Карим Али Ребвар, "Рудав"
В последние дни 2010 года, президент Турции Абдулла Гюль посетил Диярбакыр. Хотя визит был запланирован четыре месяца назад, когда Партия мира и демократии (БДП) и Ассоциация демократического сообщества представили руководству Турции свой последний проект "демократической автономии" (проект схемы решения курдской проблемы в Турции, призывающий к автономии, языковым правам, курдскому флагу и т.д. Это на самом деле более призыв к федерализму, чем автономия), советники турецкого президента рекомендовали Гюлю не сделать визит, но он настаивал на нем. Этот визит, хотя бы и чисто символически, показывает, что турецкое государство понимает курдские требования и пытается открыть двери диалога. Турецкие правые партии критикуют Гюля за его визит в Диярбакыр в то время, когда курды требовали "автономии".
С парламентскими выборами 12 июля 2011 года, придет к концу второй срок Тайипа Эрдогана на посту премьера. В правление Эрдогана, был начат процесс демократизации, который включает в себя решение курдского вопроса. Результат предстоящих выборов будет иметь решающее значение для этой части мира, поскольку, по мнению Эрдогана, если Партия справедливости и развития завоюет большинство на этот раз, она приступит к разработке новой конституции Турции. Конституция будет включать некоторые из фундаментальных курдских требований, такие как языковые права, автономия и снижение нынешнего 10-процентного электорального порога, который не позволяет курдским партиям пройти в парламент. Новая конституция попытается преобразовать турецкую политическую систему из парламентской демократии в президентскую демократию. Что будет с Эрдоганом?
Теперь, когда Эрдоган завершил два срока, он не сможет баллотироваться на пост премьер-министра на следующих выборах. Ему придется ждать еще четыре года, прежде чем он сможет работать снова. Ожидается, что сильный член его кабинета, нынешний министр иностранных дел Ахмед Давудоглу, станет следующим премьер-министром, а Эрдоган может оставаться как председатель АКП. Президентский срок Гюля закончится в том же году (есть слухи, что разрабатываются планы назначения Гюля Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций, что будет большим сюрпризом для мусульманского мира), и Эрдоган, как ожидается, выставит себя на должность президента. Хотя Гюль может снова баллотироваться на пост президента, Эрдоган пытается преобразовать турецкую политическую систему в президентскую демократию, а затем занять пост президента, чтобы он мог продолжать работать в турецком кабинете. Эрдоган, возможно, намекнул на это, как на причину его заинтересованности в толчке для президентской демократии в своей речи, которую он произнес в прошлом году и в которой он изложил политическую программу своей партии до 2023 года, когда будет отмечаться 100-летие создания Турецкой республики. Так что в 2011 году, спустя более чем восемь десятилетий после создания Турецкой республики, политическая система страны может измениться.
Для этого должна быть изменена турецкая конституция, потому что, если президент будет избираться непосредственно народом, он будет иметь большую легитимность, чем политические партии. АКП, которая работает в Турции последние восемь лет, получила 42 процента голосов на последних выборах, а значит, можно было бы спросить, как может не обладать властью президент, получивший 51 процент голосов. Все это может привести к сделке между курдами и консерваторами, и если такая сделка состоится, турецкая конституция должна ответить на фундаментальные курдские требования.
Я не ожидаю, что число членов БДП в парламенте сильно увеличится после выборов 2011 года, но значение партии в турецкой политике растет с каждым днем. Между тем, политическая роль военных находится в упадке, что может шире открыть двери для демократизации.
2011: водораздел в турецкой политике?
2018 | 0 |