Интервью "Курдиш Глоб"
В.: Курды постоянно изучают причины, по которым они не имеют государства. Как вы думаете, каковы эти причины?
Р.О.: Местные империи - Османская, Сефевидско-Каджарская (персидская - ред.), и Российская- не хотели курдского государства; этого не сделала и Великобритания. Кроме того, на протяжении последних 30 лет США не проводили политики поддержки курдской независимости. Причина в том, что эти империи и государств были более связаны обязательствами с другими империями и государствами, чем с курдами. Кроме того, курды вплоть до последней четверти 20-го века не были достаточно националистичны, чтобы создать институты, необходимые для государства.
В. Их трагическая история в ближайшем прошлом оставило у курдов чувство, что они постоянно подвергаются преследованиям. Каковы политические и социальные последствия такого чувства?
Р.О.: Это проявляется в виде туманных и непрозрачных определений, что снижает возможность сильных, напористых и коллективных действий и организации.
В. Как Вы оцениваете политическое руководство курдов в прошлом?
Р.О.: Я не оцениваю политическое руководство курдов до 1976 как сильное и решительное. Но в последней четверти 20-го века оно было намного лучше. С 2006 года курдские лидеры столкнулись со многими вызовами и встретили эти проблемы, как лидеры любого народа, которые могут оказаться в подобных обстоятельствах.
В. Некоторые люди смотрят на религию (ислам) как на убийственную для курдского вопроса. Согласны ли вы с этим аргументом?
Р.О.: Большинству народов, культур, обществ и цивилизаций нужна религия, как руководящая сила. Дело не в религии, скорее, каким образом люди используют религию, что является важным и ответственным.
В. Могут ли курдские националистические чувства выжить в эпоху глобализации?
Р.О.: Да, но это будет трудно - труднее, чем это было в прошлом в подобных ситуациях. Причина та, что привлечение капитала слишком велико. Многие люди, которые попадают в категорию буржуазия, делают выбор в пользу капитала и хорошей жизни, которую он предоставляет, а не подчеркивают национализм, единство и защиту, которые это обеспечивает.
В. Что вы думаете о нынешней ситуации в Турции? Есть ли надежда на реалистическое решение курдской проблемы?
Р.О.: Да. Конечно, это не означает, что будет независимость для курдов в Турции. Действительно, курдские лидеры в Турции говорят, что они не хотят независимости. Не будет там и демократической децентрализации, которая предполагает политическую автономию для курдов. Самой большой проблемой для курдов будет достижение "образования на родном языке" (anadil`de egitim). Турки и турецкое правительство хотят только предложить "родной язык для образования" (anadil egitim), что означает, что курдский будет факультативным (tercih) языком так же, как английский, немецкий, французский или арабский. Языковая война уже начался в Турции.
В. Что вы думаете о модели иракских курдов для региона? Как вы думаете, это последнее, что курды могут получить?
Р.О.: Наверное, на данный момент. Но в конце концов будет и должно быть более тесное сотрудничество между курдами Ирака и курдами Турции. Когда суннитские и шиитские арабы Ирака урегулируют свои разногласия лет через 10 или около того, курды Ирака будет полагаться на курдов в Турции для защиты, поддержки и обеспечения.
Д-р Роберт Олсон - профессор ближневосточной политики в Университете штата Кентукки. Он является одним из немногих экспертов, которые посвятили большую часть своих исследований курдскому вопросу. Он - автор многих книг по вопросам, связанным с исламской историей, Османской империей, и курдами. Он был членом комитета, назначенного Центральным разведывательным управлением для исследования курдской проблемы в Турции в 2003 году.
Профессор Олсон: Курдское руководство успешно справилось с проблемами
1973 | 0 |