Как оппозиция, так и правящие партии одинаково подчеркивают желание возобновить встречи, но при этом ставят предварительные условия
Оппозиционные лидеры в Курдистане смотрят на президентские обещания, гарантирующие выполнение их требований перед возобновлением переговоров с правящими партиями. Оппозиция потребовала для себя политической и финансовой безопасности, и того, чтобы правящие партии решили ее вопросы, которые должны быть решены с помощью правительства и суда.
Дата возобновления диалога остается в центре политического водоворота. Оппозиционные партии, движение Горран, Исламский союз Курдистана (ИСК) и Исламская группа Курдистана (ИГК, она же Комала), представили правящим партиям четыре требования в качестве условия для возобновления переговоров, после изучения проекта общих реформ в течение четырех предыдущих раундов встреч.
Политические отношения в регионе заморозились, и как оппозиция, так и правящие партии вели агрессивную кампанию в СМИ, а также антиправительственные демонстрации, которые начались 17 февраля и продолжались в течение двух месяцев. Протесты включали призывы к реформам, и имели результатом 10 погибших и сотни раненых.
Через две недели после того как оппозиционные партии объявили 11 июля о прекращении встреч, правящие партии - Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана - ответили общим заявлением, что условия могут быть выполнены.
Ответ правящих партий вселяет "надежду", но "недостаточен", согласно Абдул-Саттару Маджиду, представителю политбюро ИГК. "Наши требования очень четкие и требуют четкого ответа." Оппозиционные партии хотят практического ответа, добавил он.
Лидер ИГК, который также ведет переговоры, признает, что преследование лиц, ответственных за насилие, является прерогативой судов, но они внесли это в качестве требования в переговоры. Оппозиция просит правящие партии прекратить вмешательство в судебный процесс и содействовать суду над подозреваемыми. "Наше требование подчеркивают возвращение суверенитета судов и активацию их, чтобы было возможно привлечь подозреваемых к суду", сказал он.
КРГ прекратило бюджетное финансирование трех оппозиционных партий более четырех месяцев назад. Это означает, что оппозиционные партии не в состоянии платить своим членам полную зарплату. Партии, по словам Маджида, в настоящее время зависят в финансовом отношении от пожертвований их сторонников, и те члены, которые участвуют в правительстве или избраны в парламент, уделяют им часть своей зарплаты.
"С Божьей помощью, мы можем продолжать нашу работу", сказал Маджид отметив, что эти пожертвования "заметно помогают".
"Мы нормально ведем наши дела, и сегодня мы распределяем зарплаты. Наш бюджет – это не то, что нам нужно от правительства. Это наше право, получить то же, что и ДПК, ПСК и союзные им партии, которые получают средства от государства", прокомментировал Салахаддин Бабакр, участник переговоров из политбюро ИСК. Он также предупредил, что они, оппозиционные партии, не будет молчать по этому вопросу, и они "считают, что правительство им должно и обязано выплатить этот долг."
"Урезание нашего бюджета означает сокращение доходов для тысяч людей", пожаловался руководитель ИСК, отметив, что деньги КРГ поступают из 17-процентной доли от иракского бюджета, предназначенной для региона. Депутаты ИСК в Багдаде тоже защищали гарантии этого бюджета для региона.
То, что оппозиционные партии в настоящее время лишены фондов КРГ, Бабакр считает политическим давлением, а не административными процедурами. Это сокращение объясняется тем, что "ДПК и ПСК приказали премьер-министру сделать это - это яркое свидетельство того , что правительство находится в распоряжении партий ", сказал он.
Он также настаивал на выполнении условий, прежде чем пойти на пятую встречу, или хотя бы на указе президента Региона или премьер-министра КРГ, идущем навстречу их требованиям.
"Условия оппозиции, на которых они остановили встречи, не имеют ничего общего с содержанием предложений, обсуждавшихся на встречах, сказал лидера ПСК и участник переговоров Сади Ахмед Пира, пояснив, что эти требования должны быть рассмотрены в суде и правительства.
Он также отметил, что они, правящие партии, имеют те же требования.
"ПСК и ДПК также требуют преследования всех, кто был ответственным за насилие - тех, кто провоцировал демонстрантов, бросавших камни, и тех, кто призывал к джихаду", сказал он, имея в виду протестующих и, косвенно, сторонников оппозиции. По его словам, бюджет также был сокращен для двух правящих партий, и он настаивал, что ни одна партия не получает бюджета от правительства. "КРГ платит только финансовую помощь." Эта проблема будет решена, когда парламент проголосует по законопроекту о финансировании политических партий на своих заседаниях после Рамадана, сказал Пира.
Тем не менее, политбюро ДПК и ПСК, в ходе своей встречи 24 июля, подчеркнули необходимость возобновления встреч, отметил Пира. "До сих пор мы провели четыре заседания [с оппозиционными партиями] и каждый раз, на них решалась часть проблемы. Мы достигли фазы оценки предложений друг друга и собирались обсудить результаты на пятом совещании. Но встречи были остановлены способом, который мы не понимаем", сказал лидер ПСК, отметив, что эта встреча смогла бы достичь" положительного результата".
"Мы надеемся, что братья в ДПК и ПСК предпримут более ответственно шаги в отношении проблем региона Курдистан. Мы сделали шаг вперед. Мы показали на совещаниях, что мы хотим прийти к соглашению. Наши требования могут быть удовлетворены простым указом президента", отметил представитель ИГК.
Условия оппозиции для возобновления встреч:
1 – Отдача под суд тех, кто стрелял в демонстрантов.
2 – Прекращение преследований политических активистов.
3 - Отмена политических наказаний (тех, кто уволен со своих постов из-за политической лояльности), и освобождение политических заключенных.
4 - Возобновление финансовые дотаций для оппозиционных партий.