«Нефть России». Nabucco - проект, ориентированный на множество источников поставок газа - Азербайджан, Северный Ирак, Туркменистан, - сказал в интервью глава департамента развития бизнеса компании RWE Trading Джереми Эллис.
- Ключевым же источником для запуска “Южного коридора”, - заявил эксперт, - является Азербайджан. И если газ с "Шах-Дениза-2" будет полностью передан на другие проекты, тогда Nabucco не будет построен. Последствием будет то, что о диверсификации поставок энергоносителей для Восточной Европы, Европы в целом, а также для Турции придется забыть. Поэтому нет иного выбора кроме Nabucco. Цели Nabucco не могут быть реализованы через проекты IGI или ТАР, но задачи этих двух проектов могут быть решены с помощью Nabucco. Это выгодно для всех трех сторон. И дело не в том, будет реализован каждый из этих двух проектов, или нет. Оба они могут прокачивать свой газ через систему Nabucco. Мы уже сделали об этом предложения компаниям Edison и DEPA. Мы вполне можем интегрировать воедино эти три проекта через систему интерконнекторов на Балканах.
- Однако многие утверждают, что Nabucco с предполагаемой мощностью в 31 млрд кубометров в год - слишком крупномасштабный проект. Будет ли он коммерчески рентабелен сегодня и в ближайшем будущем?
- Во-первых, в рамках "Шах-Дениз-2" имеется 10-16 млрд кубометров газа для Европы. Туркменистан готов на своих западных границах предоставить также от 10 до 20 млрд кубометров. Оставшуюся часть, также в объеме 10-20 млрд кубометров, предоставит иракский Курдистан. Эти объемы газа технологически доступны и коммерчески привлекательны в рамках проекта Nabucco, и они составляют цифру большую, чем 31 млрд кубометров. Во-вторых, нам вовсе не нужно сразу 31 млрд кубических метров для того, чтобы стартовать. И в-третьих, безусловно существует фактор политической динамики. Если страны-производители хотят получить доступ на европейские рынки, то Nabucco - их шанс! Конечно, 31 млрд кубометров - это не самые гигантские масштабы, но ведь это только начало.
- Какие объемы газа нужно получить в распоряжение проекта для принятия окончательного инвестиционного решения? Ходят слухи, что для фазы start-up банки требуются 8 млрд кубометров газа?
- Я бы не хотел сейчас говорить о конкретных цифрах, поскольку это мне же может потом выйти, что называется, боком. Сколько нам нужно? Очевидно, что это будет цифра выше, чем 8 млрд кубометров и меньше, чем 31 млрд кубометров. В настоящий момент идут переговоры с потенциальными поставщиками в Баку, Ашгабате и Эрбиле. Кстати, туркмены рискуют опоздать на поезд, если не конкретизируют свои предложения и условия. Но подчеркну еще раз, Nabucco будет реализовываться как проект, опирающийся на несколько источников поставок. Это фундаментальный принцип.
Но если Nabucco заявлен как проект с несколькими источниками сырья, и если таковым не сможет стать Туркменистан, то тогда у вас остается лишь два источника - Азербайджан и Ирак. Вам не кажется, что вы ступаете на очень тонкий лед?
- Cегодня мы продвигаемся в переговорах как с Азербайджаном, так и с Ираком, в Туркменистане же мы пытаемся достичь прогресса. Если Азербайджан и Ирак объединятся в деле поставок для Nabucco, то Туркменистан может упустить свой шанс.
- Некоторые аналитики утверждают, что Nabucco должен включить в число своих акционеров ГНКАР (государственную нефтегазовую компанию Азербайджана). Почему это до сих пор не сделано?
- Действительно, для ГНКАР есть смысл войти в число наших акционеров. Есть ли у них шанс на это? Двери для азербайджанской компании всегда открыты.
- А как продвигаются дела с Ираком? Ведь там необходимо решить проблему разногласий между Багдадом и курдской автономией, не говоря уже о проблемах безопасности.
- На севере Ирака есть значительные резервы газа, и они могут быть транспортированы. В региональном правительстве Курдистана заявляют, что они могут поставлять до 20 млрд кубометров газа в год. Наша компания поможет Ираку с технологическими ноу-хау для создания инфраструктуры, будем содействовать в росте национальной добычи газа и его экспорте. Но, прошу обратить внимание, никакого юридически обязывающего соглашения с Ираком пока не заключено, переговорный процесс продолжается. Необходимо, чтобы все акционеры заняли единую позицию по сотрудничеству с Ираком. Мы твердо убеждены - соединение Ирака с Турцией и Европой через магистраль Nabucco - в интересах, прежде всего, иракского народа.
- А кто все-таки ваш главный конкурент, "Южный поток"?
Единственное, на что бы я хотел обратить ваше внимание, будь вы экспортером газа, это на то обстоятельство, что “Южный поток” обойдется в три-четыре раза дороже Nabucco. Все это, соответственно, в дальнейшем скажется на величине транзитных тарифов. Так что выбор для поставщиков очевиден.
- На какой стадии находится в настоящее время проект Nabucco?
- На очень важной. Мы получили поддержку в Берлине, Брюсселе, Вашингтоне. 18 месяцев назад страны-участницы консорциума договорились по вопросам транзита. Теперь мы ждем решения из столиц стран - возможных поставщиков.
Об этом пишет European Energy Review.