Вашингтон Таймс
В то время как американские боевые силы уходят и безопасность остается нестабильной, иракский демократический эксперимент повисает на волоске. Будущее политической ситуации и ситуации с безопасностью в Багдаде оказывается очень нестабильным.
По любым меркам, иракский процесс формирования правительства был стихийным бедствием и его завершения пока не видно, несмотря на оптимистичные речи президента Обамы в прошлом месяце. Концепция коалиционного правительства в таком пестром государстве, как Ирак - палка о двух концах. Хотя большинство политиков способствуют - или поддерживают на словах - гарантию того, что ни одна этническая или религиозная группа не будет маргинализирована, необходимость достижения консенсуса делает переговоры крайне сложными. Четыре больших парламентских блока в настоящее время представляют в Багдаде доминирующий дискурс, и большинство наблюдателей и иракцев считает, что их полное включение в коалицию будет оптимальным.
Иракский национальный альянс недавно назвал Адель Абдул-Махди, своим кандидатом на пост премьер-министра, присоединив его к кандидату коалиции Правового государства и нынешнему премьер-министру Нури аль-Малики и лидеру "Аль-Иракийи" и бывшему премьер-министру Айяду Аллави в качестве кандидата в тройку крупнейших блоков . Альянс Курдистана является единственным крупным блоком, не выдвинувшим кандидата, а пытающимся содействовать взаимодействию между блоками по выходу из тупика и решению основных вопросов.
Однако, если ситуация по-прежнему будет оставаться в тупике, могут оказаться необходимыми другие меры. Как долго можно держать государство без правительства, ожидая консенсуса? Отсутствие прогресса может заставить Ирак принять некоторые трудные решения, чтобы преодолеть этот кризис и сохранить возможность демократической и плюралистической нации.
Если все четыре блока не достигнут согласия, мы должны рассмотреть правительство, сформированное только тремя блоками? Или Ирак созывает временное правительство и проводит новые выборы в течение года? Быть может Альянс Курдистана рассмотрит вопрос об определении компромиссного кандидата?
Если три блока не сдвинутся с места и не смогут двигаться вперед, быть может неблоковая система лучше послужит цели представления иракского народа в федеральном правительстве? Основные блоки включают некоторое количество умеренных партий. Если блоки будут не в состоянии сформировать правительство в ближайшее время, не предпочтительнее ли объединить фракции каждого блока, искренне заинтересованные в формировании правительства?
В то время как внешний ход процесса формирования правительства широко освещался, суть переговоров получала меньше внимания, и не зря - не хватало содержания. Значимые вопросы полностью игнорировались, в то время как блоки боролись исключительно за пост премьер-министра. Только недавно с предложением Политического Совета национальной безопасности (ПСНБ) мы начали видеть некоторые дебаты по основным вопросам, таким, как власть премьер-министра и ее пределы и возможная эволюция системы сдержек и противовесов по вопросам безопасности и процессам принятия решений в рамках Совета министров и ПСНБ. Это перемена, но на данный момент, следующее правительство должно будет обеспечить, чтобы она действительно укоренилась. Решение основных вопросов, таких как нефть, распределение доходов, спорные территории и состав вооруженных сил определит будущее страны. Эти дебаты еще не начались.
Г-н Обама объяснил в Америке, что настало "время перевернуть страницу" в отношении Ирака, положить начало долгосрочному партнерству, основанному на дипломатии. Как курды и иракцы, мы можем поручиться за продолжение важной роли Соединенных Штатов в Ираке. Соседние государства хотели бы влиять или даже диктовать судьбу страны. Ирак, живущий в мире с самим собой и своими соседями имеет большое стратегическое значение в регионе; нестабильный и погрязший в насилии Ирак открывает двери для многих опасных региональных последствий, не говоря уже о дальнейших страданиях и лишениях для иракцев.
Иракский Курдистан во многих смыслах является маяком надежды и моделью для остальной части страны. Обширные улучшения инфраструктуры, 20 часов электроэнергии в день - по сравнению с примерно тремя часами в день на всей территории Ирака, и общее экономическое развитие и реконструкция в регионе могут быть воспроизведены во всех иракских провинциях. Но ни одно из этих достижений невозможно без гарантий.
Поскольку Ирак берет на себя ответственность за свою безопасность, Соединенные Штаты должны поддержать иракский народ. Непосредственно сейчас, это означает, что политическое участие и помощь в безопасности превыше всего.
Для того, чтобы двигаться вперед, Ирак нуждается в чем-то большем, чем переговоры о власти. Все политики должны пересмотреть свои приоритеты. Эта статья заключает несколько возможных сценариев для блоков, если они не смогут или не захотят достичь решения. Миссия американских боевых сил может быть закончена, но судьба Ирака далеко не решена. Если не будет решения к октябрю, все блоки должны собраться и не расходиться, пока не сформируется правительство, даже если это займет несколько дней и ночей.
Автор - глава департамента внешних сношений Регионального Правительства Курдистана