В США разгорается дискуссия о границах религиозной терпимости. Она вызвана решением нескольких протестантских пасторов допустить в свои церковные здания мусульман для совершения ими пятничных намазов. Каково будущее отношений христиан и мусульман в Новом Свете? Может ли одно и то же культовое здание служить одновременно церковью и мечетью?
В протестантских церквях США отчетливо намечается необычная тенденция — следуя "христианскому духу открытости", некоторые из них начали предоставлять возможность для проведения в их храмах мусульманских намазов (богослужений). Два нашумевших в прошлом году подобных случая стали в этом году предметом яростных дискуссий. Первый случай произошел в Теннеси, ставшем в последние десятилетия путем оседания здесь десятков тысяч беженцев из Иракского Курдистана и Сомали штатом с заметным присутствием мусульман (достаточно сказать, что здесь проживает крупнейшая в Штатах диаспора иракских курдов) и, как следствие, местом строительства крупных исламских центров с мечетями (в прошлом году в одной только столице штата Нэшвилле их было заложено сразу три, и строительство одного из них в пригороде столицы Мерфрисборо вызвало громкий конфликт). Когда в прошлом году в пригороде Кордова города Мемфис того же штата напротив протестантского храма "Церкви сердца" (Heartsong Church) было начато строительство еще одного исламского центра, пастор храма Стив Стоун радостно приветствовал эту постройку, разместив соответствующий плакат, а в августе-сентябре во время священного для мусульман месяца Рамадан даже согласился предоставить на время постройки их культового здания возможность совершать таравих (вечернюю молитву) в здании его церкви (видео).
Независимо от пастора Стоуна в 900 километрах от Мемфиса аналогично поступил Джейсон Микели, пастор храма Алдерсгейтской объединенной методистской церкви (Aldersgate United Methodist Church) в городе Александрия штата Виргиния — он согласился с предложением местных мусульман о проведении ими пятничных намазов (играющих у мусульман роль, аналогичную воскресным богослужениям у христиан) в его храме на то время, пока ими строится Исламский центр в Александрии. По словам Скотта МакНайта, протестантского богослова и друга пастора Микели, получив это предложение от мусульман, все "пасторы Алдергейской церкви встретились и решили, что будет правильным согласиться… но не все в их Церкви одобряют это". Это подтверждает и появившаяся в январе 2011 года публикация в виргинской газете Mount Vernon Gazette: "В 2010 году преподобный доктор Деннис Перри, правящий пастор Алдергейтской церкви, и прочие лидеры Церкви согласились разрешить членам исламского центра, который находится в стадии постройки, совершать намаз в их храме. Это вызвало критику со стороны внутри и извне Церкви относительно целесообразности этого решения".
Как-то переоценивать значимость подобных действий не стоит. Дело хотя бы даже в своеобразности пошедших на этот шаг организаций. Так, "Церковь сердца" (Heartsong Church), как можно убедиться, ознакомившись с ее сайтом, имеет предельно размытое вероучение, сконцентрированное в основном на ее "инновационности" и "открытости" для всех. Сходный имидж и у Алдерсгейтской объединенной методистской церкви. Так, ее храм в Атланте, штат Джорджия, в 1980-е и 1990-е годы прославился "открытостью для всех, независимо от их сексуальной ориентации" и был популярен среди местных геев и лесбиянок (в то время подобное отношение к сексуальным меньшинствам в американских церквах еще являлось откровенным новаторством, граничившим со скандальностью).
Тем не менее, это тенденция, заслуживающая внимания прежде всего тем, как к ней относиться (как говорят протестанты, в том числе пасторы вышеупомянутых церквей, "как поступил бы на нашем месте Иисус?"). В теледебатах с пастором Стоуном, прошедших 18 февраля на телеканале Fox News, известный протестантский богослов и проповедник Алекс МакФарланд отметил, что эти церкви "перешли от уважения и терпимости" к чужой вере к ее "одобрению и поддержке". "Да, мы как Церковь призваны проявлять любовь, призваны помогать. Но служить одновременно мечетью и домом последователей Иисуса Христа — для здания это просто несовместимые вещи. Я думаю, это очередной пример чрезмерной политкорректности и уродливой сверхтолерантности, — сказал МакФарланд. — Что, если бы мы пошли к мусульманам и сказали: "Эй, нельзя ли нам использовать вашу мечеть для служения Иисусу, Сыну Божию во плоти, Который говорил, что никто не придет к Отцу иначе как через Него?" — сомневаюсь, что нам ответили бы взаимностью". По его словам, происходящее похоже на антиутопию Гилберта Честертона "Перелетный кабак" с появлением "хрислама", "мешанины из обеих вер, старательно не замечающей" разницы в их вероучительных основах.
Стоит отметить, что подобные же заявления со стороны мусульман о возможности им молиться в действующих христианских храмах звучат и во многих других странах. В декабре 2006 года генеральный секретарь Исламского совета Испании Мансур Эскудеро обратился с письмом к Папе Римскому Бенедикту XVI, прося предоставить возможность мусульманам совершать намаз в кафедральном соборе города Кордовы в Испании.
А в сентябре 2010 года высокопоставленные представители исламской уммы России — имам-хатыб Соборной мечети в Москве Ильдар Аляутдинов и глава казыятского управления Тюменской области Фатых Гарифуллин — выступили в прессе с предложениями в Москве на большие мусульманские праздники "пустить мусульман в церкви намаз прочитать", завесив при этом иконы, которые, по словам Гарифуллина, считаются мусульманами идолопоклонством. Мотивировалось это тем, что "православные храмы все равно почти все время стоят пустые", а мусульманам не хватает мечетей. Впрочем, эти заявления вызвали осуждения даже со стороны ряда видных мусульманских деятелей России.
Намаз в христианской церкви - возможно ли это?
2907 | 0 |