя "компромисса" за "компромиссом", пока от всего роскошного здания курдской полунезависимости не останется в лучшем случае бутафорского фасада. Курды это понимают и твердо намерены отстаивать свои права и интересы.
Иракское правительство и курды
1825 | 0 |