Третий раз подряд партия “Cправедливости и развития одерживает победу на парламнтских выборах, обеспечив третий срок на посту премьер-министра Реджепу Тайипу Эрдогану. Результат лучше чем на предыдущих выборах, но все равно правящей партии не хватило четырех голосов, чтобы при поддержке других партий начать проводить реформы, в том числе и конституционную.
“Мы напишем гражданскую, свободную конституцию, чтобы объединить все партии и все общество. Эта конституция будет для всех и каждого, как для востока страны, так и для запада”, заявил Реджеп Тайип Эрдоган.
Но достаточно ли будет этой объединительной речи, чтобы найти поддержку оппозиции, которая считает конституционную реформу способом удовлетворить политические амбиции премьер-министра. По мнению политологов Эрдогану не остается ничего иного, кроме диалога и компромисса.
“Есть очень серьезные вопросы: курдский, а также все что связано с новой конституцией. Но решить их можно только путем консенсуса и диалога как с другими партиями, так и с обществом в целом”,- считает профессор Ченгиз Актар.
Ныне действующая конституция была принята в 1982 году через 2 года после военного переворота. Эрдоган хочет изменить текст основного закона, который не предусматривает основные свободы. Он обещает гражданскую конституцию, но не уточняет детали, кроме намерения включить в нее положение о президентской республике, что позволит ему еще на два срока остаться у власти, но уже в качестве президента.
Это беспокоит оппозицию. И маловероятно, что в этом вопросе ПСР получит поддержку Народно- республиканской партии. Придется искать альянса с курдской партией “Мира и демократии”, но она может выставить свои условия.
Курдская проблема еще одна забота премьер-министра, хотя бы потому что является препятствием на пути в ЕС. Последняя встреча Эрдогана с представителем курдов, которые составляют одну шестую населения страны, прошла еще в 2009 году еще во времена партии “Демократического общества”, запрещенной Конституционным судом и возродившейся под названием партии “Мира и демократии”. Эта партия, увеличившая свое количество мест в парламенте до 30, среди прочего требует автономии для курдов.