КРГ будет уделять большое внимание сельскому хозяйству
Недавно СМИ сообщили, что пятилетний план Министерства сельского хозяйства провалился. Министр сельского хозяйства Джамиль Сулейман опроверг эти утверждения в интервью "Глоб". По его словам, КРГ будет уделять больше внимание сельскому хозяйству в будущем.
"Глоб": Некоторые СМИ сообщили, что пятилетний стратегический план министерства сельского хозяйства провалился. Как вы это прокомментируете?
Сулейман: Это не соответствует действительности и безосновательно. Стратегический план – проект на пять лет. Он начался в 2009 году и завершится в 2013 году. Мы предоставили подробную информацию о проекте в СМИ. В некоторых секторах сельского хозяйства, план был успешным. Например, мы произвели в 2010 году 500 тысяч тонн кукурузы, а также фрукты и овощи, продукты были многообещающими. План производства 5503.000 тонн пшеницы, овощей и продуктов перевыполнен на 50 процентов и фруктов - на 25 процентов. Производство мяса, - хотя оно по-прежнему нуждается в большой работе - также возросло. Что же касается теплиц, то мы раздали 7-8 тысяч. Более того, на рынках Курдистана сейчас продают в основном местные продукты. Кроме того, мы до сих пор распространяем теплицы.
"Глоб": Один из министров кабинета Регионального Правительства всегда был министром сельского хозяйства. Почему он не играет решающей роли в жизни Курдистана?
Сулейман: Курдистан получает бюджет от Багдада с 2003 года. Мы всегда зависели в этом смысле от организаций. К счастью, мы можем видеть ежегодное увеличение бюджета региона, и постепенно проблемы в регионе уменьшились. В то же время, мы не смогли полностью отказаться от необходимости импорта сельскохозяйственной продукции. В прошлом, фермеры производили продукты для собственного потребления, но теперь они могут зарабатывать деньги с помощью своей продукции. Сейчас правительство дает кредиты фермерам, и они могут извлечь из этого существенную пользу; этого вида сотрудничества с фермерами не существовало в прошлом. В 2009/10 году у нас было 30 000 проектов, все они реализуются с сельскохозяйственными кредитами. Министерство также отложило из бюджета 2011 года фонд для тех, кто имеет сельскохозяйственные земли, чтобы они могли купить продукты. Каждый должен знать, что сельскохозяйственный сектор не может развиться в один или два года, он в действительно нуждается в долгосрочной стратегии.
"Глоб": Чтобы получить кредит, фермер должен иметь землю, зарегистрированную на его имя. Однако большинство из них не имеют документов, и это означает, что мало кто может извлечь выгоду из ссуд, не так ли?
Сулейман: Мало того, что этот момент верен, но они также должны иметь сельскохозяйственные контракты. На текущий год, фермеры, которые не имеют документов о собственности на их земли, могут попросить сельские советы сделать список, чтобы заявить, что этому фермеру, например, принадлежит эта земля. Мы можем помочь им в этом.
"Глоб": Некоторые люди говорят, что министерство дало теплицы богатым людям, а не фермерам. Есть ли у вас какие-либо комментарии?
Сулейман: Каждая провинция имеет свою квоту теплиц. Теплицы предоставляются фермерам в соответствии с набором правил - например, при наличии земли и воды - установленным министерством, что привлекает многих фермеров. Так что, это буквально дело везения. Распределители парников призывают фермеров создавать свои собственные теплицы, потому что одних парников недостаточно для значительного урожая. Фермеры также могут получить кредиты на строительство теплиц, потому что министерство хочет иметь больше фруктов и овощей, чтобы уменьшить импорт.
"Глоб": В западных странах некоторые компании производят сельскохозяйственную продукцию без использования хозяйств. Эти компании используют более высокий уровень науки и техники, чем фермеры. Имеет ли Министерство сельского хозяйства КРГ планы на этот тип проектов?
Сулейман: Мы обсуждали эти планы в рамках министерства, и министерство хочет продвигать специализированные сельскохозяйственные группы. Мы запустили этот проект. У нас есть оливковые продукты из теплиц, и мы сейчас работаем над созданием аналогичной группы картофелеводства. Мы уверены, что эти группы будут успешны, но все равно нам нужно больше времени, чтобы понять, как это работает здесь. В районе Бардараш, например, землевладелица выращивает картофель на 1000 квадратных километрах в сотрудничестве с голландской компанией, которая контролирует проект. И ее хозяйство работает успешно.
"Глоб": Профсоюз фермеров Курдистана распространяет пикапы, и люди критикуют профсоюз за то, что он предоставляет эти грузовики людям в городах, а не фермерам. Почему не министерство контролирует распространение пикапов среди фермеров?
Сулейман: Я согласен с вами, и это правда. Министерство не имело и не имеет ничего общего с этим распределением. С другой стороны, я предпочитаю [специализированные] сельскохозяйственные машины пикапам для фермеров, поскольку они более практичны для сельского хозяйства. Фермеры не много получают от пикапов.
"Глоб": Почему сельское хозяйство получает в Курдистане такой малый процент бюджета, в то время как большая часть бюджета идет на строительство и инвестиционные проекты?
Сулейман: Это верно, но это по нескольким причинам. Строительные проекты, инвестиции могут дать прибыль быстрее, чем сельскохозяйственные проекты. Между тем, сельскохозяйственные инвестиционные проекты также начаты двумя египетскими и бразильской компанией в Дохуке.
"Глоб": В течение последних нескольких лет в Курдистане были ужасные пыльные бури и засухи. Что делает министерство, чтобы помочь с этим?
Сулейман: У нас была кампания по высадке 2 млн. деревьев в 2010 году, теперь они выросли. Мы все еще поливаем эти деревья.