Семилетняя операция американских военных в Ираке, начатая в 2003-м году, подошла к концу. США подводят итоги. Среди них 4,5 тысяч погибших, около 1 трлн долларов затрат
Евгений Сатановский президент Института Ближнего Востока РАН
Во-первых, операция США в Ираке не закончена, там на сегодняшний день осталось 56 000 американских военнослужащих, из которых 6 000 покинет страну к 1-му сентября, останется 50 000. Они должны быть выведены к 2012 году, но армия возражает категорически и полагает, что (имеется в виду армия иракская) до 2020 года она не сможет поддерживать безопасность на территории страны.
Учитывая то, что вывод войск носит не военный, а политический характер, выводить их было рано, никакой безопасности в Ираке не существует, наращивается количество военнослужащих, работающих в качестве частных охранников, бывших военнослужащих, как правило, из элитных подразделений, которые должны заменить собой армию в виде частных охранных предприятий (в России называемых ЧОПами). От 6000 до 7000 человек на сегодняшний день готовы пополнить собой численность этих отрядов в Ираке, и госдепартамент зарезервировал на эти цели несколько миллиардов долларов.
Американская операция в Ираке, во-первых, дала свободу рук в этой стране Аль-Каиде, во-вторых, на длительный период сформировала ситуацию, когда Ирака как государства не существует. Существует некая, теоретически являющаяся государством территория, на которой управляет некое теоретическое правительство, несмотря на проведение выборов. При всех обвинениях в их подтасовках выборы были проведены, но они были проведены более 5 месяцев назад, а правительство не сформировано. Премьер-министр отказывается уйти в отставку, он подчинил себе иракские войска вокруг Багдада. Его конкурент, набравший большее, пусть с минимальным перевесом на один голос, число мест в парламенте, не может сформировать правительство, его обвиняют в том, что за ним стоят голоса суннитов. Чрезвычайно сложные коалиционные переговоры срываются месяц за месяцем, и, строго говоря, страна находится по-прежнему на грани формального распада, ибо Курдистан представляет собой совершенно самостоятельный анклав, с совершенно самостоятельной армией, со своей столицей в Эрбиле, со своими политиками, которые не очень интересуются тем, что происходит в Багдаде. Курды вытесняют арабов и туркоман из мест своего проживания и городов Киркук и Мосул, шииты уничтожают суннитов фактически по всей территории страны и борются между собой, ибо существуют проиранские и пробагдадские шииты. Сунниты борются с Аль-Каидой, которая чрезвычайно активна, хотя к моменту выхода американских войск из Ирака и перебазирования их значительной части в Афганистан Аль-Каида несколько снизила интенсивность нападения на американцев, зато она резко повысилась в Афганистане.
Мы говорим о провале всей геополитической стратегии на Ближнем Востоке и не только американской, потому что итог операции США - свободные руки у иранского руководства. Вся иранская ядерная проблема, проблема подхода к ядерной бомбе, возникла из-за отсутствия баланса, который раньше осуществлял Саддам Хусейн. 4 000 000 беженцев и перемещенных лиц, более миллиона погибших, уничтоженная инфраструктура, снизившееся производство нефти по сравнению даже с годами блокады — вряд ли этот результвт можно считать чем бы то ни было хорошим. Жизнь иракцев в Ираке значительно более опасна сегодня, чем во времена диктатуры Саддама Хусейна. Диктатура, когда ее сменяет анархия, оказывается значительно предпочтительней для обывателей, которые по крайней мере понимают в случае диктатуры, кто ими управляет. Оккупация не дала ни порядка, ни демократии, потому что демократию военным путем на ближнем Востоке, как выяснилось, не насадить. В рамках сегодняшних технологий, распространяемых европейцами и американцами, это невозможно, и это тот грустный итог, который мы видим, наблюдая за выводом американской армии из Ирака, который в конечном счете во всем исламском мире будет воспринят как победа над США, глобальная победа радикального ислама, Аль-Каиды, Усамы Бен Ладена, поражение президента Барака Обамы, что он, впрочем, не учитывает, поскольку перед выборами своим избирателям он должен предъявить хоть что-нибудь, например, выполнение обещания любой ценой вывести войска из Ирака. Что будет потом — скорее всего, будет задачей уже нового президента США. Тиражирование 11-го сентября на территории США вполне возможно, но это уже не будет проблемой Барака Обамы. А свою Нобелевскую премию мира, которую он получил авансом, выведя войска из Ирака, он отработает. kommentarii.ru