Иногда это помогает, чтобы обсудить вопросы открыто. Да, 30-летняя Рабочая партия Курдистана (РПК) является террористической организацией, с кровью на руках. Но при этом невозможно отрицать, что РПК обладает популярностью среди курдов Турции.
Хотя соответствующие истории РПК и курдской Партии мира и демократии (БДП) различны, мало кто будет спорить с тем, что эти две ведущие курдские партии одной и той же политической перспективы.
На последних национальных выборов, БДП получила бесспорно сильную поддержку, от 6,5 процентов избирателей всей Турции. В некоторых городах на преимущественно курдском юго-востоке Турции, эта поддержка колебалась в районе 60 процентов. Что более удивительно, это то, что БДП добилась таких сильных национальных показателей, получив голоса от менее чем половины изо всех возможных провинций Турции.
Следует посмотреть на все эти факты широко открытыми глазами. Те, кто говорят, что "курдский вопрос отличается от вопроса РПК", не правы. Нравится нам это или нет, "курдский вопрос" и "вопрос РПК" больше переплетаются, чем когда-либо раньше - по сути, они стали одним вопросом.
Воображать РПК группой в три-пять тысяч человек, сидящих в горах с оружием, и игнорировать политическую поддержку этих горных террористов - самая большая ошибка, которую можно было бы допустить.
Тем не менее, насилие продолжается. 14 июля, 13 турецких солдат были убиты в столкновении с боевиками РПК в юго-восточной провинции Диярбакыр. После нападения, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: "Не существует курдской проблемы; есть только проблема РПК" Он добавил, что "каждый курдский гражданин имеет проблемы в своей жизни, но проблемы курдов в Турции не имеет отношение к Рабочей партии Курдистана".
Разделение курдского вопроса и вопроса РПК, некоторое время было стандартным взглядом среди правительственных чиновников. Ненадежность РПК, сложность структуры руководства РПК, лидеры РПК, которые противоречат друг другу - вот некоторые из факторов, которые могут привести к отсутствию доверия в правительственных кругах. Руководители правительства могут думать, что они принимают огромный политический риск, предполагая рабочие отношения с РПК, однако правительство не может найти никого, кроме РПК, кто по-настоящему говорил бы с ним от имени курдского народа.
Две проблемы, один народ
Я понимаю, что это очень разочаровывающая ситуация для государственных лидеров. Однако чего я не понимаю, это заключение, что нет никакого способа, при котором РПК и правительство могли бы сотрудничать. Эта точка зрения возвращает нас к ситуации до 2005 года, когда правительство говорит: "Существует курдская проблема и проблема РПК", а затем исключает РПК из любого возможного процесса принятия решений с целью устойчивого политического решения проблемы курдов в Турции .
Лично я стараюсь внимательно изучить курдскую проблему с 1980-х. На мой взгляд, когда-то были другие возможные решения курдской проблемы, даже решения, которые бы исключали террористические организации, как РПК. Однако в то время, наше правительство пыталось решать проблему не просто без РПК, но и без курдов. С 1980-х, отрицание курдов увеличило рост курдского вопроса или курдской проблемы, и заставило курдов более тесно сотрудничать с РПК. Сейчас мы достигли точки, когда люди говорят: "Пусть частью решения будут курды, но не РПК."
Я считаю, что мы достигли той стадии, когда решение без РПК не представляется возможным. По сути, государственные деятели поняли, по прошествии достаточно долгого времени, что РПК должна быть частью решения курдского вопроса. Начиная с 1992 года, вновь и вновь начинались переговоры, прямо или косвенно, между РПК и турецким правительством. В каждом из этих обсуждений ставилось условие, чтобы РПК, наконец, сдалась, сложила оружие, спустилась с гор и и стала правовой организацией.
Конечно, всегда есть "другой" вариант. Второй вариант прост: не согласиться на мир и единое решение с РПК, а пытаться "ликвидировать" РПК. Последние 13 мучеников, которых мы потеряли в этом месяце в нападениях на юго-востоке Турции, должны по крайней мере напомнить нам, что мы пытались применить этот "второй вариант" решения курдского вопроса в течение 30 лет.
От нас зависит принять решение: может ли курдский вопрос быть решен с РПК или без РПК?
Комментарии редакции: Если ведущие газеты Турции так пишут, то налицо большой сдвиг в турецком общественном мнении. Во всяком случае среди части элиты.