Министр пешмарга отказывается выводить курдские силы безопасности из провинции Киркук.
После того как арабский Политический Совет настоятельно призвал арабов напасть на силы безопасности и местную администрацию во время акций протеста 25 февраля, Министерство пешмарга Регионального правительство Курдистана развернуло тысячи пешмарга в провинции Киркук.
Некоторые арабские политические партии в провинции выступали против ввода пешмарга в провинцию и отрицали, что Киркук является курдским городом. Эти партии считают, что присутствие пешмарга дестабилизируюет безопасность в городе. Заявление арабского блока в совете провинции Киркук утверждает, что "курдские силы пешмарга и Асайиш (безопасность) должны покинуть Киркук".
Министр пешмарга Джафар Шейх Мустафа, сообщил, что курдские силы не выйдут из провинции, чтобы сохранить безопасность и стабильность в этой стране.
Глава племени убейд в провинции, шейх Риад аль-Убейди, ответила арабским блокам, заявив, что силы пешмарга обеспечивают безопасность и стабильность за пределами и внутри провинции Киркук. "Пешмарга пришли для защиты жизни всех этнических компонентов в провинции Киркук", сказал аль-Убейди. По его словам, силы пешмарга были развернуты в связи с соглашением между Багдадом и Эрбилем, с тем чтобы противостоять любому мятежу. "Мы должны приветствовать эти силы, потому что силы пешмарга в провинции Киркук не только нужны для защиты курдского народа в провинции, а и для защиты иных национальностей, как арабов, туркменов и других."
Ала Талабани, член иракского парламента от списка Альянс Курдистана, отметила, что то, что произошло в районах Хавиджа и Рияд, было связано с заранее разработанными партийными планами. "Если силы пешмарга уйдут, то сценарий Хавиджи и Рияда будет реализован в Киркуке."
Во время "Дня гнева" 25 февраля баасистые баасисты и члены сил советов Сахва (Пробуждения) - при поддержке повстанческих групп, как Накшбанди - в Хавидже и Рияде в провинции Киркук подожгли и разграбили несколько правительственных учреждений.
"Именно потому, что там есть силы пешмарга, ситуация в Киркуке является нормальной и далека от террористических актов. Силы пешмарга не боевики, и всегда было доказано, что пешмарга поддерживают народ и борются с диктатурой", заявила Талабани.
Между тем, командующий силами США, представители иракского МВД, представитель министерства пешмарга и МВД встретились с делегацией офиса Президента Курдистана по вопросу о силах пешмарга в провинции Киркук.
"Встреча была серьезная, и мы обменялись мнениями. Это привело к обеспечению нового механизма для защиты Киркука и его различных этнических групп: курдов, арабов, туркменов и религиозных сект от терроризма", сказал Джабар Явар, пресс-секретарь и глава секретариата министерства пешмарга.
Явар отметил, что механизм отрабатывает метод развертывания сил в Киркуке и окружающих районах, особенно к югу и юго-востоку от города (в арабских районах – ред.). "Мы решили соблюдать механизм в сотрудничестве с Министерством пешмарга, иракским министерством обороны и командующим силами США".
10 марта в иракском парламенте состоялось заседание, которое превратилось в спор по вопросу о развертывании сил пешмарга в Киркуке. Скандал произошел после того, как депутат-туркмен выступил с критикой развертывания пешмарга в провинции, и выразил свое несогласие с тем, чтобы курдский депутат зачитал заявление о ситуации в провинции Киркук.
"Аршад Салехи, туркмен и депутат от списка аль-Иракия, зачитал доклад о Киркуке и выступил с неуместными обвинения в связи с развертыванием пешмарга. Хотя у нас были замечания по поводу доклада, мы ничего не говорили, соблюдая порядок на сессии Парламента", сказал Саид Расул Хошнав, курдский депутат в иракском Совете представителей.
Хошнав также заявил, что, когда Халид Швани, депутат от списка Альянс Курдистана, начал читать доклад, проясняющий некоторые неоднозначные пункты, депутаты от аль-Иракийи мешали ему говорить. "Это привело к хаосу и к срыву сессии парламента."
Генерал-майор Джамаль Тахир, командующий полицией города Киркук, сообщил СМИ, что ситуация в Киркуке стабилизировалась и ныне нормальная. "Все силы безопасности в настоящее время работают сообща, чтобы защитить город."