Вот как выглядит политическая топография Турции накануне выборов 12 июня. По данным опросов, есть только три или четыре партии, которые, как ожидается, будут представлены в ближайшем парламенте.
Было бы большим сюрпризом, если Партия справедливости и развития (АКП) премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана не смогла выиграть по крайней мере большинства из оспариваемых 550 мест, чтобы продолжать управлять страной на третий срок подряд.
АКП была в состоянии поднять свою долю национального голосования с 34 процентов в 2002 году до 47 в 2007 году, и согласно опросам может получить почти столько же, и в 2011 году. Она имеет поддержку почти половины электората, в основном, потому что ей удалось достичь экономической стабильности и роста, тем самым почти в два раза повысив средний доход на душу населения. Она также приняла меры, хотя и скромные, для улучшения неравномерного распределения доходов. Благодаря решительной борьбе, ей удалось обуздать опекунские полномочия военно-гражданской бюрократии, которые находятся в конфликте с демократией. Курдская проблема еще не решена, но официально отказ курдам их идентичности пришел к концу. Это значительно повысило международный престиж и мягкую власть Турции.
Однако, все большее беспокойство вызывает качество действий АКП в ее третий срок у власти. Список кандидатов на выборах 12 июня, подобранный Эрдоганом, создал большое разочарование даже среди собственного электората АКП. Список, похоже, отражает ожидание Эрдогана полного повиновения от парламентской фракции партии. Его предложения о введении президентской системы по французскому и российскому образцам, является весьма тревожным. То, что среди кандидатов АКП нет ни одного представителя алавитов, значительно подрывает претензию партии быть партией всего народа. Становится все более тревожным для многих и то, что с менталитетом: экономический рост любой ценой, правительство АКП уделяет мало внимания окружающей среде и, похоже, решило построить АЭС с небольшой подготовкой к этому, и это несмотря на тот факт, что две трети людей против.
Несмотря на растущую критику, АКП, партия готовится выиграть третий срок. Проблемы могут возникнуть, однако, если ей удастся получить 330 или больше мест в парламенте, тем самым получив возможность разработки обещанной новой конституции полностью по ее инициативе. Конституция, разработанная без консенсуса между сторонами, вряд ли отвечает требованиям демократической консолидации, которая так необходима. Однако, если АКП получит менее 330 мест, есть опасность того, что Эрдоган может отложить идею новой и демократической конституции.
Для того чтобы демократия функционировала должным образом, абсолютно необходима сильная оппозиция, приверженная демократическим ценностям. Инициатива ее нового руководства перейти на сторону либеральной демократии, а не бюрократического режима опеки, подняла надежды Народно-республиканской партии (НРП) в конечном итоге превратиться в реальную альтернативу правящей партии, чего не хватало стране в последнее десятилетие . Ее список кандидатов заполнены подозреваемыми судом по делу против преступной сети "Эргенекон", и правые деятели и неподобающий дискурс Кемаля Киличдароглу во время кампании, обманули надежды. Если Киличдароглу не наберет на выборах больше по сравнению с местными выборами 2009 года, он рискует возвращением старой гвардии во главе с бывшим лидером Денизом Байкалом.
Для того, чтобы курдские требования были должным образом представлены в составлении новой конституции и насилие закончилось, важно, чтобы партия Мира и демократии (БДП) образовала большую группу в этом парламенте. Однако настойчивость БДП считаться единственным представителем курдов, что вовсе не соответствуют курдской реальности, ведет к расколу и конфликтам между курдами. Ее результативность, пожалуй, лучше всего описана заключенным лидером Рабочей партии Курдистана Абдуллой Оджаланом, который недавно заявил, что БДП не смогла должным образом воспользоваться возможностями, предоставляемыми демократической политикой.
Если НРП традиционно представляет авторитарный секуляризм - кемализм, Партия националистического движения (ПНД) представляет турецкий национализм. Под руководством Киличдароглу НРП, путем отказа от мантры "секуляризм в опасности" и дистанцирования от авторитарного секуляризма, пытается привлечь голоса из числа религиозных суннитов. ПНД, с другой стороны, репозиционировала себя, чтобы заполнить места на жесткой светской линии, оставленной НРП, и тем самым заручиться голосами части традиционного электората НРП. Опросы, однако, показывают, что ПНД может не суметь перейти грань, за которой она оскорбила часть своих собственных религиозных избирателей. Если бы ПНД не смогла получить места, это не только нанесло бы ущерб представительности парламента, но увеличило бы риск радикализации среди рядовых членов ПНД.
По всем основным причинам, обсуждавшимся выше, парламентские выборы в июне 2011 года могут быть проведены в более нормальных условиях, чем предыдущие, но они, вероятно, будут иметь огромное влияние на дальнейший ход событий в Турции.