В ходе этого избирательного цикла, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган переключил свои формулировка с "курдской проблемы" на "проблемы моих курдских братьев." Это важное изменение, поскольку оно подразумевает утверждение, что курдская проблема была решена.
Однако, настроение во время церемонии похорон четырех членов Рабочей партии Курдистана (РПК) в Диярбакыре показывает, что этот вывод является проблематичным. Всякая повседневная деятельность полностью остановилась в связи с траурной церемонией. Все магазины были закрыты, будь то по свободному решению владельцев магазинов или по тому, что они были вынуждены это сделать. Нет никаких сомнений, что там было гражданское участие.
Сегодня, Турция обсуждает засаду РПК на конвой Эрдогана. Это был дерзкий акт, поскольку он не только показал, что РПК пытается осуществлять свою деятельность по всей территории Турции, но и то, что она нападает на премьер-министра лично. Реакция на этот инцидент, всколыхнувший Турцию, так же важна, как и его результат.
Кровавые нападения до сих пор не ставили Турцию перед лицом разделения. Фактор религии играет в этом важную роль. Но теперь кажется, что есть силы, готовые ввести эту карту в игру, будь то РПК, или Партия мира и демократии.
У курдского народа в Турции есть основные требования, но все партии, которые представляют идею унитарного государства, против выполнения этих требований. Требование образования на родном языке и демократического самоуправления рассматриваются как требования, которые разделят Турцию. Но при этом есть курдское население в непосредственной близости от границы Турции, которое пользуется этими правами, и события в Сирии делают всего лишь вопросом времени, когда вторая группа курдов получит те же права.
Это основные долгосрочные проблемы в Турции. На востоке существует политическое движение, которое хочет образования на родном языке, которое хочет самоуправления, хочет иметь свой флаг и свою собственную полицию. На западе Турции, однако, целиком против этих требований.
Это напряжение происходит в регионе, где нет ни сильных традиций решения проблем на основе компромисса. Анкара выступает против этих требований и пытается создавать впечатление, что все, что было сделано до сих пор, достаточно. Она считает, что экономическое развитие решит проблемы курдов.
Но примеры в Канаде, Испании и Бельгии показывают, что нет связи между требованиями о разделении и национальном доходе на душу населения. Так что же делать Турции? Единственный вариант заключается в ускорении реформ после выборов. Партия справедливости и развития (АКП) осуществила в свой первый срок ряд реформ по содействию вступлению в ЕС. Однако, в связи с позицией Европы и необходимостью для АКП увеличить свою популярность, реформы остановились.
Но жизненные факты требуют изменений. Если глубокие изменения не будут произведены в Конституции, Законе об административном управления и законе об образовании, то эта проблема только усилится. Курдский вопрос - не только вопрос об экономическом развитии. Они хотят, решать, как они будут управлять, как они будут тратить деньги от своих налогов и как они будут получать образование. Революции на арабских улицах влияют на них.
Самой большой угрозой для Турции будет решение РПК сложить оружие и осуществить движения этого типа, потому что тогда станет невозможно справиться с этой проблемой. Невозможность реализации реформ в предыдущие годы довела проблемы до этого уровня. Если реформы не будут проводиться оперативно, решение может стать невозможным.